Аль-Джама’а – это ученые, следующие по пути саляфов
Однажды имама Ибн аль-Мубарака спросили, что подразумевается под аль-джама’а в хадисе: «Рука Аллаха над аль-джама’а». Ибн Абу Асым 1/42. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. Он ответил: “Абу Бакр и ‘Умар!” Ему сказали: “Но ведь Абу Бакр и ‘Умар умерли!” Он сказал: “Такой-то и такой-то”.Ему ответили: “Но такой-то и такой-то тоже умерли!” Он сказал: “Абу Хамза ас-Суккари, он и есть аль-джама’а”. См. “Сунану-Ттирмизи” 5/335 и “аль-И’тисам” 2/771.
Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Абу Хамза ас-Суккари – это Мухаммад ибн Маймун. Он был праведным ученым. И Ибн аль-Мубарак сказал это о нем, когда тот был жив”. См. “Сунану-Ттирмизи” 5/336.
Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “В свое время джама’а – это был Абу Хамза, в наше время это Мухаммад ибн Аслям и те, кто последовал за ним”. Ибн Рахауейх также сказал: “Если ты спросишь у невежественных людей (джахилей) о Великой общине (сауадуль-а’зам), они скажут: “Это джама’а людей[37]”. А они не знают, что джама’а – это ученый (‘алим), который следует пути пророка r, и тот, кто с ним, тот и в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а”. См. “Хилиятуль-аулия” 9/239.
Имам аль-Бухари сказал: “И повелел пророк r следовать аль-джама’а, а это – обладающие знанием”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/648.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Объяснение слова “аль-джама’а” у ученых – это знатоки фикъха, ‘ильма и хадиса”. См. «аль-Джами’» 4/467.
Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, и иджма’ (единогласное мнение), и худжа (довод), и сауадуль-а’зам (великая община) – это ученый, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 3/397.
Имам аш-Шатыби также сказал: “Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, несмотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание простых людей, а не ученых!” См. “аль-И’тисам” 2/267.
Это и есть шариатское значение термина “аль-джама’а”, который, однако сильно исказили в наши дни, превратив его в некое подобие синдиката. Аль-Джама’а – это сподвижники пророка r, которые следовали истине, они же и есть “ахлю-Сунна” (приверженцы Сунны); “таифатуль-мансура” (победоносная община); “фиркъату-ннаджия” (спасшаяся группа); “саляфу-ссалих” (праведные предшественники); и “сауадуль-а’зам” (великая община). А после смерти сподвижников пророка r, джама’а – это ученые, которые лучше всех знают путь, по которому шли сподвижники. И те мусульмане, которые следуют Корану и Сунне, именно так, как понимали их сподвижники и держатся за наследников пророков – ученых, те и следуют аль-джама’а, даже если живут в разных городах![38]
Ат-Таифатуль-мансура (победоносная община) – это ученые
Посланник Аллаха r сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины[39] открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари 4/187.
Также пророк r сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины сражаться за истину вплоть до Судного дня!» Муслим 1037.
Также пророк r сказал: «Не перестанет существовать в моей общине группа людей, которым будет оказываться помощь!»Ахмад 3/436, ат-Тирмизи 2192, Ибн Хиббан 6834, Ибн аль-Джа’д 1076. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
В этих хадисах указываются качества победоносной общины:
1. Они будут придерживаться истины открыто и явно;
2. Они будут сражаться за истину до Дня Воскрешения[40];
3. Им будет все время оказываться помощь и победа от Аллаха.
Слова великих имамов нашей уммы о том, кто является «победоносной общиной»:
Ибн аль-Мубарак сказал: “Это знатоки хадисов (асхабуль-хадис)”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 26.
Ибн Мадини сказал: “Они знатоки хадисов”. См. “Сунану-Ттирмизи” 6/356.
Имам Ахмад сказал: “Если они не знатоки хадисов, тогда я не знаю кто они!” аль-Хаким в “Ма’рифату ‘улюмиль-хадис” 4.
Ахмад ибн Синан сказал: “Они - обладающие знанием, которые следуют по пути предшественников!” См. “Шарафу асхабиль-хадис” 26.
Имам аль-Бухари приведя хадис пророка r: «Не перестанет группа людей из моей общины сражаться за истину вплоть до Судного дня!», сказал: “Они – обладающие знанием!” См. “Фатхуль-Бари” 13/205.
Имам Ибн Хиббан, назвав главу: “Упоминание о том, что знатокам хадисов будет оказываться помощь вплоть до Судного дня”, привел хадис: «Не перестанет существовать в моей общине группа людей, которым будет оказываться помощь!» См. “Сахих Ибн Хиббан” 1/153.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Больше всех из людей заслуживает того, чтобы быть «Победоносной общиной» – это ученые, знающие хадис и Сунну”. См.Меные, знающие хадис и Суннуает того, чтобы быть " “Маджму’уль-фатауа” 3/347.
О том, что победоносная община – это ученые и знатоки хадисов, говорили многие имамы, как из числа предшественников, так и их последователей, среди которых помимо вышеупомянутых также Язид ибн Харун, Ибн Къутайба, ат-Тирмизи, Ибн Джарир ат-Табари, Ибн Абу ‘Асым, аль-Аджурри, Ибн Батта, аль-Лялякаи, аль-Хаким, Хатыб аль-Багъдади, Ибн Сабит, аль-Багъауи, Ибн аль-Джаузи, Ибн Муфлих, аш-Шатыби, Ибн Абиль-‘Изз, ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ибн Раджаб, аль-‘Айни, ас-Саффарини, аль-Къасталяни, ас-Синди, Абу Батын, Сиддыкъ Хасан Хан, Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади, Ахмад аль-Хакими, ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, аль-Альбани, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, Ибн Баз, Хамад аль-Ансари, Ибн ‘Усаймин и др. Более того, все ученые ахлю-Сунна были единогласны в том, что таифатуль-мансура – это обладающие знанием. Имам ан-Науауи сказал: “Сошлись ученые на том, что «таифатуль-мансура» – это несущие знание”. См. “Тахзибу асмаи уа-ллюгъат” 1/18.