Монофизитство и V Вселенский собор (553).

Антиохийская школа, отразившая в своих философских тенденциях аристотелизм и семитскую остроту полярности Бога и мира, сложилась в религиозную философию, привлекающую души, позитивно настроенные в религиозной жизни. Александрия с ее платонизмом привлекала души народностей, чуждых какому бы то ни было позитивизму и склонных к мистическому благочестию. Антиохийская школа сложилась в мировоззрение, приемлемое для рационализирующей интеллигенции. Монофизитский отрыв от космической реальности и полет религиозного чувства в спиритуалистическую небесную даль показался более привлекательным для широких и разнообразных народных масс. Евтихий договорился до формулы, что Иисус Христос "неединосущныйнам", т.е. чужд человечеству.

Три Главы" – первоначально утверждения, которые содержались в анафематствованиях, опубликованных Юстинианом (544), и отражали мнения Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Впоследствии термин "глава" ввиду своей близости в греческом и латинском языках со словом, означающим "голову", был применен к каждому из осужденных богословов.

Монофизитская оппозиция Халкидонскому собору постоянно обвиняла его в несторианстве, и не столько из-за самого его постановления, сколько потому, что многие халкидониты неохотно соглашались с кирилловым теопасхизмом (Бог не страдает по Своей природе, однако Бог пострадал плотию именно Бог, именно Сам Бог Слово), а также потому, что собор формально реабилитировал двух критиков Кирилла, епископов Феодорита и Иву. Если надеждам Юстиниана на истинно богословское соглашение между сторонами суждено было сбыться, то обвинения эти следовало опровергнуть. Первым его шагом в этом направлении была поддержка утверждения скифских монахов, что действительно "Один из Святой Троицы пострадал плотию". (533- указ о вере).

Второй шаг был совершен, когда в 543 г. Юстиниан, решительно отвергнув "оригенистское решение" вопроса, опубликовал трактат против "Трех Глав", вызвав формальный церковный спор по этому вопросу, приведший к соборным постановлениям 553г.

Не отрицая человечества во Христе, моно­физиты предполагали однако оправдать, доказать свой догмат о единой природе Христа, дав особое выяснение Его человечест­ва. Виновник монофизитства, Евтихий учил, что Иисус Христос "из двух природ", а после единения, или вопло­щения у Него уже одна природа.

5 ВС -553 г. в Константинополе.Соборвыставлял дело так, что будто бы несториане и доселе производили агитацию и, не смея заявить прямо, распространяли свои воззрения при помощи сочинений Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. На первом заседании прочитаны были послания Евтихия и Вигилия и отправлено было к последнему торжественное посольство из 20-ти человек с 3-мя патриархами во главе для приглашения его на Собор. Вигилий отказался явиться ссылаясь на недомогания, а затем на то, что с ним очень мало за­падных епископов, и он не может явиться на Собор, но подаст письменное решение дела, для чего он просил императора дать ему отсрочки 20 дней.

Прежде произнесения соборных решений о трех главах, папа Вигилий отправил императору письмо, где осуждал еретические места из сочинений Феодора, как уже почившего предоставляя его суду Божию. От осуждения Феодорита и Ивы папа уклоняется и даже возражает против него потому, что они анафематствовали несторианство и были приняты Халкидонским Собором. Но император даже не принял к себе папского посла.

Более того, собор признал папу подлежащим низложению и исключил имя его из диптихов. Был анафематствован и Ориген, как еретик. На Востоке решения Собора были встречены без протес­тов. Римская Церковь в большинстве не была согласна с ним. Ви­гилий и некоторые другие его единомышленники были сосла­ны. Но уже 8-го декабря 553 г. Вигилий в письме к Евтихию признавал свой протест против осуждения трех глав незакон­ным. Ему позволено было вернуться в Рим, но дорогою он умер в Сицилии.

Надежды, которые возлагал Юстиниан на осуждение трех глав в отношении Востока, не оправдались. Монофизиты по-прежнему не хотели знать Халкидонского Собора. Кроме мо-нофизитов (особенно яковитов) воинствовавших и резко от­делявших себя от господствовавшей Церкви, которую они считали еретическою, повсюду на Востоке было много людей и общин, которые оставляли Халкидонский Собор под сом­нением, т.н. "колеблющиеся."

Император Юстин II-й (565-578 г.) издал свой эдикт о правой вере в очень осторожных выражениях и с запрещением "препираться о лицах и словах. Монофизиты не приняли эдикта, ибо он не осуждал Халкидонского Собора. Император Тиверий (578-582 г). удерживал патриархов Иоанна и Евтихия от преследования монофизитов, говоря: "с меня довольно войны с персами." Император Маврикий (582-602 г). строго держался православия, и все 4 патриарших трона на Востоке имели своих представителей, находившихся во взаимном общении и единении с Римской Церковью.

21) Завершение монофизитской дискуссии на VI Вселенском соборе и Начало монофелитства.Ираклия короновал в 610 г. патриарх Сергий. Последний стал его другом и советником. Сергий был родом сирийцем из яковитской семьи. Лишь в юности принял православие и выдвинулся в константинопольском мире. Он горячо интересовался государственной политикой и наследственно имел интерес по вопросу о соединении с монофизитами.

+ Национально-политический вопрос был неотвратим. И решение его в смысле достижения единстваимперии через единствовероисповедания было неизбежным для того времени.

Сергий знал, что православная формула, когда дело идет о личном самосознании, говорит, что самосознательный центр Богочеловека — один, т.е. единое ипостасноесознание. A как же действия, энергии и воля? Не симметрична лиединая богочеловеческая воля единой богочеловеческой ипостаси? Но папа Лев в томосе пишет: две энергии и две воли. Монофизиты в таком случае требовали от православных быть логичными и при двух волях предполагать и два самосознания, т.е. четкое раздвоение природ. Сергий же предлагал православным моноэнергизм. => монофелитство.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. Протест со стороны Софрония против унионных формул имел своим последствием крайнюю медленность в развитии событий, несмотря на сочувствие им Папы и Патриарха. Только в 638 (уже после смерти Софрония в 637 г.) году появилось "Изложение веры" импе­ратора Ираклия.

649 – Латеранский собор папы Мартина (649-653).Изложение учении о 2-х волях Христа. 653- папу схватили, посадили в Константинополе в тюрьму, судили. 655 г. - его отправили подыхать в Херсонес. 655- расправа над Максимом Исповедником. В начале 662 г. Максим снова вызван в столицу, опять судим, подвергнут бичеванию и отсечению правой руки. Сослан после этого в Лазику подыхать.

668 г. император Констанс был убит заговорщиками, и престолом удалось овладеть Константину Погонату. Новый император отнюдь не был скло­нен к монофизитству. Когда возгорелась снова борьба по этому вопросу между Римским папою и Константинопольским патри­архом, то он выступил примирителем их.

680-81 – III КП собор. Председателем Собора был сам Константин IV (668-685). Заседания происходили в судебной палате императорского дворца, т.е. Трулле. Началось чтение актов предшествовавших Вселенских Соборов. На первом заседании были прочитаны акты лишь III-го Вселенского Собора (Новое доказательство, что значит, не было актов от I и II Вселенских Соборов). На 2-ом - акты IV-го Вселенского Собора, на 3-ем - V.

Император предложил Макарию Антиохийскому и его единомышленникам "представить свидетельства св. отцов в доказательство того, что во Христе была одна воля и одно действие." Они обещали это сделать, но просили отсрочку. Под влиянием посланников папы Агафона (678-81) монофелиты были осуждены. В своем догматическом определении, отцы, по примеру Халкидонского Собора, повторили символы, заимствовали значительную часть из определения IV-го Вселенского Собора и взяли не­сколько фраз из V-го Вселенского Собора. Собственное же свое определение о двух волях во Христе Собор выразил так: "в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные дей­ствия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно… Его человеческое хотение не противоречит и не противобор­ствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Бо­жественному и всемогущему хотению".

Император утвердил постановления Собора особым декретом. В Рим были посланы извещения о результатах со­борных деяний, где было сообщение об осуждении папы Гонория I (625-38).

Но через 30 лет монофелитство было торжественно восста­новлено, а VI-ой Вселенский Собор осужден, т.к. после низвержения династии Ираклия, в лице Юстиниа­на II, престол занял армянин Филиппик Вардан (711-713 г.). Он был воспитан в монофелитской семье; учителем его был Стефан, ученик Антиохийского Макария. Какой то псевдо-Авва предсказал ему еще за 10 лет долгое царствование и взял с него клятву, что он, сделавшись императором, опять водворит монофизитство. В январе 712 г. он созвал Собор, на котором осудил VI-ой Вселенский Собор и издал томос с монофизитским учением. Но, уже 3-го июня 713 г., Филиппик был низвержен, а с ним погибла и его безумная попытка.

Признание VI-го Вселенского Собора, или восстановление его, произошло одновременно с венчанием императора Анаста­сия II на царство.

22) Трулльский собор 691-692.Ввиду того, что ни на V-ом, ни на VI-ом Вселенском Соборе не было постановлено никаких правил относительно церковной жизни, сын и преемник Константина Погоната — Юстиниан П (685-711 г). в 691-692 году созвал новый Собор для составления канонов. Как дополнение к V-му и VI-му Со­борам этот Собор назывался quini-Sexta (пято-шестой). На нем составлено было 102 канона. Восточная Церковь им приписы­вает авторитет Вселенских определений, неразрывно связывая их с VI-м Вселенским Собором. Но Западная Церковь их счи­тает простым постановлением Восточной Церкви; тем более, что некоторые каноны содержат полемические выводы против Западной Церкви.

Так, 2-е Правило утверждает канонический авторитет 85-и Правил Апостольских, а также некоторых поместных Восточных Соборов, которые Римская церковь не считала для себя обязательными. В Римской Церкви были признаны 50 Апостольских Правил в переводе Дионисия Малого, но обязательными они не считались. 13-е Правило осуждал целибат духовенства; 55-е — принятый у латинян пост в субботу. Папские легаты в Константинополе подписали акты Трулльского Cобора. Но Папа Сергий наотрез отказался их пописывать, назвав заблуждениями. Не признаётся в Западной Церкви до сего времени – хотя бы потому, что «престол Константинопольский имеет равныя преимущества с престолом древняго Рима».

Собор заседал в той же помещении, что и VI Вселенский собор, — зале дворца со сводами, так называемыми труллами, почему официально в документах ему было присвоено название Трулльского.

23) Оригентистские споры и церковная политика Юстиниана I (527-553).Император Юстиниан (527-65) очень интересовался религиозными вопросами, имел познания в них и был отличным диалектиком. Он возвысил Церковь в юридическом от­ношении, даровал широкие права епископам, заботился о ма­териальном состоянии Церкви. Он известен и как храмоздатель. Он, например, заново реставрировал знаменитый храм св. Софии, построенный Константином Великим, пострадавший от пожара после низвержения св. Иоанна Златоуста и сгоревший во время бунта Ника почти до тла.

Как будто бы по взаимному соглашению, — а Прокопий так дело и представляет, — Юстиниан был покровителем пра­вославных, а императрица Феодора — защитницею моно­физитов. Гонения на монофизитов, поднятые при Юстине, продол­жались и при Юстиниане. Однако, бесцельность их последний ясно сознавал, и в 531 г. прекратил насилия, разрешив изгнан­ным вернуться в их церкви и монастыри, причем епископов приглашал прибыть к нему. Император надеялся достиг­нуть единства путем выяснения пунктов разногласия в личных собеседованиях. Восточные епископы прислали ему свое изложение веры. Импера­тор решил устроить диспут — собеседование между правос­лавными и монофизитами, пригласив по 6 представителей с той и другой стороны. Первая роль между православными выпала на долю Ефесского епископа Ипатия. Один из 6-ти монофизитских епископов был убежден доводами епископа Ипатия и воссоединился с пра­вославной Церковью.

В связи с этим диспутом стоял указ императора Юстиниана о вере, от 15-го марта 533 г. к населению Константинополя и главных городов империи. Формула Юстиниана стоит в связи с теопас-хитскими спорами скифских монахов, к которым сначала Юстиниан относился отрицательно, а потом стал на их сторону. Папа после некоторых колебаний признал теопасхитскую формулу Юстиниана.

На место умершего папы Агапита в Риме избрали Сильверия.. Но в Византии этому не сочувствовали, ибо уже узнали о его несговорчивости по монофизитским делам. Подходящим антипапою явился апокрисиарий при Константинопольской кафедре диакон Вигилий, принадлежавший к римской знати и человек очень честолю­бивый. Он вошел в тайное соглашение с императрицею и уехал в Италию с поручением императрицы к полководцу Велизарию возвести его в папы. Велизарий, искусственно обвинивший папу Сильверия в измене, в сношении с готами, низложил его и возвел на его место 22-го ноября 537 г. папу Вигилия. В исполнение своих обязанностей Вигилий отказался от требо­вания анафемы на Евфимия, Македония и Фравиту, ограничив её одним Акакием.

Гонимых монофизитов деятельно поддерживала Феодора. Но на На Востоке монофизиты подвергались энергичному пре­следованию со стороны патриарха Антиохийского Евфрема (526-545 г.). В Сирии ему удалось значительно ослабить монофизитскую Церковь. Сирийские арабы твердо стояли на сто­роне монофизитов.

В конце IV-го и начале V-го века Александрийскую и Палестинскую Церковь волно­вал и оригенистический спор о человеческом образе Бога. Во второй трети VI-го века в Палестине снова возникли оригенистические споры уже по другому вопросу, о воскресении и загробной жизни, отрицании вечных мук грешников (Эсхатологическое учение Оригена известно как апокатастасис: т.е. восстановление при конце мира всего су­ществующего; как в начале создания все было "добро зело," был только мир чистых свободных духов, и лишь потом, вследствие охлаж­дения любви к Богу, некоторые духи оплотились или даже дошли до демонического падения).

Сам император ревностно занялся из­учением творений Оригена и сочинил ученый трактат, в кото­ром осудил его учение, как еретическое. Этот трактат был приложен к письму на имя патриарха Мины с просьбою рас­смотреть в собрании пункты учения Оригена и высказаться по их поводу. Собор состоялся в 543 г. С предложением императора осудить отдельные пункты в учении Оригена и анафематствовать с "безбожным Оригеном" и всех его едино­мышленников согласились и под ним подписались патриархи Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусали­ма. Решительный шаг против Оригена породил еще большие волнения.

544 – осуждение Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского.После издания эдикта, верные Халкидонскому Собору находились в очень мучительном состоянии. Приверженцы Халкидонского Собора теперь были поставлены пред альтернативой: или осудить три главы и чрез это корректировать, исправить Вселенский Халкидонский Собор, или оставаясь всецело верными Халкидонскому Собору, защищать сомнительное (т.е. "три главы").

Со стороны западных последовал решительный протест против данного эдикта — прежде всего, в Константи­нополе, от апокрисиария Стефана и Медиоланского епископа Дация. Юсти­ниан очень нуждался в согласии главы Западной Церкви, папы Вигилия, в свое время давшего много обещаний Визан­тийскому двору. Юстиниан пожелал приезда папы в Констан­тинополь. Последний, сочувствуя западному духовенству в его отрицательном отношении к указу императора, медлил испол­нить пожелание императора. Юстиниан спешил. По его рас­поряжению, колеблющийся папа был схвачен в церкви св. Цецилии и в ноябре 545 г. доставлен на остров Сицилию. В Константинополь он прибыл в начале 547 г. Несмотря на радушную встречу с императором, папа начал решительно проводить свое воззрение на эдикт.

Но по вопросу о 3 главах не было достигнуто ни устного, ни письменного согласия. Однако, в угоду императору и императрице папа в 548 г. издал от своего имени "Judicatum" с осуж­дением трех глав, в виде послания на имя патриарха Мины. Почти весь Запад оказался против папы; даже сопровождав­шие его диаконы отделились от него. Африканские епископы, во главе с Репаратом Карфагенским, отлучили самого папу. Испуганный такими последствиями от изданного документа, папа упросил императора вернуть ему "Judicatum." Однако, импе­ратор взял в августе 550 г. клятвенное обещание с папы со­действовать решению вопроса в желательном для императора смысле на предстоящем Соборе; а папа уговорил императора не предпринимать ничего решительного против трех глав без соборного обсуждения предмета.

Но 551- император написал свое исповедание веры с 13-ю анафематизмами против трех глав. По издании эдикта, в жилище папы, во дворце Плакиды, состоялась большая конференция из греческих и латинских епископов, пресвитеров, диаконов и клириков. Папа Вигилий и епископ Даций предостерегали от принятия эдикта. Император был разгневан Вигилием и Дацием. Последние, боясь насилий, укрылись в базилику Петра, откуда папа 14-го августа письменно подтвердил свое выступ­ление против императорского эдикта и от­лучил Феодора Аскида, Мину и их приверженцев. Вскоре по переселении папы, в церковь явился отряд солдат, чтобы из­влечь папу из его убежища. Путем переговоров и насилий удалось убедить папу вернуться во дворец Плакиды. Однако, папа здесь чувствовал себя пленником. Он видел враждебное отношение к себе императора и, опасаясь за свою жизнь, бежал в Халкидон, где он нашел убежище в храме св. Евфимии, в том самом, где некогда происходил Халкидонский Собор.

Твердый и готовый претерпеть всякое насилие, лапа был теперь силен в своем несчастном положении. Рим был в руках Тотилы, и это об­стоятельство создавало необходимость для Юстиниана мирить­ся с тем папою, какой был на лицо. Папу снова с уверениями и клятвами упрашивают водвориться во дворец Плакиды, в Константинополе, вынуждают у него подписи и опять ос­корбляют его. В августе 552 г. умер патриарх Мина, преем­ником его был Евтихий. Он не торопился входить в сношение с Вигилием, и только 6-го января 553 г. он подал папе право­славное исповедение веры, подписанное еще Аполлинарием Александрийским, Домном Антиохийским и Илией Фессалоникийским. Вигилий был им удовлетворен и считал раскол прекращенным. Тогда император нашел время благоприятным для Вселенского Собора.

24) VII Вселенский собор и его историко-догматическое значение. 726 – Лев III Исавр (717-741) публично поддержал малоазийское духовенство. Эдикт против почитания икон. Борьба провинциальной военной знати против чиновно-столичной, гражданской. 754 – Константин V Копроним созвал Иконоборческий собор. 338 представителей церкви единогласно приняли положения о том, что иконопочитание возникло вследствие козней сатаны. Все «древопоклонники и костепоклонники» предавались анафеме и особо Иоанн Дамаскин (675-753) и Герман. После смерти Льва IV Исавра (751-780), власть перешла к его супруге Ирине (780-802 г.). Она была, ревностной почитательницей икон. Иконоборческий патриарх Павел оставил Константино­польскую кафедру и ушел в монастырь оплакивать свои пре­грешения, так как раньше он был также почитателем икон. На его место был возведен Тарасий. Последний согласился занять кафедру под условием утверждения иконопочитания на Вселенском Соборе. Императрица сама сочувствовала этому. Созвание Вселенского Собора было решено.

Ирина отправила приглашение к папе Адриану I (772-795 г.). Последний сам, разумеется, отказался прибыть, но прислал делегатов — прото­пресвитера Петра и игумена Петра и с ними послания импе­ратрице и патриарху. От восточных кафедр прибыли, в каче­стве представителей, пресвитеры — Иоанн и Фома. Собор был открыт 7-го августа 786 г. в Константинополе. Но он был "сор­ван" распропагандированными солдатами. Новый Собор был созван в Никее только чрез год и открыт 24 сентября 787 г. Представительствовал на Никейском Соборе 787 г. патриарх Тарасий.

Опреде­ление Собора: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедает делать живописные иконные изобра­жения; так как это служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился».

Лев V Армянин (813—820) – новый период иконоборчества. Фемная знать, свергнувшая монашеско-бюрократическую клику Михаила Рангаве, уже во многом отличалась от того фемного войска, которое привело к власти Льва III. Главная роль теперь принадлежала богатым землевладельцам. Главный противник иконоборцев – Феодор Студит. В ссылку.

Смерть императора Феофила (829 – 842) ускорила падение политического преобладания фемной знати, которое уже стало фактом после разгрома фемы Анатолик арабами. Императором был провозглашен малолетний сын Феофила Михаил III(843-867), а вся власть оказалась в руках клики городской сановной знати с императрицей Феодорой во главе. Родственники Феодоры быстро слились с константинопольской знатью. Фактическим правителем стал константинопольский вельможа — логофет дрома Феоктист.

Сразу же был поставлен вопрос об иконоборчестве. Иоанн Грамматик, образованный патриарх-иконоборец, стал подвергаться гонениям. Был собран собор, на котором в 843 г. Иоанн Грамматик был низложен, а на патриарший престол возведен Мефодий, политиканствующий иконопочитатель. В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 г. вновь появляется изображение Христа.

Римская Церковь, во время иконоборческих движений на Востоке, всегда высказывалась в защиту икон, и папы давали у себя приют всем гонимым на Востоке за иконопочитание. Однако здесь своеобразное место занимала Франкская Церковь, руководимая Карлом Великим и его придворными богословами. Они не признавали ни Собор 754 г., ни 787 года.

Папа Адриан I, получив акты Собора 787 г., отправил Карлу латинский перевод с них, сделанный не совсем удовле­творительно. Франкские богословы идут средним путем, не соглашаясь с Соборами ни 754 г., ни 787 г. Иконы не суть идолы, как полагал Собор 754 г. и потому не должны быть уничтожаемы. Но не следует воздавать им и того почи­тания, какое предписано Собором 787 г. В латинском переводе отношение к иконам Собора 787 г. обозначено термином adoratio. Но, adoratio приличествует лишь Богу. От него отличается veneratio, воздаваемое святым, их мощам, св. Кресту, св. Писа­нию и священным сосудам.

25) Каноническое право: понятие, источники, литература.

Среди материальных источников канонического права отечественные канонисты обычно выделяют: 1) Божественное право, которое содержит изъявление Божественной воли Основателя Церкви 2) Церковь в качестве источника своего права, формулирующая и изъявляющая свое правопонимание в канонах и мнениях авторитетных канонистов, неписаных благочестивых обычаях, отвечающих принципам разумности и давности 3) государство, издающее нормативные акты по церковным делам.

Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием. Следующим по времени источником были произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудам было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил - от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за исключением римского права, в равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого - общеправовыми. Началом собственно юридического канонического права стали Апостольские конституции - сборник правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относящихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. После разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью.

Разделение церквей поставило ? о собственном католическом каноническом праве. Церковно-государственные кодексы и законы В. церкви не могли официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

В VIII в. в империи Каролингов появился первый опыт систематизации церковного права западной церкви - Codex canonum Ecclesiaromani. Его составление приписано римскому монаху Дионисию Малому (VI в.). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап, начиная с папы Сириция (конец IV в.). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве.

Большое значение для систематизации и разработки канонического права имели собрания документов, подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором Сивильским (VII в.). В его Collectio были обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве.

По причине высокой аргументационной ценности, которая в позднеантичном праве приписывалась документам и всеобщей неграмотности церковь получила оружие, которым легко могла злоупотреблять. Это проявилось в фальсификаторской школе в Реймсе, где в борьбе за епископское место создавались решения церковных соборов и Папы, названные псевдоисидорийскими декреталиями. Фальсификаторы исказили извлечения из Hispana и добавили несколько вольно сочиненных документов, датируемых с 314 по 713 г., в том числе, так называемую Дарственную Константина, согласно которой император Константин Великий, когда переносил резиденцию в Константинополь, передал папе Сильвестру I не только церковное господство над всей Римской империей, но и мирскую власть над её западной частью. Т.о. Лжеисидоровы декреталии папы Николая I (858-867). Фальсификаторы были разоблачены Лоренцой Валлой и окончательно - кальвинистским юристом Давидом Блонделем (1628 г.).

В XI-XII вв. в период “папской революции” складывается “новое право”. Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие “каноническое право”.

Методканоническогоправа–исключительнобогословско-доктринальный. Цельканоническихнорм–преждевсего, установитьправильныевероисповедныеивероучительныеосновыфункционированияцерковногоорганизма.

Наши рекомендации