Доказательством того, что страх (аль-хъауф)
Того, что оно является одним из видов поклонения, совершаемых сердцем. Более того, явлется доказательством того, что оно является самым важным столпом поклонения. Невозможно достичь искренности в религии, предписанной в обязательной форме Аллахом, разве что только посредством него. Страх (аль-хъауф) происходит от слов пугаться (хъафа), страшится (фази'а), трепетат (уаджиля). Страх (хъауф) употребляется по отношению к чему-то неприятному, а испуг (аль-фаз') по отношению к чему-то внезапному. Под страхом понимается дрожащий ритм сердца в ожидании скорой неприятности. "Трепетать" в арабском языке не является переходным глаголом, а "страшиться" является переходным глаголом.
ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ БОЙТЕСЬ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ». (СУРА 3. АЛЬ- 'ИМРАН, 175).
Начало аята (Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками.), то есть возвеличивает их в ваших глазах, внушая вам, как будто бы они обладают какой-то мощью. Аллах запрещает вам бояться его приспешников, которыми сатана вас напугал. "А бойтесь Меня", то есть наоборот, повинуясь Мне, положитесь на Меня, так как поистине Я вас защищу "если вы являетесь верующими". Эти слова являются условием (щарт) истинности Веры (Аль-Имана). Таким образом, если кто-то будет взывать или обращаться с мольбами к кому-либо или чему-либо помимо Аллаха, то это будет означать отсутствие у него Веры (Аль-Имана). Точно также, если кто-нибудь будет бояться кого-либо или чего-либо в душе помимо Аллаха, например, будет боятся кого-либо из людей, что он сделает с ним что-то плохое. Поистине страх бывает разным. Если человек испугается кого-либо или чего-либо помимо Аллаха в чем-то, на что способен только Всевышний Аллах, то этот человек является многобожником (мущриком) и неверным (кафиром).
Надежда и шариатские доказательства, касающиеся надежды.
Сказал автор книги:
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО НАДЕЖДА (АР-РАДЖА) ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «А ТОТ, КТО НАДЕЕТСЯ НА ВСТРЕЧУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ, ПУСТЬ СОВЕРШАЕТ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ И НИКОМУ И НИЧЕМУ НЕ ПОКЛОНЯЕТСЯ НАРЯДУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ». (СУРА 18. АЛЬ-КАХФ, 110).
Комментарий шейха ибн Касима:
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО НАДЕЖДА (АР-РАДЖА)
То, что оно является поклонением, происходящим в сердце, а также является одним из важнейших видов поклонения. Посвящение его кому-либо или чему-либо помимо Аллаха является высшей степенью многобожия (щирк аль-акбар). Надежда (ар-раджа) означает ожидание и долгие чаяния.
ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «А ТОТ, КТО НАДЕЕТСЯ НА ВСТРЕЧУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ, ПУСТЬ СОВЕРШАЕТ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ
То есть тот, кто надеялся получить награду у Аллаха и боялся Его наказания, желая приблизиться Нему, встретиться с Ним и увидеть Его. Всевышний его описал, выделив, то "пусть совершает праведные деяния". К праведным делам относятся те, которые соответствуют Вероуставу Корану и Сунне) Аллаха, мотивированные желанием приблизиться к лику Аллаха.
И НИКОМУ И НИЧЕМУ НЕ ПОКЛОНЯЕТСЯ НАРЯДУ СО СВОИМ ГОСПОДОМ.
То есть не воздвигает наряду и наравне с Аллахом сотоварищей, поклоняясь им помимо Него Поистине поклонение неправомерно разве что только по отношению к единственному и единому Аллаху, у которого нет сотоварищей. Слова "никому и ничему" являются неопределенными местоимениями в отрицательной форме, охватывающими все к чему взывают помимо Аллаха: ангелов, пророков, святых, праведников и других. Таким образом, если какой-то человек понадеется помимо Аллаха на кого-то или что-то в чем можно надеется только на Аллаха, то этот человек становится многобожником (мущриком) и неверным (кафиром).
У праведного (благословенного) дела есть два столпа:
Первый: Оно должно совершаться искренне ради Аллаха.
Второй: Оно должно соответствовать в правомерности вероуставу (шариату) пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).
Упование и шариатские доказательства, касающиеся упования.
Сказал автор книги:
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО УПОВАНИЕ (АТ-ТАУАККУЛЬ) ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НА АЛЛАХА УПОВАЙТЕ, ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ» (СУРА 5. АЛЬ-МАИДА, 23). А ТАКЖЕ СКАЗАЛ: «ТОМУ, КТО УПОВАЕТ НА АЛЛАХА, ДОСТАТОЧНО ЕГО». (СУРА 65. АТ-ТАЛЯКЪ, 3).
Комментарий шейха ибн Касима: