Сведение всех своих забот в одну

Постигнет знания лишь тот, кто посвятит себя ему,

И все заботы он сведет к листу бумаги и перу.

Искатель знания! Знай, что знание ты сможешь приобрести, только если твое сердце будет преисполнено любви к нему, если оно станет твоей единственной заботой и лишь оно останется на твоих устах, если ты предпочтешь его всему остальному и удовлетворишься тем, что оно заменит тебе все прочее.

Освободи свою душу для знания, и пусть тебя ничто не отвлекает от него и не мешает. Сведи все свои заботы лишь в одну – приобретение полезного знания, ведь разбросанные мысли не способны постичь истины.

Искатель знания по мере сил должен порвать со своими привязанностями, которые отвлекают его, и со всем тем, что мешает ему полностью отдаться учебе, приложить все свои усилия и проявить усердие, ведь эти препятствия (на пути к знанию) подобны разбойникам, преграждающим дорогу. Поэтому наши предшественники предпочитали уезжать от своей семьи и жить вдали от родины, ведь разбросанные мысли не способны постичь истины и внести ясность в (разрешение) тонких вопросов. Сведение всех своих забот в одну - student2.ru Не создал Аллах в одной человеческой груди два сердца Сведение всех своих забот в одну - student2.ru («Сонмы», 4). Также говорят: «Знание не даст тебе и части себя, пока ты не отдашь ему всего себя».[113]

Предпочтение знания всему остальному

Чернильницу, которая со мной весь белый день,

Люблю я больше, чем беседу с другом;

И стопка из листов бумаги в доме у меня

Желанней, чем мешок с мукою.

А если по щеке ударит вдруг ученый мне,

То та пощечина намного слаще, чем глоток нектара.

Когда одного из предшественников спросили: «Что значат для тебя твои занятия знанием?», он ответил: «Это мое утешение в печали и наслаждение в радости».

Аль-Хасан аль-Лу’лу’и сказал: «Прошло уже сорок лет, как я просыпаюсь и ложусь спать только с книгой на груди».

Жена аз-Зухри из-за огромного интереса, проявляемого им к знанию, говорила о его книгах: «Поистине, эти книги мне больше в тягость, чем три другие жены».

Ненасытность и страсть к знанию

В хадисе говорится:

مَنْهُومَانِ لا يَشْبَعَانِ ، طَالِبُ عِلْمٍ وَطَالِبُ دُنْيَا

«Никогда не насытиться двоим ненасытным: ищущему знания и ищущему мирских (благ)»[114].

Говорят, что одним из условий приобретения знания является страстное желание. Аш-Шафи‘и спросили: «Как (сильна) твоя страсть к знанию?». Он ответил: «Когда я слышу какое-нибудь новое слово, о котором раньше не слышал, все органы моего тела желают иметь слух, чтобы насладиться так же, как наслаждаются мои уши». Затем его спросили: «Как ты стремишься к знанию?». Он ответил: «Так же, как многие люди стремятся насладиться богатством». Его вновь спросили: «А как ты ищешь его?». Он ответил: «Так же, как мать ищет своего потерявшегося единственного ребенка».

Некоторые из предшественников даже заболевали, когда пропускали что-либо из знания. Шу‘ба сказал: «Я учу хадис, и если я его забываю, то начинаю болеть».

Знай, искатель знания, что Великий и Всемогущий Аллах «,быть может, не дал тебе испытать многих мирских услад, чтобы дать почувствовать всю прелесть наслаждения знанием, ведь ты слаб и можешь не выдержать испытания и тем, и другим сразу, а Аллах лучше знает, что тебе подходит».[115]

Жажда знания, предпочтение его всему остальному, страстное желание, наслаждение учебой и усердными занятиями – все это требует больших усилий на пути к нему, а также воздержанности и умеренности в мирских благах. Теперь обо всем этом более подробно.

Наши рекомендации