Монофизитство, или евтихианство
Во время несторианских споров между приверженцами Кирилла были лица, которые, защищая православное учение, в пылу споров впали в противоположную крайность: отрицая несторианское разделение Божеской и человеческой природ в Лице И.Христа, они полностью сливали эти две природы так, что человечество представлялось поглощенным Божеством, т.е. в И.Христе оставалась только одна природа Божеская. Как несториане давали перевес человеческой природе над Божественной (Христос — простой человек, носящий Божество), так еретическая партия приверженцев Кирилла давала перевес Божеской природе над человеческой и И.Христа представляла только Богом. Несторианские взгляды вышли из Антиохийской школы, а противоположные им взгляды — из Александрийской. Это еретическое учение об одной Божественной природе в Иисусе Христе называется монофизитством (монос — один, физис — природа), а так как первым открыто высказал это учение и положил начало монофизитским спорам архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий, то оно именуется еше евтихианством.
Споры по поводу этой ереси начались в половине V в., когда на Александрийскую кафедру вступил после Кирилла Диоскор, он и возглавил партию монофизитов. Первым выступил против этой ереси блаженный Феодорит Кирский в своем сочинении “Эранист”.
Вскоре началось расследование ереси. В 448 г. в Константинополе был созван под председательством патр. Флавиана собор, на котором монофизиты доложили, что человечество И.Христа во время крещения претворилось в Божество. Собор осудил и низложил Евтихия. Но тот пожаловался императору. Евтихия поддержала придворная партия во главе с императрицей Евдокией. В спор вмешался папа Лев Великий; он также осудил Евтихия и прислал патр. Флавиану послание, в котором изложил православное учение о соединении в И.Христе двух естеств.
Четвертый Вселенский Собор
Несмотря на осуждение Евтихия Флавианом и Львом Великим на соборах, Диоскор стоял на стороне Евтихия. Мало того, Диоскор даже просил императора назначить Вселенский собор в Ефесе для оправдания Евтихия.
Император согласился и назначил собор в Ефесе в 449 г. На соборе был патр. Константинопольский Флавиан и легаты папы. Всех членов было 130, восточных епископов не приглашали. Диоскор не надеялся путем доказательств и убеждений решить дело в пользу Евтихия, поэтому он подготовил вооруженную толпу, преимущественно монахов, которая ворвалась в храм, где происходило заседание, с криком: “Рубите надвое разделяющих естество Христово надвое”. С помощью этой толпы Диоскор признал учение Евтихия православным, вычеркнул из Никейского символа веры слова “воплотившегося от Духа Св. и Марии Девы”, а Флавиана заключил в темницу, где тот через три дня умер. Собор этот известен под именем “разбойничьего собора”. Император признал этот собор Вселенским.
На защиту православия выступил тогда Лев Великий. Он, а также западный император требовали созыва настоящего Вселенского собора. В 450 г. дела приняли иной оборот. Супруга Феодосия II Евдокия и вельможа Хрисафий были удалены от двора, а влияние на государственные и религиозные дела получила сестра Феодосия Пульхерия, супруга нового императора МАРКИАНА (Феодосий в 450 г. умер).
В 451 г. по желанию Пульхерии был созван в Халкидоне (на берегу Босфора) Вселенский собор (IV-й по счету). На нем присутствовало 630 отцов — восточных и западных. Председателем был Анатолий Константинопольский. Здесь были пересмотрены дела разбойничьего собора и отменены его постановления. Диоскор, присутствовавший на Халкидонском соборе, был осужден.
Относительно монофизитства собор постановил, что оно так же еретично, как и несторианство. Отцы собора изложили догмат об образе соединения в Лице И.Христа двух естеств в таких словах: “Последующе божественным отцем, вси единогласно поучаем исповедывати... единого и тогожде Христа, Сына, Господа единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняемому свойству коегождо естества во едино лице и едину ипостась совокупляемого): не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына и единородного Бога Слова”.
Учением этим осуждалось как несторианство, так и монофизитство. Блаж. Феодорит, которого подозревали в несторианстве, также подписал это определение и произнес анафему на Нестория, поэтому собор снял с него и Ивы Эдесского осуждение, наложенное Диоскором на разбойничьем соборе. На шестое заседание собора прибыл Маркиан; в своей речи он выразил радость, что собор закончился мирно. Кроме этого, на соборе было составлено 30 канонических правил. Диоскор и Евтихий, а равно и другие монофизиты были императором сосланы в отдаленные провинции (см. “Ж.М.П,”, 1951, 6,7).
Монофизитство после Собора
Соборным осуждением монофизитская ересь не была уничтожена. Уже на самом Хадкидонском соборе некоторые представители египетских пустынножителей были против учения, что Иисус Христос имеет природу, подобную грешной человеческой природе.
Возвратившись в Палестину, делегаты монахов рассказали, что Халкидонский собор восстановил несторианство. Это сообщение возбудило палестинских монахов, и они собрались в количестве 10 тысяч, напали на Иерусалим, разграбили его, а патр. Ювеналия, который подписал халкидонские постановления, изгнали. Такие же волнения были в Александрии. Император применял против мятежников военную силу, но это ни к чему не приводило. Все это повело к образованию отдельного монофизитского общества, во главе которого стал ставленник монофизитов, Александрийский патриарх Элур.
Волновало монофизитство и Антиохийскую Церковь, во главе которой стоял Антиохийский патриарх, ставленник монофизитов, Петр. Он в трисвятой песни, после слов: “святый бессмертный” сделал монофизитское прибавление: “распныйся за ны”.
Еще более укрепилось монофизитство, когда императорский престол занял император ВАСИЛИСК. Он в 476 г. издал окружное послание, в котором осудил Халкидонский собор. Однако православные восстали против этого послания. В Церкви образовались две сильные, враждующие между собой, партии. Преемник Василиска ЗЕНОН в 482 г. издал согласительное вероопределение (энотикон), на основании которого должно было установиться общение между православными и монофизитами. В энотиконе Зенон нарочито умолчал о естествах в Лице И.Христа и двусмысленно выразился о Халкидонском соборе. Это не удовлетворило ни строгих православных, ни строгих монофизитов, хотя некоторые и подписали этот энотикон, в том число и Константинопольский патриарх. Недовольные энотиконом пожаловались в Рим. Папа воспользовался этим, осудил энотикон и принявших его и даже прервал общение с восточными церквами. Разрыв этот продолжался до императора ЮСТИНА I (518-527), при котором возобновлены были отношения с Римской Церковью и подтверждена важность Халкидонского собора.
Попытки императора Юстиниана к воссоединению
монофизитов с Церковью
Юстиниан I (527-565) известен в истории как выдающийся государственный деятель и ревностный поборник православия. В целях умиротворения Церкви Юстиниан решил присоединить монофизитов к православию.
Монофизитство особенно утвердилось в Египте, где их было большинство. Разделение в Церкви было вредно и для государства. Однако Юстиниану не удалось достигнуть своей цели, много мешала ему в этом его жена Феодора, тайная монофизитка, в дарованиях не уступавшая своему супругу. Под ее влиянием Юстиниан согласился на прибавление к трисвятой песни “распныйся за ны” в Константинопольской Церкви. Константинопольским патриархом, по настоянию Феодоры, был назначен бывший монофизит. К счастью, прибыл Римский папа в Константинополь и помог Юстиниану разобраться в происках монофизитов, и патриарх-монофизит был смещен. Но Юстиниан не терял надежды присоединить еретиков. Был созван собор в Константинополе, однако, вследствие упорства монофизитов, рассуждения ни к чему не привели. Еретиков снова осудили, император подтвердил прежние строгие законы против монофизитов, и они при возобновившихся преследованиях бежали в Великую Армению.