Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе

(Мф.3:1-12; Мк.1:1-8; Лк.3:1-18; Ин.1:19-28; Иудейская пустыня, река Иордан, 26г.)

Ап. Лука свидетельствует, что Предтеча долгое время проводил жизнь в пустынном уединении (Лк.1:80). Причиной выхода на проповедь «был глагол Божий» (Лк.3:2), о чем позже свидетельствовал и сам Иоанн (Ин.1:33). Место, где он начал служение, св. Матфей называет «пустыней Иудейской». Так называлось западное побережье Иордана и Мертвого моря. Это малообитаемая, и плохо поддающаяся возделыванию земля. После призвания Божия, Иоанн стал проповедовать в пустыне Иудейской и крестить в водах Иордана вблизи населенных пунктов: Вифавара (Ин 1:28)[47] и в Еноне близ Салима (Ин 3:23).

О времени выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа, сведения дает евангелист Лука: «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний чертверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3:1-2). Упоминание ничем не примечательного Лисания вероятно служит дополнением, которое поясняет титулы Ирода и Филиппа как четверовластников.

Пророчества Малахии сообщают два образа Предтечи: 1) как Илии пророка (Мал.4:5), который по представлению иудеев должен был воскреснуть (Ин.1:21) и 2) как «Ангела Господня» (см.Мал.3:1). В реальности Иоанн Креститель предстает строгим подвижником, назореем, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи разрешенный законом к употреблению, Лев.11:22) и диким медом. Внешним видом и по духу служения Иоанн Предтеча мало напоминал ангела, но очень сильно был похож на грозного пророка Илию[48].

Синоптики называют Иоанна Крестителя «Гласом вопиющего в пустыне» (Мф. 3:3, Мк. 1:3; Лк. 3:4). Слова «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» взяты из речи Исайи, в которой пророк изображает возвращение из Вавилонского плена как радостное шествие, возглавляемое Самим Богом и предшествуемое вестником. Этот вестник возглашает, чтобы в пустыне, по которой предстоит пройти Господу со Своим народом, приготовили Ему путь, прямой и ровный: углубления наполнили бы насыпями, горы и холмы срыли и т. п. Исайя утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его уничижения и скоро явится слава Господня и «узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис.40:3-5)[49].

Пустыня, в прообразовательном смысле, – это народ Израильский, который должен устранить грехи, препятствующие шествию Мессии.

Готовя людей к вступлению в Царство Мессии, Иоанн призывал людей к покаянию и откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк 3:3). При этом от приходивших требовалось не только внутреннее раскаяние в грехах, но и внешнее исповедание своих грехов перед Предтечей (Мк.1:5).

Крещение Предтечи составляло погружение в воду (ba,ptisma): как символ того, что погружающийся желает очищения от своих грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты. Это не было иудейское омовение, которое совершалось кем-либо самостоятельно, без посредников. Это не было еще и христианское крещение, т.к. Христос еще не воскрес, и не был послан Святой Дух. Крещение Иоанна – это совершенно новая литургическая традиция, которую установил пророк Предтеча и закрепил Господь Своим Крещением «от Иоанна на Иордане».

Предшествовавшие Иоанну пророки также проповедовали покаяние, но никто не говорил о необходимости крещения. Проповедь Предтечи сопровождалась крещением вероятно потому, что Царство Небесное в его глазах уже приблизилось (Мф.3:2). «Иоанн крестил крещением покаяния», - считал ап.Павел, - «говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян.19:4).

Иоанн с гневом свидетельствует о совершенной неготовности богоизбранного народа ко вхождению в Царствие Божие за неимением добродетелей. Приходивших фарисеев и саддукеев Иоанн встречает строгой обличительной речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф 3:7). Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесет им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния. Ибо «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10; Лк 3:9)[50]. Истинные чада Авраама не те, которые происходят от него по плоти, но те, которые будут жить в духе веры Авраама. Об этом говорил позже ап.Павел: «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его... не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6-8).

Смущенные строгостью речи, люди спрашивают: «Что же нам делать?» (Лк 3:10). Иоанн отвечает: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:11-14). Итак, творить дела любви и милосердия, воздерживаться от всякого зла – это и есть «плоды, достойные покаяния» (Мф.3:8; Лк.3:8).

Среди фарисеев было представление, что Мессия, когда придет, будет крестить (Ин 1:25). Неудивительно, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Мф 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идет Сильнейший его, Которому он, Иоанн, не достоин развязать (Лк 3:16; Мк 1:7) и понести обуви (Мф 3:11), как это делают рабы для своего господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11; Лк 3:16; Мк 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, палящая огнем всякую греховную скверну.

Крещение Святым Духом и огнем обладает эсхатологическим содержанием. Блаж. Иероним считал, что крещение Св. Духом совершилось, когда Он сошел на Апостолов в виде огненных языков. Именно в Пятидесятнице исполнилось слово Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). Однако, замечает блаж. Иероним «в настоящее время мы крестимся Духом, а в будущем – огнем, с каковым значением этого места согласно и слово апостола: и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1Кор.3:13)»[51]. Значит огонь – это то, что всем только предстоит преодолеть в день Страшного суда, огонь – это одно из явлений самого Суда. Отсюда образ «огонь неугасимый» (Мф.3:12; Мк.9:43-45; Лк.3:17) – образ вечного осуждения, вечных мучений.

Наши рекомендации