Бедствия христиан на Востоке от нападения персов
Во время великого переселения народов вся тяжесть бедствий ложилась преимущественно на западные церкви. Между тем и восточные церкви страдали очень много, именно от персов.
Особенно большие бедствия начались в VII в., когда персидский царь Хозрой II в 614 г. занял Иерусалим и почти всю Палестину. При взятии Иерусалима погибло много клириков, монахов, монахинь, храмы были разграблены и сожжены, даже древо Креста Господня сделалось добычей персов. Иерусалимский патр. Захария и тысячи христиан были отведены в плен. Христиане подвергались бедствиям и от иудеев, вторые выкупили 9000 пленников христиан для того, чтобы замучить их.
Византийский имп. Ираклий неоднократно обращался с просьбой о заключении мирного договора, но персы не соглашались. В 622 г. Ираклий, причастившись св. Тайн, выступил с войском против персов. Однако в то время аварский хан двинулся на Константинополь, чтобы отвлечь силы Ираклия от Персии. Но малочисленное войско при непрестанной молитве народа отразило аваров. В благодарность за это Божией Матери, покровительнице города, был воспет первый акафист. В 628 г. Ираклий разбил наголову персов и возвратил Животворящий Крест Господень, патр. Захарию и других пленников. Ираклий, сняв с себя венец и царскую багряницу и одевшись в бедную одежду, с открытою головою и босыми ногами сам внес св. Крест в Иерусалим.
Появление ислама и положение христианства
в занятых магометанами областях
В то время как Ираклий освобождал Восточные Церкви от одних врагов, из Аравии поднимались новые враги Церкви и государства — арабо-мусульмане (арабы принадлежали к одному племени с евреями и в Европе первоначально назывались сарацинами, т.е. потомками Сарры, жены Авраама). Преследуемые в империи еретики бежали в Аравию, где таким образом сосредоточилось несколько религиозных систем. Брожение умов и борьба между этими ересями и сектами повели к образованию новой религии, появившейся в VII в. — магометанству, или исламу, носящей в себе элементы язычества, иудейства и христианства.
Основателем ислама был Магомет из Мекки, родившийся в 570 г. В ранней молодости он совершил много торговых путешествий, во время которых познакомился с разными вероучениями. На 40-м году жизни он начал выдавать себя за пророка (получив откровение, будто бы от архангела Гавриила), которому определено возобновить древнюю веру Ноя, Авраама и других пророков, искаженную будто бы иудейством и христианством.
Главная мысль учения Магомета та, что Бог есть один, а Магомет — великий пророк его. О нем как величайшем из пророков предсказывали Моисей и Христос. При конце мира явится Христос, который поразит антихриста и распространит учение Магомета между всеми людьми. За веру в единого Бога (Аллаха) и Магомета последователям ислама (мусульманства) обещается блаженная жизнь за гробом, состоящая в чувственных наслаждениях. Изречения Магомета собраны и записаны в Коране.
Проповедь Магомета в Мекке не имела успеха, он даже вынужден был бежать в 622 г. в Медину (с этого года — начало магометанского летоисчисления). В Медине учение его привилось, число последователей умножилось, и он с энтузиазмом в 630 г. в пятницу возвратился в свой родной город Мекку.
Своих последователей Магомет не стеснял требованиями высоконравственной жизни, разрешая многоженство и чувственные удовольствия, вследствие чего новая вера начала скоро распространяться.
Главнейшие предписания религии Магомета: 1) нет бога кроме единого Аллаха и его пророка Магомета; 2) пятикратная молитва в день; 3) путешествие хотя бы раз в жизни в Мекку, где имеется храм Каабы; 4) распространение веры огнем и мечом. Это последнее правило и делает магометанство страшным.
В 652 г. Магомет умер, передав духовную и светскую власть Абубекру. Абубекр собрал изречения и откровения Магомета в одну книгу, которая составила известный “Коран”, разделяющийся на 114 глав — священная книга арабов.
Преемник Абубекра Омар продолжал распространение этого учения огнем и мечом. Он покорил Палестину, Сирию, Египет, Персию.
Христиане терпели жестокие преследования, храмы сжигались, верующие обращались в рабство, уничтожалось и самое образование. Когда арабский полководец, взяв Александрию, спросил Омара, что делать с огромной Александрийской библиотекой, тот дал ответ: “Если в этих книгах написано то же, что в коране, то они не нужны, а если написано то, чего нет в коране, то они вредны; следовательно, их нужно сжечь”. Так погибла знаменитая библиотека.
В 669 году арабы перешли уже в Европу, завоевав многие греческие острова до самой Сицилии, а затем прошли всю Северную Африку, в 710 году заняли Испанию и направлялись уже во внутренние страны Европы, в Галлию, но в 732 году арабы были задержаны франкским майордомом Карлом Мартеллом. В конце VIII века Византийская империя должна была уже платить дань арабам-мусульманам. Правда, в Х в. император греческий Никифор Фока нанес арабам поражение, но в XI в. они все-таки взяли перевес над греками, когда во главе мусульманского мира стало племя турок-сельджуков.
Впоследствии магометанство разделилось на две секты: суннитов и шиитов. Сунниты признавали свящ. книгу “Сунну” (собрание разных преданий о Магомете), а шииты отвергали. В настоящее время к суннитам принадлежат турки, а к шиитам — персы (иранцы).
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И УТВЕЖДЕНИЕ
ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
Общий обзор догматических движений
в период Вселенских Соборов
Хотя к началу IV в. Церковь более или менее раскрыла и сформулировала основы христианского вероучения, однако, оставалось еще много неясного в учении Церкви для тех лиц, которые стремились понять христианское учение на основе разума. Те пункты христианского учения, которые трудно было разъяснить путем науки и разума, вызвали у многих сомнения и такие пункты часто разъяснялись неправильно и по усмотрению отдельных лиц.
Обилие таких отдельных частных толкований догматических сторон христианского вероучения особенно увеличивалось после того, когда Римская империя стала христианскою официально. Нередко сторону еретических взглядов принимало само правительство империи, вся империя делилась в то время на еретическую и православную. Православная же Церковь вела самую горячую и упорную борьбу с лжеучениями.
Такие религиозный споры всегда оканчивались торжеством Православия, так как Церковь для точного разъяснения христианского вероучения созывала Вселенские соборы, которые и обсуждали всевозможные лжеучения, подрывающие авторитет Церкви и Богооткровенность христианства. Однако многие представители новых учений, не согласные с определениями Вселенских соборов, отталкивались от Церкви и образовывали новые христианские общества со своеобразным вероучением.