Притча о неверном управителе
(Лк.16:1-13; Заиорданье, 30 г.)
Эта притча вызывает споры, поскольку не вполне ясно, 1) подразумевало ли сокращение долгов уменьшение комиссионных, причитавшихся самому управителю, 2) или сокращение долгов было уменьшением противозаконных ростовщических процентов, предназначавшихся хозяину, 3) или же вообще это был поспешный и необдуманный поступок с целью разжалобить хозяина. Итог притчи: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде... приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (16:8-9).
Нередко различные толкователи проводят следующие параллели: простой народ израильский («сыны века сего»), может быстрее догадаться тратить деньги (богатство «неправды») на приобретение друзей «в вечных обителях» нежели книжники и фарисеи («сыны света», как они себя называли), которые на это не догадливы поскольку закостенели в сребролюбии (Лк.16:14).
Святитель Феофан отвергает аллегорический подход в толковании данного отрывка и предлагаем принять во внимание исторический контекст данной истории[292]. По свт. Феофану адресатом были приходившие послушать Господа мытари (см.Лк.15:1), которых Спаситель учит душеспасительному употреблению богатства. Главное лицо притчи – не хозяин имения, а приставник, который вероятно был не из рабов, а из свободных граждан. Из притчи не видно, злоупотреблял ли приставник имением до доноса на него («оклеветания»). По всей видимости, он или вовсе не воровал ранее, или все нажитое проматывал. После обвинения он осознал свою вину и не возражал на предъявленное обвинение. Видимо преступление было очевидным, раз господин имения не устраивает расследования а сразу верит донесению на «приставника»: вместо пояснения совершившегося требуется сразу дать отчет в управлении и идти восвояси. Мысли приставника: «просить стыжуся» - говорит о том, что он был известен в округе. Придумав как избежать нищеты, приставник сразу берется за дело: призывает должников хозяина и предлагает заменить закладные расписки. Вопрос: «сколько ты должен господину моему?» (Лк.16:5) – риторический. И должник и приставник знают сколько написано в расписке. Главная цель вопроса, по притче, – подчеркнуть суть «неправедности» управителя. Заменяя закладные записки приставник предполагает, что таким поступком он может заслужить возможность быть принятым на работу в дома должников (Лк.16:4). Он не говорит много, дело совершается молча: все всё понимают без лишних слов. Видимо, приставник полностью рассчитался с хозяином и уже был принят в «дома должников» раз господин имения хвалит его за сообразительность (Лк.16:8). Притча завершается загадочной фразой: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8), а после присоединяется толкование Спасителя: «и Я говорю вам…», Лк.16:9.
Почему сыны века сего догадливее? свт. Феофана на этот счет есть такие мысли:
· Сыны века сего – люди прилепленные к земле, которые в первую очередь заботятся о земельных наделах, волах, женитьбе (Лк.14:18); Царствия Божия и правды его они не ищут (Мф.6:33); «забота века сего и обольщение богатства» заглушают высшие их потребности (Мф.13:22); их ум сообразовался с веком сим (Рим.12:2); живут они как безбожники в мире (Еф.2:12).
Сыны света - это те, которые «веруют в свет» (Ин.12:35-36). Ибо кто верует в Господа тот переходит из тьмы века сего в свет (Еф.5:8; Деян.26:18), после перемены они становятся и сами «свет в Господе» (Еф.5:8), они уже «сыны света и сыны дня» (1Фес.5:5). «Сподобившиеся достигнуть того… ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20:35), т.к. ревнуют они постоянно только о Царствии Божием и правде его (Мф.6:33).
Сыны века сего всегда будут догадливее и проворнее в мирских делах, т.к. сыны света заботясь о простоте сердца и отрываясь от земных попечений теряют земную проворность и находчивость. Однако,в отношении высокого призвания cыны света всегда мудрее. Когда же они предаются беспечности и нерадению, тогда являются неразумнее миролюбцев заботящихся о богатстве тленном. За свою беспечность желающие стать причастниками мессианских обетований (сыновья Царства) могут быть изгнаны вон (Мф. 8:12). Поскольку фарисеи применяли термин «сыновья света» к себе - они и возроптали (Лк.16:14). Этим сребролюбцам, как и Иуде, как и мытарям, Господь давал наставление: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9).
Под «богатством неправденым» можно понимать как «неправедность» в приобретении имущества, так и само по себе «богатство». Богатство неправедное (o` a;dikoj mamwna/j) – не обязательно нажитое нечестно, это достаток больше необходимого, избыточная зажиточность. Богатство потому неправедно, поскольку в нем нет истины, оно запутывает в неправду всех полагающихся на него. С крупным богатством всегда сопряжена неправда: роскошь, излишек удовольствий, скупость в делах милосердия.
По друзьями, которые примут «в вечные обители» когда обнищаете (Лк.16:9), можно понимать как нищих на которых может быть растрачено имущество, так и слуг Божиих: ангелов и святых (см. притчу о богаче и Лазаре). Свт. Амвросий в толковании этого места замечает: «словами приобретайте себе друзей богатством (маммоною) неправедным Господь заповедует, чтобы мы щедродательностью к бедным стяжали себе содружество ангелов и других святых»[293]. Бедные – не цель, но - посредники в приобретении ангелов-друзей на небе. В притче «благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит.19:17) Сам Бог становится должником благотворителю. За этот заем Бог воздаст, когда будет решаться вечная участь людей. Ангелы же принимают благотворительных людей как друзей, поскольку благотворители за ангелов отдали Богу долг творения добрых дел[294].
Поэтому, если богатство уже нажито, и сделано это неправедно, а теперь его невозможно отдать, то это можно сделать через благотворение бедным, а Бог все уравняет. При этом вверенным нам достоянием могут быть не только деньги, но и знания, искусства, положение на службе, связи и все вообще дары жизни, от Бога полученные (эти мысли сродни толкованию блаж. Феофилакта). Поэтому, пользуясь имением от Бога, мы как неправедный домоправитель, призваны истощать все силы души на других «должников», чтобы «когда оскудеем» (истощатся наши силы и жизнь), быть принятыми в вечные кровы обителей Отца небесного (Ин.14:2).
В выражении «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16:10-12) свт. Феофан (Говоров) под «неправедным богатством» и «чужим» понимает всякое благо вверяемое от Бога на время. Оно не истинно, потому что не принадлежит нам ибо «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тим..6:7); а под «истинным» и «нашим» святитель понимает – предопределенное нам вечное блаженство в Богообщении, как созданным по образу Божию.
Блаженный Феофилакт:
«Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой - пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь темной, причем, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно».
Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и приобретаем себе друзей богатством неправедным. "Неправедным" называется то "богатство", которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф. 25, 8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные приняли нас в вечные обители..
отец Андрей Кураев:
У каждого есть не нами созданное богатство, которое дано нам в распоряжение. Это время моей жизни. В принципе, все, что мне дано Богом, я должен был бы Ему же и вернуть. Но Господь понимает, что этого не будет. И поэтому просит у меня отдать хотя бы десятину, хотя бы эти полдня в воскресенье. И вот я должен бы быть в воскресенье в храме. А я вместо того, чтобы в этот день пойти в церковь, посвятить его Богу, пойду навещу больного друга. В известном смысле, я украл это время у Бога. Но если на Страшном Суде возникнет вопрос, как я потратил этот талант, то я отвечу: "Я взял этот талант у Тебя, Господи, но я отдал его своим друзьям. Я не утаил его при себе. Да, я не был в то воскресенье в храме. Но я провел время не перед телевизором. Я был в больнице". Как ни странно, это будет оправданием.
еще толкования: http://www.bogoslov.ru/text/2783808.html