Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде
(Мф.19:16-30; Мк.10:17-31; Лк.18:18-30; Заиорданье, 30 г.)
Богатый юноша, «некто из начальствующих», подбегает и, падая пред Господом на колени интересуется: что делать, дабы «наследовать жизнь вечную». Встреча юноши со Спасителем происходила по пути в Иерусалим, куда Он уже шел на предстоящие страдания.
Юноша обратился: «Учитель благий!». Господь на это ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» - т.е., если ты обращаешься ко Мне как «учителю», то не следует Меня называть «благим», ибо второе присуще только Богу.
На предложенный вопрос Господь дал ответ: «если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Юноша возможно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных заповедях, и потому спросил: «Какие?».
Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятисловия, обозначив только некоторые из них – 5, 6, 7, 8, 9, а затем - общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он сохранил «от юности».
Тогда Иисус, как подмечает ап. Марк, «взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). При этом Господь не требует безусловного подчинения «взять крест», но предлагает юноше пойти путем подвижничества если он хочет «быть совершенным» (Мф.19:21). Подобное предложение к совершенству подразумевалось и в учении о браке (скопцы для Царства Небесного только те кто вместит).
В ответ на призыв к высшему совершенству юноша «отошел с печалью», поскольку у него было большое имение (Мф.19:22). Богатство, которым он обладал, привязало его к земле настолько, что он не смог с ним расстаться. Эту привязанность он не оставил даже ради жизни вечной, к которой, по-видимому, искренне стремился[319].
Имея в виду страсть богатства, порабощающую всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» и повторил: «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк.10:23,24). Как поясняет свт. Иоанн Златоуст, Христос не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему [320].
Для чего Христос сказал ученикам, что трудно богатому войти в Царство Небесное, если апостолы и так ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности[321].
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» – это народное присловье означает невозможное дело. Некоторые под «верблюдом» понимают корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти, а «игольные уши» - ушко швейной иглы, через которое никак толстый канат не пройдет. Другие полагают, что «игольными ушами» назывались низкие и узкие проходы в крепостной стене Иерусалима, через которые могли протиснуться только овцы, но никак не верблюды. Как ни подходить к толкованию, ясно, что препятствие ко спасению не в богатстве, а в стремлении к нему. «Немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно» (свт. Иоанн Златоуст)[322].
Богатых людей меньше, чем бедных, и если апостолы с изумлением говорят: «так кто же может спастись?», то это потому, что огромное большинство людей, хотя и бедны, но сильно дорожат своим имуществом и беспрестанно стремятся к большему. Потому ученики удивились, что хотя мало действительно богатых, но стремятся к богатству почти все.
Господь переключает внимание апостолов с размышления о богатстве на вопрос о спасении. Спасение – вот что действительно важно. И оно, спасение - «человекам невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:26). Спасение человек обретает не по своим усилиям, а по благодати Божией.
Какая будет награда апостолам, которые все оставили и последовали за Христом? Они были людьми бедными и немногое имели – сети, лодки да бедные жилища, но и это немногое оставили ради следования за Христом. Может быть, апостолы сомневались, могут ли они стать совершенными при своей бедности[323]. На это Господь успокоил их сказав, что не только они, но и всякий, кто ради Него и Евангелия оставит все, получит великую награду: не только в будущей, но уже и в земной жизни. Оставивший свой дом или родных получит во сто крат более домов и родственников в лице истинных христиан и их жилищ. Апостол Марк уточняет: «во время сие, среди гонений» (Мк.10:30). Во время гонений это предречение Господа исполнялось буквально. Многие отцы и дети разлучались по причине веры, брат язычник мог предать брата христианина на судилище. И в то же время, внутри Церкви христиане составляли одну семью, были близки друг другу как брат и сестра, дом каждого из них был открыт друг для друга, был собственным домом взамен оставленного ради Христа (Деян.4:32). В Церкви, как в новом доме, каждый находил для себя отца и мать, братьев и сестер, детей. Но главная награда, конечно, была «в веке грядущем – жизнь вечная». Свт. Иоанн Златоуст считал, что Господь не побуждает разрушать браки, но - чтобы человек предпочитал благочестие. Поэтому если кто-либо из родных привлекает к нечестию сродников, таковых родных по их желанию можно оставить. О чем говорил и ап. Павел: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1Кор.7:15)[324].
«Пакибытие» (paliggenesi,a) – обновление, воссоздание, создание нового мира, радикальное изменение мира и образа мышления. «Пакибытие» откроется воскресением мертвых, всеобщим судом и преобразованием неба и земли, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» (Мф.19:28). Тогда последователи Христа будут участвовать в прославлении Богочеловека: святые будут судить мир (1Кор.6:2), апостолам же обещается особая близость ко Христу: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28). Двенадцать колен – символическое обозначение всех верующих во Христа, сограждан небесного Иерусалима (см.Откр.21:12).
Иудеи, как избранный народ, считали себя «первыми» среди других; рассчитывали быть первыми и в век Мессии. Господь же сказал, что «многие» из «первых» окажутся в тот час «последними», тогда как презираемые этим миром «последние», которые смогли оставить все ради имени Иисуса Христа - окажутся «первыми».