Тайный приход Господа на праздник. Спор в народе о Христе
Отпустив братьев в Иерусалим, Господь несколько позже и Сам пришел туда, «как бы тайно». «Какая печальная постепенность в явлениях Господа в Иерусалим», - отмечает еп. Михаил, - «вынужденная, конечно, не Его действиями, а более и более усиливающейся враждой врагов Его. В первую Пасху Он торжественно является в храм, как Сын Божий Мессия, со властью (Ин 2гл.); на второй (Ин 5гл.) Он является, как путешественник, но Его действия и речи возбуждают злобу против Него и намерение довести Его до смерти, вследствие чего Он на следующий праздник Пасхи вовсе не идет в Иерусалим, а держится вдали от него года полтора, и после этого вынужден прийти туда тайно!»
Стихи Ин.:7:11-13 дают наглядное представление о том, что делалось в это время в Иерусалиме: там все говорили о Христе. Видно, что враги Его имели бдительное наблюдение за Ним, Его искали: «Где Он?». Среди народа было много толков самого противоположного характера, но все говорилось тайком, «боясь Иудеев». Многие толкователи предполагают, что доброе о Христе говорил народ, а враждебное – начальники иудейские. Это видно из того, что какая-то группа говорящих отделяет себя от народа: «Он обольщает народ».
Беседа Господа в преполовения праздника о Своем посланничестве и отшествии
«В половине праздника», Господь вошел в храм и учил. Зная, что Иисус не учился ни у кого из раввинов, иудеи удивлялись Его знанию Писаний.
Господь говорит далее, что они ищут убить Его за нарушение закона, которого сами не соблюдают. Из дальнейшей речи Господа видно, что исцеление расслабленного, совершенное Им при купальне Вифезда в субботу 1,5 года назад, все еще продолжало быть предметом толков. Господь указывает на то, что добрые дела можно делать в субботу, как и обрезание при необходимости совершается в субботу, чтобы не нарушать закон Моисеев. Посему не следует удивляться, что Он всего человека сделал здоровым в субботу. Закончил Господь Свою речь призывом судить о законе не по букве, но по духу.
Сильная речь произвела особенное впечатление на Иерусалимлян, знавших о замыслах врагов Господа: им кажется странным, что ищущие Его смерти позволяют Ему свободно говорить, не оспаривая Его. Не зная, как объяснить это, они высказывают мысль, не удостоверились ли их начальники, что «Он подлинно Христос».
После беседы многие из народа уверовали и рассуждали: «когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?».
Беседа Господа в последний день праздника о Святом Духе
«В последний же великий день праздника»[271], который праздновался с особенно большой торжественностью, «стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей»[272]. Христос указывает, что верующий в Него сам станет источником воды живой, которая будет утолять духовную жажду всех, ищущих спасения. Ап. Иоанн от себя поясняет, что говорил «Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен».
Эта речь Господа взволновала толпу: многие из народа решительно встали на сторону Господа, признавая в нем «пророка» а некоторые даже прямо говорили: «Это Христос». Некоторые же спорили о месте рождения Иисуса, не зная, что Он родился в Вифлееме, они задавали вопрос: «разве из Галилеи Христос придет?».
Возвращение посланных за Господом к первосвященникам и фарисеям. Заступничество Никодима
Желая исполнить приказание начальства, служители Синедриона пытались схватить Иисуса, но каждый раз руки у них опускались: они не осмеливались этого сделать. В таком настроении они возвратились к пославшим их первосвященникам и фарисеям, говоря, что сила слова Господа была столь могуча и неотразима, что они не могли исполнить данного поручения. Это вызвало у фарисеев раздражение: «Неужели и вы прельстились?», никто из «начальников» или «фарисеев» не уверовал во Христа.
В защиту Иисуса выступил Никодим, фарисей приходивший к Иисусе ночью: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?». Закон требовал исследовать обвиняемого (Исх. 23:1; Втор. 1:16). Слова Никодима вызвали раздражение: «и ты не из Галилеи ли?». Галилея ассоциировалась с невежеством, «язычеством», незнанием закона, пребыванием во тьме (Мф.4:15-16). Но говоря «из Галилеи не приходит пророк» фарисеи лгали на историю, т.к. из Галилеи был пророк Иона[273].