Последнее свидетельство Иоанна Предтечи о Господе
(Ин.3:23-36; Иудея, 27 г.)
Приходят ученики Иоанна к нему и говорят: «Равви! Тот, Который был с тобой при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин.3:26). Ученики Иоанновы здесь выступают уже как отдельная группа, особая, отделенная от учеников Господа. Из упрека, обращенного к Предтече видно, что ученики Иоанна завидовали и не были совершенны. Креститель напоминает им то, что говорил с самого начала - он не Христос, а посланный перед Ним. В словах «никто не принимает свидетельства Его» (Ин 3:32) выражается скорбь о малом числе принимающих Иисуса как Мессию. Это вздох о чёрствости его собственных учеников, которые, хоть и слышали от учителя указание на Мессию, не пошли за Христом подобно Андрею и Иоанну.
Евангелист Иоанн далее излагает пояснение, почему «все идут к Нему»: Христос есть «Приходящий свыше» (~O a;nwqen evrco,menoj). Остается вопросом, является ли текст Ин.3:31-32 продолжением речи Крестителя или это уже рассуждение Иоанн Богослова по поводу сказанного ранее. Иисус Христос – небесного происхождения. «Свыше» (a;nwqen), потому что Он – Приходящий с небес (o` evk tou/ ouvranou/ evrco,menoj). Он превосходит всех людей, даже пророков Божиих, в т.ч. и Иоанна. Иоанн имел земное происхождение, возвещал Божественную истину лишь настолько, насколько может возвещать ее сущий от земли; а Приходящий с неба Христос свидетельствует о небесных вещах, как о том, что Сам видел и слышал, и никто из земных не в состоянии принять Его свидетельство (ср.Ин.1:18, 3:11, 6:44; Мф 16:17) [91]. Посланому от Бога «не мерою дает Бог Духа», т.е. - не так как ветхозаветным праведникам и пророкам – ограниченно, по мере способности и потребности для служения. У Сына же есть все в полноте (Ин.3:35), от Него теперь зависит раздаяние даров Духа людям (см. Еф. 4:7 и далее).
Окончаниее беседы с Никодимом:
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18)
схоже с завершением свидетельства Иоанна Предтечи:
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36).
Неподготовленному к принятию Мессии - напоминается о суде, а подготовленные - призываются искать «жизнь вечную». В этой поэтапности раскрытия пути восхождения к Богу поворотным шагом является вера в Единородного Сына Божия.
Причина возвращения Господа в Галилею
(Ин.4:1-3; Иудеи в Галилею, 27 г.)
Причина возвращения Господа в Галилею: слух, что «Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн» (Ин.4:1).
Беседа с Самарянкой
(Ин.4:4-42; Сихарь, 27 г.)
Путь Господа из Иудеи в Галилею лежал через Самарию – область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. Иудеи относились к самарянам хуже, чем к язычникам, гнушаясь и презирая их[92]. Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихем, который у св. Иоанна назван Сихарь (Ин.4:5). Ап. Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему – полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха.
В то время как ученики отлучились в город за покупкой пищи, «приходит женщина из Самарии почерпнуть воды». Господь обратился к ней с просьбой: «дай Мне пить». Самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем просит пить у нее, самарянки. Но перед нами не просто самарянка-язычница, это - женщина, которая сменила уже шесть мужчин! Возможно она сознавала свою греховность и потому приходила почерпать воду в полуденный зной, когда никто не находился у колодца.
Когда Господь предложил ей «воду живую», она не поняла Господа: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец.
Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:13-14)[93]. Благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник[94], текущий[95] в жизнь вечную для него и окружающих людей. Все еще не понимая Господа, и думая, что Он говорит о воде обыкновенной проточной («живой»), только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить к колодцу в полуденный зной. Здесь мы видим, что самарянка несмотря на наружную греховность имеет внутренний стыд: она скрывается от людей, приходя к колодцу в жаркий полдень, она желает и вообще не появляться у общественного колодца из-за стыда и потому просит такой воды, которая навсегда удаляет жажду.
Свт. Иоанн Златоуст: «Видишь ли, как она мало-помалу восходит на высоту догматов? Сначала она почитала Христа за иудея, преступающего свой закон; потом, когда Он опроверг это обвинение, она, услышав о воде живой, подумала, что Он говорит о чувственной воде. Далее, узнав, что слова Его имеют духовный смысл, она верит, что эта вода может уничтожить чувство жажды, а только не знала, что это за вода, и еще недоумевала, считая ее, конечно выше воды чувственной, но не имея о ней ясного понятия. Наконец, прозрев точнее в этот предмет, однако еще не все выразумев, Господи, говорит, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (Ин.4:15) – она уже предпочитает Христа Иакову»[96]. Важно понимать, что в беседе с самарянкой центральным пунктом является не вода, которая служит отправной точкой для разговора, а Личность Мессии, Который пришел к самарянке. Чтобы она поняла, что говорит не с обыкновенным человеком, Господь поворачивает разговор в другую сторону. Он просит позвать своего мужа, невольно обращая ее взгляд на свою жизнь, а затем прямо обличает в том, что она, сменив пять мужей, живет теперь в «формальной» семейной связи.
Так, Иисус является перед самарянкой как пророк. Иисуса в целом воспринимали не как учителя-богослова (Мк 1,22 пар.), а как харизматического лидера, и всеобщее мнение о нем гласило: это пророк. Именно так вновь и вновь говорили в народе (Мк 6,15 пар.; 8,28 пар.; Мф 21,11.46; Лк 7,16; Ин 4,19; 6,14; 7,40.52; 9,17) и даже - хотя там к этому утверждению, разумеется, относились скептически - в фарисейских кругах (Лк 7,39; Мк 8,11 пар.). Согласно Лк 24:19, ученики Иисуса тоже видели в Нем пророка. Наконец, Иисуса арестовывают и обвиняют как лжепророка. Это следует из рассказа об издевательствах, которым он подвергался после ареста еврейскими властями.
Увидев, что перед ней пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему уже не с бытовым, а с исключительно религиозным вопросом: об очищении от грехов через жертвоприношения. Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор 11:29)[97]. И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130-м году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на этом месте (и до сих пор). Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя, что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет значение, потому что оба типа богослужения – как иудейское, так и самарянское – прекратятся в недалеком будущем: «настанет время, и настало уже». Однако, поскольку у иудеев верное представление о поклонении Отцу, от них – «спасение» (Ин.4:22).
Поклонение Богу «Духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения, падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения к Себе от других лиц во время Своей земной жизни (Мф 2:11; Мф 14:33; Мф 15:25; Ин 11:32; Ин 12:3).
Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и размышляя продолжает: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Понятие самарян о Мессии сводились к тому, что в Его лице ждали пророка (восставшего Моисея), в отличие от политического вождя – у иудеев. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, самарянке прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин.4:26).
Самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Того, Который как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Она забывает о своем стыде и сообщает благую весть соотечественникам.
Так, в беседе с самарянкой мы видим, что семя веры упало на добрую почву и принесло плод. Самарянка опередила в вере фарисея Никодима, учителя Израиля. Многие уверовали в Него «по слову женщины». И еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).
Слова «не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?» (Ин.4:35), вероятно, сказаны посреди засеянных самарянских полей. Если это так, то скорее всего беседа с самарянкой была в ноябре-декабре, вскоре после посева озимых хлебов. В таком случае получается, что Спаситель служил в пределах Иудеи ок. 8 месяцев. Менее основательно предположение, что речь идет о весеннем посеве, потому что тогда время пребывания в Иудее было бы ок. 1 мес., что очень мало для приобретения широкой популярности среди иудейского народа (Ин.3:26) и распространения слухов среди фарисеев (Ин.4:1).