Источники вероучения новозаветной Церкви
Господь Иисус Христос во время общественного служения спасению людей Свое Божественное учение, на котором имела быть основана Его Церковь, преподал устно. Охранителями его учения были св. апостолы. Они тоже распространяли учение Христа устно. Но, заботясь о чистоте и неповрежденности Христовой кистины, они оставили письменные памятники своего учения, т.к. каждая истина, которая передается устно, подвержена опасности искажения.
Таким образом, в первое же время существования Христианской Церкви ее Божественное учение было прочно ограждено от примеси сторонних учений. Сущность христианского вероучения заключили в себе: четыре Евангелия — Матфея, Марка, Луки и Иоанна; Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, 14 посланий ап. Павла и Откровение Иоанна Богослова. Все эти книги составили Св. Писание Нового Завета; оно сделалось первым источником христианского вероучения[П6] .
Что касается Св. Писания Ветхого Завета, то и оно, как Богодухновенное и полезное для научения, обличения, исправления и наставления в праведности (2 Тим. 3, 16), также было источником христианского вероучения в подлежащих пунктах учения о домостроительстве спасения рода человеческого.
Но в Св. Писании христианское вероучение изложено лишь в основных пунктах. Частности учения были переданы устно, и это составляет Апостольское предание. Оно является вторым источником вероучения.
Канон священных книг;
изложение церковного учения в символах
Первой заботой Церкви было стремление сохранить на все времена неизменным христианское вероучение. Для этого нужно было составить сборник всех писаний, написанных или апостолами, или с их ведома и одобрения. Церковь строго исследовала каждую книгу и, только удостоверившись в ее общеизвестности и принадлежности апостолам, принимала в сборник Священного Писания Нового Завета. Так возник канон священных книг Нового Завета.
Этот канон священных книг упоминали в своих трудах такие видные деятели Церкви, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.
Окончательно составился канон св. книг в IV в. в том виде, в каком он известен нам и теперь.
Многие не апостольские книги, так называемые апокрифические, т.е. подложные, как, например, “Евангелие от евреев”, “Евангелие от Фомы”, “Деяния Павла”, “Апокалипсис Петра” и проч. не были внесены в канон.
Точно так же Церковь заботливо охраняла Свящ. Предание. Только то предание она признавала апостольским, которое несомненно шло от апостолов и притом не противоречило их писаниям. Хранителями апостольского предания были предстоятели церквей, непосредственные ученики апостолов, которое передавали его своим преемникам. О таком способе хранения св. Предания есть замечательное свидетельство св. Иринея Лионского — ученика св. Поликарпа Смирнского. “Быв еще отроком, — писал он к Флорину, впавшему в ересь, — я видел тебя в Нижней Азии у Поликарпа. Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее, потому что познания детского возраста, укрепляясь вместе с душею, укореняются в ней. Так, я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу указать все входы и исходы его; начертать образ его жизни и внешний вид; изложить его беседы с народом: описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; изобразить, как он сам припоминал слова их, как я что слышал от них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни. Я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранить их в свежей памяти”. Предание имело весьма важное значение в Церкви. Нередко, когда возникали в частных церквах недоразумения и споры относительно того или другого пункта вероучения, на который на было указания Св. Писания, или было, но краткое, — предстоятели церквей, сохранявшие апостольское предание, на основании его, разъясняли недоразумения. Всякое учение, несогласное с преданием, Церковь отвергала как неправильное.
О важности значения предания особенно ясно говорит Тертуллиан. В своей книге “О давности против еретиков” он пишет: “учение сообразное с учением церквей апостольских, надо признавать за истинное, т.к. оно заключает в себе то, что приняли церкви от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога”.
С течением времени, благодаря общению всех церквей, постепенно составилось единое предание всей Вселенской Церкви, которое стало сохраняться не устно только, но и письменно, в творениях отцов Церкви, постановлениях Вселенских и Поместных соборов, списках древних литургий, богослужебных книгах.
Во время апостолов положено было также начало краткому изложению основных истин веры о Едином Боге, о Св. Троице, о Лице Иисусе Христа и т.п. В Евангелии от Матфея записано, что Сам Иисус Христос повелел всех принимать в Его Церковь после предварительного научения истинам веры (Мф. 28, 19). Свв. апостолы так и поступали (проповеди: в день сошествия Св. Духа, при крещении Корнилия сотника, евнуха диаконом Филиппом и др.). Эти краткие изложения истин веры после апостолов были во всеобщем употреблении в Церкви и получили название символов, т.е. образцов веры. Таких символов вначале было несколько, а именно, были символы церквей: Иерусалимской, Римской, Антиохийской, Кесарийской и др.
В IV в. на Первом Вселенском соборе был определен общий символ веры для всей Церкви.
В настоящее время, кроме Никео-Цареградского символа веры, при раскрытии догмата о Св. Троице, в науке Догматического Богословия, обращаются к символам: Апостольскому, св. Григория Чудотворца, св. Афанасия Великого.
Иудействующие христиане
Христианские истины понимались и усваивались людьми различно, что является вполне естественным из-за различия силы самой веры и умственного развития каждого человека.
Те из членов Церкви, которые усвоили христианское учение так, как преподала его Церковь, называются православными (правильно славят). Те же из людей, которые воспринимали учение Церкви только внешне, формально, не понимая его идей и сути, искажали христианское учение примесью других взглядов, называются еретиками (от слова “отделение”).
Еретические заблуждения появились в Церкви вследствие того, что вступившие в Церковь иудеи и ученые язычники не хотели совсем отказаться от иудейства и язычества и смешивали христианское учение со своими воззрениями. А поэтому и появилось два еретических направления: иудействующих и язычествующих.
Ересь иудействующих относится ко времени Апостольского собора. Христиане из иудеев не вполне согласны были с решением этого собора о необязательности закона Моисеева для христиан и, в силу привычки, исполняли закон Моисеев и обрезание.
Когда же во II веке, после разрушения Иерусалима, стало невозможным строгое исполнение закона Моисеева, часть христиан из иудеев соединилась с христианами из язычников и составила одну церковь. Другая же часть христиан из иудеев твердо держалась Моисеева закона, не желая соединиться с христианами из язычников, отделилась от Церкви и образовала отдельное общество — евионитов (евион с еврейского — бедный).
Христианство, по взглядам евионитов, — продолжение иудейства, и никто из христиан не может спастись без обряда обрезания.
Евиониты, признавая Христа Мессией, не признавали Его Богом-Искупителем, а лишь великим пророком, подобным Моисею, который устроит свое царство только для иудеев. Они отрицали Божественное достоинство Христа, признавая Его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, получившим достоинство Мессии в крещении. Таким образом, евиониты отрицали самый главный догмат христианства — искупление Иисусом Христом рода человеческого от греха, проклятия и смерти.
Евиониты совершали таинство Евхаристии только однажды в год в воспоминание тайной вечери Спасителя и употребляли при этом одну воду.