Беседа на празднике обновления о Своем Богосыновстве
(Ин.10:22-39; Иерусалим, декабрь 29 г.)
Во время праздника Обновления храма[287] в притворе Соломоновом Господа обступили иудеи: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин.10:24). Сказать им это «прямо» Господь не мог потому, что они со словом «Мессия» соединяли ложное представление о земном народном вожде, который должен освободить их страну от римского владычества. Тем более, что о земном вожде им в это время напоминала память об Иуде Маккавее, который очистил храм от языческой мерзости Антиоха Эпифана. Христос указывает на Свое мессианство косвенно: через дела Свои, которые свидетельствуют о Нем. Он - Мессия, но не в том смысле, как себе это представляют иудеи. Причина, по которой они этого не понимают - они «не из овец Его» и «не слушают голоса Его».
Вспомнив об овцах Своих, Господь изрекает обетования о даровании им жизни вечной: никто не сможет похитить их из руки Его, потому что они - принадлежат Отцу, а «Я и Отец – одно». Более ясного свидетельства о Божественном достоинстве Христовом, чем эти слова, не могло бы и быть.
Иудеи правильно поняли смысл слов и схватили камни, чтобы побить Иисуса, как богохульника. Но Он обезоружил их коротким вопросом: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин.10:32). Неожиданность вопроса смутила иудеев и против их воли показала, что они признают про себя величие чудес Господа, поему они стали оправдываться, что хотят побить Его не за добрые дела, а за «богохульство».
В ответ Господь делает ссылку на 81 псалом, где люди, призванные творить суд и защищать слабых от посягательств сильных, названы «богами» (Пс.81:6). В других местах Ветхого Завета богами называются как судьи, так и другие богоизбранные мужи (Исх.4:16; 7:1; 21:6; Зах.12:8). Судьи, цари, пророки назывались богами и сынами Вышнего по мере действия в них власти и силы Божией. Через них Бог открывал свою волю миру (см.Исх.18:15; Втор. 1:17; 19:17). Во Христе также открывается миру Бог, с Которым Он не просто состоит в общении, но един по существу.
Уход Господа за Иордан и Его служение там
(Мф.19:1-2; Мк.10:1; Ин.10:40-42; Заиорданье, 30 г.)
После слов «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:38) иудеи снова хотели схватить Господа, но Он «уклонился от рук их» и направился за Иордан. Там многие, слышавшие проповедь о Нем от Иоанна, несмотря на то, что Креститель не сотворил никакого чуда, убедились в истинности его проповеди и уверовали в Иисуса.
104. Поучение о покаянии. "Если не покаетесь, все так же погибнете"
(Лк.13:1-5; Капернаум, 30 г.)
Пришедшие из Иерусалима рассказали Господу о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Видимо, Пилат приказал убить возмутившихся Галилеян в храме [Alexey13] в то время, как те приносили жертвы, вследствие чего кровь убитых смешалась с кровью жертвенных животных. Иисус Христос объяснил, что эту насильственную смерть в таком святом месте нельзя объяснить тем, что эти Галилеяне были грешнее прочих людей. Над теми суд Божий уже совершился, а стоящими у Спасителя совершается сейчас и свершится в будущем над всем народом, «если не покаетесь». Здесь, похоже, Господь намекает на суд Божий, совершившийся над еврейским народом, когда Тит Флавий разрушил Иерусалим, и громадное число евреев погибло в храме, во время совершения жертвоприношений, как и эти убитые Пилатом Галилеяне.
При этом Сам Господь вспоминает другой случай, когда силоамская башня, упав, задавила 18 человек – были ли они грешнее прочих жителей Иерусалима? Оба несчастных случая Господь предлагает понимать иначе: это – лишь предупреждения живущим: «если не покаетесь, все так же погибните!». Развивая дальше эту же мысль, Господь рассказывает Притчу о бесплодной смоковнице.
Притча о бесплодной смоковнице
(Лк.13:6-9; Заиорданье, 30 г.)
Под образом хозяина виноградника в этой притче понимается Бог Отец, Который ждет покаяния еврейского народа, представленного в притче под образом бесплодной смоковницы. Под виноградарем разумеется Господь Иисус Христос, пришедший к избранному народу Божию и три года ожидавший от евреев плодов Своей проповеди. Сын Божий (виноградарь притчи) представлен здесь, как Ходатай за людей, умоляющий Бога Отца о милосердии к ним.
Исцеление согбенной женщины
(Лк.13:10-17; Заиорданье, 30 г.)
Во время пребывания Своего в Заиорданье, Господь, уча в одной из синагог, исцелил женщину, которая 18 лет не могла выпрямиться. Начальник синагоги публично вознегодовал на то, что исцеление было совершено в субботу. Господь назвал его за это лицемером, указав этим, что негодование вызвано не мнимым нарушением субботнего покоя, а завистью к Исцелителю: в субботу допустимы не только добрые дела, но и необходимые житейские (забота о домашнем скоте).
«Эту же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз этих в день субботний?» (Лк.13:16). Выражение «дочь Авраамова» намекает на то, что исцеленная была природной иудейкой.
«Связал сатана» – эти слова толкуются неодинаково: одни полагают, что болезнь этой женщины происходила от действия духа нечистого, которому Господь попустил скорчить эту женщину, как попустил, напр., наслать проказу на праведного Иова; другие полагают, что болезнь этой женщины была результатом ее порочной жизни. Неплодная смоковница, так и скорченная женщина – два образа одной и той же испорченности человеческого рода. Выслушав Господа, противившиеся Ему (видимо, начальники иудейские) стыдились, так как не могли не осознавать справедливости Его слов, а остальной народ (простые люди) радовался о всех славных делах Его.