Доказательством того, что упование (ат-тауаккуль)

Означает подтверждение вверения себя Аллаху и полагание на Него во всем, при этом проявляя свою немощь и смиренность перед Ним, а также упование на Него. "Уповать" означает смириться перед Аллахом и полагаться на Аллаха, а также довериться и ввериться Ему. Оно является одним из главнейших видов поклонения и более того оно является самой высшей степенью Единобожия (Таухида). Таким образом, раб Аллаха не имеет права вверяться и полагаться в своих проблемах ни на кого, кроме, как только на Всевышнего Аллаха. Только Он на всякую вещь способен, Ему принадлежит власть над всем и Он над всякой вещью властен. Следовательно, творение, пусть даже у него есть какая-то способность в чем-то, не заслуживает, чтобы на него уповали и надеялись, даже в том, на что Аллах наделил его способностью. Раб Аллаха надеется только на одного Аллаха. Таким образом, упование является поклонением сердца. Если какой-то человек будет уповать на кого-то или что-то помимо Аллаха в том, на что способен только Аллах, то этот человек будет являться многобожником (мущриком) и неверным (кафиром). Если же этот человек будет уповать на живых присутствующих, например правителей и им подобных в том, на что Аллах дал им способность из богатства, решения житейских проблем и т.п., то он впал в малое проявление многобожия (щирк) аль асгъар. Дозволенным же в Исламе является поручение человеком какому-либо лицу, посредством уполномочивания последнего, распоряжаться в его мирских делах, но при этом он не должен говорить: "Я уповаю не него", а нужно сказать: "Я поручаю (доверяю) ему", так как даже если он поручил лицу что-либо, то он должен уповать в этом только на Всевышнего Аллаха.

ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ». (СУРА 5. АЛЬ-МАИДА, 23),

Искренность в уповании на Аллаха является условием истинности Веры, то есть с отсутствием искренности в уповании отсутствует и Вера. Поистине употребление управляемого слова "на Аллаха"перед управляющим " уповайте"означает четко ограниченный смысл, то есть только на Него одного. "Уповайте, если вы являетесь верующими" то есть ни на кого, кроме как Аллаха – Единственного. Это правило грамматики в арабском языке.

А ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО». (СУРА 65. АТ-ТАЛЯКЪ, 3).

Достаточно, то есть сполна хватит. Этот аят является вторым доказательством, которое привел автор (да смилостивится над ним Аллах) в том, что упование является одним из важнейших видов поклонения. Смысл аята "Тому, кто уповает на Аллаха" означает, что верующий полагается на Него во всех своих делах, так как упование на Него сполна хватает. Тот, кому Аллаха хватает сполна, то он не удовлетвориться кем-либо или чем-либо другим, наравне с Ним. Всевышний не упомянул в уповании какой-либо награды, кроме Своего покровительства для раба, сказав: "достаточно Его".Этого нет в других видах поклонения, что свидетельствует об огромном значении упования на Аллаха и его достоинстве перед Ним, а также то, что оно относится к наиважнейшим видам поклонения. Следовательно, совершение этого поклонения кому-либо или чему-либо помимо Аллаха является проявлением высшей степени многобожия (щирк аль-акбар).

Желание, трепет и смирение.

Сказал автор книги:

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО СТРЕМЛЕНИЕ (АР-РАГЪБА), ТРЕПЕТ (АР-РАХБА) И БЛАГОГОВЕНИЕ (АЛЬ-ХЪУЩУ')106 ЯВЛЯЮТСЯ ВИДАМИ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ВОИСТИНУ, ОНИ СПЕШИЛИ ТВОРИТЬ БЛАГИЕ ПОСТУПКИ, ВЗЫВАЛИ СО СТРЕМЛЕНИЕМ К НАМ И СТРАХОМ И БЫЛИ СМИРЕННЫ ПЕРЕД НАМИ». (СУРА 21. АЛЬ-АНБИЯ, 90).

Комментарий шейха ибн Касима:

ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО СТРЕМЛЕНИЕ (АР-РАГЪБА), ТРЕПЕТ (АР-РАХБА) И БЛАГОГОВЕНИЕ (АЛЬ-ХЪУЩУ')

То есть того, что они являются проявлением поклонения в сердце и то, что они относятся к наиважнейшим видам поклонения. Следовательно, совершение их поклонения кому-либо или чем либо помимо Аллаха является проявлением высшей степени многобожия (щирк аль-акбар). Стремление – это взывание, требование, мольба и покорность. Под трепетом понимается страх и испуг. Под благоговением понимается преклонение и проявление слабости, близкой по смыслу к смиренности. Разница состоит в том, что смиренность проявляется в теле, а благоговение в сердце, взоре и голосе.

Наши рекомендации