Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы

(Мф.16:14; Лк.24:36-49; Ин.20:19-24; Иерусалим, Воскресение, 9 апреля 30 г.)

Пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну). По словам ап. Иоанна, это было «в тот же первый день недели вечером» (Ин.20:19). Здесь евангелист Иоанн отступает от обычного еврейского измерения суток, по которому вечер – это начало нового дня.

Двери дома были заперты из опасения иудеев – «страха ради иудейска». До учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было, якобы, украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев.

Когда двери дома были заперты, «пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19). Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк.24:37). Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им сначала руки и ноги, раны от гвоздей, затем предлагает осязать Себя, наконец, вкушает перед ними оставшуюся от ужина часть печеной рыбы и сотового меда. Все это было сделано, дабы ученики уверились, что это Сам Он, а не Его дух или призрак[522].

«Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин.20:20). Теперь сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечери: «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). По словам св. Марка, Господь упрекал их за неверие и жестокосердие, что они не поверили тем, которые видели Его воскресшим (Мк. 16:14).

После это Он «отверз им ум к уразумению Писаний» и показал, что на Нем исполнилось все написанное «в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Т.о. весь Ветхий Завет является пророчеством о Нем, ибо так «надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46-47).

Св. Иоанн добавляет, что после этого Господь вторично сказал: «Мир вам!» и вслед за этим через видимый знак, дуновение, сообщил им о приходе Св. Духа. По отношению к этому дуновению Спасителя С.Кохомский поднимает такой вопрос: «В каком отношении к сошествию Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы находится то сообщение Духа, которое совершено было чрез дуновение Христа в день воскресения?»[523]. И отвечает на него так: «Оно было сообщением таких даров Святого Духа, без коих, можно думать, Церковь Христова не могла просуществовать и пятидесяти дней»[524]. Воскресший Христос не был с учениками безотлучно, Его явления были кратковременными, а с вознесением и вовсе прекратились. Действие Св. Духа в общине апостолов было необходимо для того, чтобы они уверовали в воскресение, увидели основание этому из правильно понимаемых писаний Ветхого Завета (см. Лк. 24:45). Без Христа, по словам ап. Павла, покрывало при чтении Ветхого Завета остается неснятым (2Кор.3:14). Христос снимает это покрывало сообщая верующим в Него Духа Святого, так как Божия никто не знает, кроме Духа Божия, и «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор. 2:10-12). Действие Святого Духа было необходимо для того, чтобы породить в десяти апостолах веру в их жребий посланничества, чтобы с этого момента они смотрели на себя не только как на бывших спутников Господа Иисуса, но как на людей, избранных для великого служения. Без веры, укрепляемой Духом, апостолы по вознесении Господа могли бы разойтись по домам. А при этой вере они даже избирают в свое число двенадцатого на место отпавшего Иуды. В речи апостола Петра, сказанной по этому поводу (Деян. 1:15-26), Кохомский видит уже «начаток Духа Божия, дававшего потом ученикам Господним уста и премудрость. Этот начаток Духа и сообщен был им раньше Пятидесятницы, еще в первый день воскресения, чрез дуновение Воскресшего»[525].

Если провести параллель между Евангелиями от Луки и Иоанна, получается, что принятие Святого Духа является для учеников «облечением силою свыше» (см. Ин.20:22; Лк.24:49). Вместе с тем этим дуновением всем апостолам была дана власть отпускать грехи, ранее обещанная Петру за исповедание Христа Сыном Бога Живого (Мф 16:19) и другим апостолам (Мф 18:18).

Слова евангелиста Луки «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49), вероятно, были сказаны в день Вознесения, как об этом уточняется в книге Деяний (1:1-9). До Вознесения ученики должны были еще посетить Галилею, как сказал им Сам Господь (см. Мф.28:10,16; Ин.21:1).

Наши рекомендации