Исцеление сына капернаумского царедворца
(Ин.4:43-54; Кана Галилейская, 27 или 28 г.)
По дороге в Капернаум Господь зашел в Кану, где сотворил Свое первое чудо претворения воды в вино. Узнав о приходе Господа, один из жителей Капернаума, бывший царедворец Ирода, поспешил в Кану, чтобы просить Иисуса прийти и исцелить его сына, находившегося при смерти.
На греческом языке данное исцеление (Ин.4:54) названо знамением (shmei/on).
Чудо - это знамение мессианского достоинства Иисуса. Упоминание об этом событии у апостола Иоанна имеет значение не историческое, но внутреннее. Знамение ведет к вере и выражает содержание веры. Вера с каждым таким знамением возрастает. Приходя ко Христу царедворец верит, что Иисус способен совершить исцеление («поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел», Ин.4:50), во втором случае, видя совершенное Иисусом чудо, он видимо уверовал в Самого Господа («и уверовал сам и весь дом его», Ин.4:53). Может быть, то и был тот самый Хуза, чья жена, Иоанна[98], следовала потом за Господом, служа Ему. Исцеление сына капернаумского царедворца – некий итог изложенных ранее бесед в Никодимом (Ин. 3:16-17) и Самарянкой (Ин. 4:4). В беседе с Никодимом была предложена необходимость веры в Единородного Сына Божия, здесь же – результат – иудей-царедворец уверовал. Однако все равно язычники и самаряне идут впереди иудеев. Об этом может косвенно говорить некий числовой символизм Иоанна Богослова: иудей-царедворец уверовал в седьмом часу (Ин.4:52), а язычница-самарянка, раньше него, в шестом (Ин.4:6).
Это было второе чудо, которое «сотворил Иисус, вернувшись из Иудеи в Галилею» (Ин.4:54). Его следует смешивать с другим чудом, описанным у синоптиков, – с чудом исцеления слуги сотника в Капернауме (Мф 8:5-13; Лк 7:1-10, служение после 2-ой Пасхи). Там слуга язычника, здесь сын иудея. Царский слуга зовет Иисуса, а сотник просит именно о заочном исцелении, считая себя недостойным того, чтобы Иисус пришел под его кров. Общее здесь то, что оба чуда совершаются заочно, по просьбе любящего над любимым. В обоих случаях проситель занимает заметное место в обществе, а больной находится в Капернауме.
Следует заметить, что веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже учения. Вера, порожденная чудесами, требует для поддержания самой себя все новых и новых чудес, так как прежние становятся привычными и перестают удивлять. Человек, полагающийся только на то учение, которое сопровождается чудесами, может легко впасть в заблуждение, приняв ложь за истину, поскольку чудеса могут быть и мнимыми, от дьявола. Поэтому Слово Божие предостерегает, чтобы мы с осторожностью относились к чудесам (Втор 13:1-5). О неразборчивости жителей Галилеи в этом отношении говорит Господь со скорбью: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин.4:48).
Заключение Иоанна Предтечи в темницу
(Мф.14:3-5; Мк.6:17-20; Лк.3:19-20; Крепость Махерон)
Вскоре после того, как св. Иоанн Креститель засвидетельствовал в последний раз Божество Христово, он был схвачен и заключен в темницу за то, что обличил незаконное сожительство царя Ирода Антипы с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
Ирод Антипа, сын Ирода Великого, управлял Галилей и Переей. Будучи женат на дочери аравийского царя Ареты, он вступил в любовную связь с Иродиадой, женой Филипа (Ирод Великий оставил этого сына без наследства и он жил в Иерусалиме как частное лицо, без должностей). Иродиада бросила Филиппа и открыто перешла жить во дворец Ирода Антипы, удалив оттуда законную жену от царя Ареты. Оскорбленный за свою дочь Арета начал войну против Ирода. Ироду самому пришлось отправиться в крепость Махерон, к востоку от Мертвого моря, где он принял начальствование над войсками. Там он услышал о Иоанне Крестителе как о пророке, привлекающем к себе множество народа, и, рассчитывая найти в нем поддержку своей кампании, послал за ним. Но вместо поддержки он услышал от Иоанна неприятное для себя обличение: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18). Иоанн справедливо обличал кровосмешение, осуждаемое законом Моисея (Лев.18:16, 20). Эти слова в особенности раздражили Иродиаду, и она употребила все свое влияние, чтобы побудить Ирода убить Иоанна. Но, опасаясь народа, Ирод не решился умертвить его, а только держал под стражей в заключении.
По свидетельству евангелиста Марка, Ирод даже уважал Иоанна как мужа праведного и святого, и многое делал, слушая его советы (Мк.6:20). Видимо, как все слабохарактерные люди, Ирод входил в сделки со своей совестью, надеясь некоторыми добрыми делами, по советам Иоанна, загладить свой главный грех, против которого, собственно, и вооружался Иоанн. Он даже с удовольствием слушал советы Крестителя (Мк.6:20), но от греха не отказался и, в конце концов, в угоду злой Иродиаде, в один из праздников лишил Иоанна жизни. Так окончилось служение последнего из ветхозаветных пророков.