Встреча Господа с Иоанном, Андреем и Петром
(Ин.1:35-42; Окрестности Иордана, 27 г.)
Выражение «на другой день (evpau,rion)» (Ин.1:35) скорее следует относить к другому разу - Иисус через определенное время вновь приходит к Иоанну на Иордан. Увидев Господа, Креститель снова объявляет: «вот Агнец Божий». Услышав эти слова двое из учеников Предтечи пошли за Господом.
«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот» (Ин 1:38-39). Возможно, использование Иоанном Богословом глагола me,nw(1. ждать, ожидать; 2. оставаться, пребывать, жить) в выражении «где живешь? (pou/ me,neijÈ)» не случайно. В Ин 15:4 использован тот же самый глагол со значением «пребывать»: «Пребудьте во Мне, и Я в вас (mei,nate evn evmoi,( kavgw. evn u`mi/n)» (Ин 15:4). Пребывание – это духовная близость к Спасителю, Который идёт путем Агнца, путем Страстей, путем крови. Последовавшие за Христом идут этим путем, и, таким образом, сопребывают и во славе Его. И ученики «пробыли у Него день тот (e;meinan th.n h`me,ran evkei,nhn)». Сколько времени пробыли двое Иоановых учеников с Господом – не известно. Вполне возможно, что «день тот» - указание на состояние, близкое к эсхатологической реальности, а не указание на реальную продолжительность пребывания в 24 часа или меньше.
Одним из учеников этих был Андрей, а другим – вероятно сам евангелист Иоанн, не называющий себя по имени при повествовании о многих событиях, в которых лично участвовал (Ин.13:23,18; 18:15; 19:20; 20:3; 21:20).
Возвратившись домой после беседы с Господом, Андрей первым возвестил о том, что они нашли Мессию. Андрей так сообщает это брату Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин.1:41). Таким образом Андрей был не только Первозванным учеником Христа, но и первым из Апостолов проповедовал Его, обратил и привел к Нему своего брата. Когда Андрей привел ко Христу Симона, то Господь нарек его Кифою: «ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: Петр (Khfa/j& o] e`rmhneu,etai Pe,troj)» (Ин.1:42). Кифа – арамейское слово – означает «камень, скала», то же значит и греческое слово Петр - «камень». Имена Кифа и Петр означают одно и то же. Впоследствии при Кесарии Филипповой Христос повторил наименование Симона этим именем, разъясняя его значение (Мф.16:18).
Призвание Филиппа и Нафанаила
(Ин.1:43-51; На пути в Галилею, 27 г.)
«На другой день» Иисус пошел в Галилею (Ин.1:43) – отсюда видно, что встреча с Симоном была в окрестностях Иордана, еще до прихода Галилею. В Галилее Господь призвал Филиппа. А тот, в свою очередь, позвал своего друга Нафанаила: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1:45). Нафанаил (у Синоптиков он упоминается под именем Варфоломей)хотя и возразил: «Из Назарета может ли быть что доброе?», но, желая исследовать насколько верно то, о чем рассказал ему Филипп, пошел к Иисусу и убедился в истинности слов друга.
Христос убеждает Нафанаила словами: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Что произошло с Нафанаилом под смоковницей – доподлинно неизвестно. Свт. Иоанн Златоуст полагает, что как раз под смоковницей произошла беседа Филиппа и Нафанаила о Мессии. Есть также мнение (его приводит архиеп. Аверкий, что «Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницею, и, вероятно, как-то раз испытал во время такой молитвы особенные переживания, которые ему навсегда ярко запомнились и о которых никто из людей не мог знать».
На восклицание Нафанаила «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» Господь обращается уже не только к нему одному, но и ко всем Своим последователям, предрекая: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым…». При этом слова Евангелия от Иоанна «…и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51) калькируют выражение Септуагинты о лестнице Иакова «Ангелы Божии восходят и нисходят по ней [лестнице]» (Быт.28:12). Но в книге Бытия – Ангелы восходят и нисходят по лестнице, а в Евангелии от Иоанна – «к Сыну Человеческому (evpi. to.n ui`o.n tou/ avnqrw,pou)».
Чудо в Кане Галилейской
(Ин.2:1-11; Кана Галилейская, 27 г.)
О первом чуде, которое совершил Христос, повествует только один евангелист Иоанн. Это произошло на третий день, после встречи с Филиппом и Нафанаилом.
Кана, маленький городок, находившийся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета, называлась Галилейской в отличии от другой – располагавшейся близ города Тир. Кана Галилейская была родиной Нафанаила (Ин.21:2).
Вероятно, Иисус был приглашен как чей-то знакомый. Семья, справлявшая свадьбу, была не из богатых, поэтому во время пира и обнаружился недостаток вина. Пресвятая Дева приняла живое участие в этом обстоятельстве, которое могло испортить чистое удовольствие семейного торжества. Ее душа, полная благости, явила здесь первый пример ходатайства за людей перед Своим Божественным Сыном. «Вина нет у них» – говорит Она Ему, несомненно, рассчитывая на то, что Он окажет этим бедным людям помощь. Хотя Господь отвечает «Еще не пришел час Мой» (Ин.2:4; в противоположность сему см. Ин.12:27, 17:1), но по просьбе Матери творит чудо.
Шесть каменных водоносов, «вмещавших по две или по три меры» служили для ритуальных омовений (рук и ног) и вероятно стояли у входа в жилище. «Мера» (metrhth,j), по современным вычислениям, составляла тогда ок. 40 литров[79]; так что 6 водоносов могло вмещать от 480 до 720 литров воды. И тем разительнее чудо, что Иисус велел слугам наполнить водоносы «до верха» (Ин.2:7) и претворил в вино[80].Вот одно из возможных толкований «чуда в Канне Галилейской»[81]. Слова «еще не пришел час Мой» по смыслу можно объединить с подобными: «никто же не возложил на него руки, так как не пришел час Его». Час Иисуса Христа – это час Его Крестной смерти, мысль Спасителя как будто прикована к последнему часу. Знамение в Кане заключается в том, что ученикам дается образ воды становящейся кровью…
Нужно учитывать, что во время написания Евангелия от Иоанна (ок.96г.) его читатели были уже хорошо знакомы с литургической практикой крещения и Евхаристии: сначала – крещение в воде (образ погребения в смерть), затем – претворение воды в кровь (на Кресте из ребра Спасителя истекли кровь и вода). Знамение, совершенное Иисусом Христом в Кане после Крещения от Иоанна, наводит на мысль на пролитие крови. Чудо находится в очень тесной связи со свидетельством Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «…Сей есть Агнец Божий…». Агнец - животное жертвенное, предназначенное для заклания. В этом контексте мы можем толковать деталь ап.Иоанна Богослова: «на третий день»- какобраз тридневного Воскресения… Итак, в брачном пире - торжество жизни, как и праздничная трапеза - образ Царства Божия, приходящего в силе. Участие в трапезе брачной – это участие в полноте Царства Божия. Но установление Царства невозможно без шествования Господа на Страсти, Крестную смерть и Воскресение. После того как все это совершится, наступит «час Его». А пока – все дается в образах…
Посещение Капернаума
(Ин.2:12; Капернаум, 27 г.)
В Капернаум отправился Господь не один, но с Ним были «и Матерь Его, и братья его, и ученики Его» (Ин.2:12).
N.B. В этом отрывке, как и в п.12 «Обрезание Господне и наречение имени Иисус» в Синопсисе свящ. Алексея Емельянова прослеживается излишняя детализация: отдельные стихи возводятся в разряд разделов. Такое вынесение всех географических перемещений «в отдельные события» с одной стороны позволяет четко следить за тем: что где происходило, видеть после завершения одного истории начало другой. С другой стороны, излишняя детализация усложняет поиск на них святоотеческих изъяснений, поскольку святые отцы нередко толковали сразу большие фрагменты, подчеркивая ключевые идеи, а не исторические детали.