Кирилло-Мефодиевская традиция. NEW

Кирилло-Мефодиевская традиция зародилась в 60-е гг. IX в. в Великой Моравии, когда князь Ростислав Моравский принял меры к созданию собственного клира в противовес франкскому политическому влиянию, которое пыталось укрепиться в Моравии за счет миссионерской деятельности. Ростислав аппелировал к Византии, что привело к миссии «солунских братьев» из фессалоники- Константина и Мефодия.

Константин и Мефодий за короткое время подготовили несколько кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. ушел в монастырь и принял монашеское имя Кирилл (умер в 869 г.). Папа Гадриан (Адриан) II разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил там главой церкви Мефодия. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, так как появление собственного духовенства предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу, где продержали три года. После вмешательства нового папы Иоанна VIII Мефодий был отпущен, а затем, уже в сане архиепископа, прибыл в Великую Моравию. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. князь обратился к папе с жалобой, что архиепископ «учит неправильно».

Но Мефодий был оправдан. В 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной покойным Константином, и приказом славить Христа, а также читать в церквах Евангелие на славянском языке. Мефодию папа подчинил двух епископов - нитранского Вихинга и еще одного, имя которого нам неизвестно. Немец Вихинг интриговал против Мефодия, доносил на него папе, подделывал документы. Мефодий перед своей смертью в 885 г. проклял Вихинга, назначив своим преемником Горазда.

Смерть Мефодия означала конец славянской миссии. Святополк уже не имел интереса ее поддерживать, ученики Мефодия были изгнаны из страны (ушли в Чехию и Болгарию). Славянская миссия продолжалась 21 год, но деятельность Кирилла и Мефодия имела большое влияние на начало славянской образованности. Константин Философ создал глаголицу, а в Х в. В Болгарии возникла письменность, получившая название «кириллица». Обе азбуки происходили из разных вариантов греческого письма и долгое время использовались параллельно, особенно у восточных и южных славян. Стоит особо отметить, что речь идет о строго нормированном книжно-богослужебном языке, хоть и созданном на основе повседневной речи славян византийской Южной Македонии. В его первоначальном состоянии этот язык принято называть старославянским, а его позднейшее историческое «продолжение» носит название церковнославянского языка. Этот первый славянский литературный язык является одним из главных источников познания закономерностей развития отдельных славянских языков.

Т.о. церковнославянский представлял собой общий книжно-богослужебный язык для большей части СВ славянских народов и существовал в виде нескольких региональных вариантов – редакций, или изводов.

Константин: перевел на славянский язык литургические тексты, написал предисловие к переводу Евангелия, в котором выступал против письменности лишь на трех священных языках. Он работал также над переводом всей Библии, который был закончен Мефодием. Так были заложены основы славянской письменности.

Мефодий: написал сочинение «Об обязанностях правителей», его же авторство допускается за памятником «Закон судный людям». Первые жития обоих просветителей - моравского происхождения, это источники и по истории Великой Моравии

Ортодокса: Наиболее широкий масштаб и совершенный вид богослужебная, книжно-письменная и школьно-образовательная практика на ЦерковноСлавянском языке получила в СВ странах византийского круга: Болгарии, Сербии, Древней Руси, а также Молдавии и Валахии. В этом отношении эти страны образовывали что-то вроде особого культурно-языкового пространства – Slavia Byzantina/Orthodoxa.

Ей противостояла Slavia Latina/Romana/Catholica, оформившаяся в рамках западнохристианской, «латино»-католической общности.

В странах Латинско-Католической Славии ЦС практика, как и К-М традиция в целом, или вообще не была воспринята в целом (Польша), или впоследствии была в той или иной степени прервана (Чехия) или во всяком случае потеснена (Хорватия) латиноязычной практикой, господствовавшей здесь до позднего СВ.

Падение ВМ – удар для традиции: Огромным ударом по К-М традиции стало падение Великоморавской державы под натиском кочевников-мадьяр, но она была сохранена учениками покойных КФ и М, скрывшимися в соседних странах с недавно крещенным славянским населением – Чехии, Хорватии, особенно Болгарии. Несмотря на сохранение кириллицы и глаголицы в некоторых монастырях Чехии, в первую очередь Сазавском[57], и покровительство некоторых чешских королей славянской литургии, в целом в этом регионе намечается преобладание латинской традиции. В Чехии и Хорватии К-М наследие и славянский язык было приспособлено к богослужебным реалиям западного, «латинского» христианства.

Болгария: это наследие вернулось на ту же почву византийского христианства. Именно через болгарское посредство К-М традиция была воспринята православным населением сербских земель, Древней Руси, а также позднейших Молдавии и Валахии. Болгарское и сербское население в своей богослужебной, книжно-письменной и школьно-образовательной практике имело право пользоваться не греческим, как большинство византийцев, а своим собственным языком – гораздо более понятным как для священников, и для простых верующих.

Первая азбука:

азбукой была именно глаголица, составленная путем сочетания отдельных элементов, символизирующих основные положения христианского вероучения: креста, круга (символа божественного совершенства и бесконечности) и треугольника.

Кириллица же возникла на основе греческого алфавита уже в Болгарии около рубежа IX-X вв. – вероятно, в связи с практикой болгарских государственных канцелярий, в которых перед тем долгое время использовалось греческое письмо, а греческие знаки успели стать привычными. Впоследствии именно из Болгарии кириллица распространилась в другие (преимущественно православные) СВ страны со славяноязычным населением, чтобы вытеснить глаголицу из письменной практики народов «Православной Славии».

Со временем знаки ЦС азбуки – особенно кириллицы – стаи применяться для создания текстов не только церковно-богослужебного, но и делового, административного и бытового характера, что неизбежно привело к отражению особенностей повседневной диалектной речи местного населения. Тем самым наличие ЦС практики в странах «Православной Славии» послужило мощным стимулом для становления в них письменности на местных СВ славянских языках – после их выпадения из праславянского – которые таким образом обрели форму и превратились из бесписьменных в письменные. А это, в свою очередь, готовило почву для создания полноценных литературных языков Нового времени.

[1] Формирование многих славянских наций было неразрывно связано с борьбой за культурное и политич. обособление от многонациональных империй (А-В, Осм.) – Национальное возрождение.

[2] Исключение – СВ словенцы, оформившиеся как народность в СВ Герм. Имп, и словаки в СВ Венгерском кор-ве. Особая группа – полабские славяне. Полабские славяне образовывали три племенных союза: лужичане (сербы, лужичане) на юге, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях и бодричи (ободриты, ререги) на северо-западе. Они заселили междуречье Одера и Вислы, были поглощены Герм. имп. и полностью ассимилированы за исключением лужицких сербов.

[3] Когда, где и при каких обстоятельствах оформилась древнеславянская общность

[4] Существовала до конца 4 тыс. до н.э. на стыке Вост. Анатолии, Южного Кавказа и Сев. Месопотамии. Распад этой общности привёл к распространению индоевр. диалектов и языков от Зап. Евр. до Центр. Азии и Индостана. Носители этих диалектов наслаивались на неиндоевропейцев и создавали с ними новые языковые образования.

[5] Движение от достоверно славянских археологических памятников эпохи СВ к памятникам раннего времени на основе выявления генетических связей между ними.

[6] Впервые это общее понятие для неславян появляется в греческой форме у Константина VII Багрянородного (913-959). Ещё одно общее определение для неславян (для финно-угров) – чудь.

[7] За формой «склавины», обусловленной особенностями родного для Прокопия греческого языка, скрывается этническое самоназвание в праславянской форме «словене», и что народ – ранние славяне.

[8] Лат. Sclavi.

[9] Когда носители праславянского языка оформились в этом качестве (в 6 в. или ранее)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, недостаёт письменных источников.

[10] Когда Иордан ведёт речь о склавенах, реку, до которой простирается территория их проживания, он называет её (вероятно готским) именем Вискла. Тогда как в связи с венетами для обозначения той же реки он использует архаизированное название Вистула.

[11] Сам термин «балты» представляет собой искусственное наименование, условно принятое в науке по отношению к позднейшим латышам, литовцам и другим родственным им народам.

[12] Она обусловлена распадом праславянского языка.

[13] Скорее всего, термин анты имеет не праславянское, а иранское происхождение. Оно могло иметь значение «живущие на окраине», «окраинные жители». Примечательно, что терр. проживания антов действительно представляла собой окраину основного исторического ареала как для иранцев того времени, так и для праславян.

[14] Именно ранневизантийские юристы на протяжении 5-6 вв. трижды осуществили кодификацию римского права: 429-438, потом в виде Кодекса императора Феодосия 2 (408-450), а затем в 528-534 – правовой свод императора Юстиниана Великого.

[15] Примечательно, что последний на Балканах центр античного язычества и связанной с ним культурно-образовательной практики – знаменитая Афинская Академия, восходящая к Платону – был закрыт в 529 г. при Юстиниане Великом.

[16] Место, где Дунай, сужаясь, пробивает путь через отроги Карпатских гор.

[17] Удержание Фессалоники, которая в 580-670-е гг. пережила несколько полномасштабных осад аваров в союзе со славянами, имело важнейшее значение. Как полагали жители, город устоял благодаря чудесной помощи его покровителя, св. мученика Дмитрия Фессалоникийского (Солунского).

[18] Помечено точками на карте «Византия в 7 в.»

[19] Позднее термин «влахи» мог использоваться не только в собственно этническом, но и профессиональном, и даже конфессионально-сословном смысле, обозначая горных пастухов-скотоводов или последователей византийского православного христ-ва.

[20] Русско-турецкая война 1806-1812, Бухарестский мирный договор 1812 г.

[21] В этот период значит. часть албанцев перешла в ислам. Смена веры открыла перед албанцами доп. возможности для освоения новых земель путём вытеснения местного христ. населения. Это создало стереотип притеснителя-арнаута (турецкое обозначение албанцев). С другой стороны, именно в последние века осм. правления (18-19) среди албанцев сложилось и получило широкое распространение их совр. самоназвание шкиптар.

[22] Ещё одним важнейшим событием стала потеря Византией её богатейших владение на Ближнем Востоке (Месопотамии, Сирии, Палестины) и в Сев. Африке (Египет). Лишь центральное ядро былой Вост. Римс. Империи, сосредоточенное вокруг столичного КП, сохраняло прежнюю линию развития, перерождаясь в СВ Византию.

[23] На Балканах славяне уже довольно скоро отказываются от традиционных полуземлянок в пользу наземных жилищ и переходят к использованию и изготовлению гончарной керамики вместо лепной, начинают хоронить умерших по отряду трупосожжения. Что же касается отношений между славянами, с одной стороны, и властями и населением уцелевших византийских центров – с другой, то в кач-ве характерного примера, отражающего всю их сложность и противоречивость, можно указать на события, которые имели место во время последней славянской осады Фессалоники (674-678 гг.). Пока одни славяне пытались овладеть городом, другие славяне продали его жителям продовольствие, в котором те так нуждались. Сама осада была начата македонскими славянами после того, как имперские власти арестовали и вывезли в КП князя одного из местных славянских объединений, находившегося в тот момент в самой Фессалонике.

[24] Славянское племя, которое обосновалось в Пелопоннесе на юге Греции во времена Средневековья.

[25] Битва при Ахелое — сражение 20 августа 917 года года между войсками Византийской империи и Первого Болгарского царством на поле между рекой Ахелоем и городом Анхиало (совр. Поморие). Сражение является одной из крупнейших битв европейского Средневековья. В нём приняли участие более 120 тысяч человек. Царь Симеон І одержал решительную победу и превратил Болгарию в гегемона в Юго-Восточной Европе.

[26] Город на крайнем юге Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, центр одноимённой общины.

[27] Чей-нибудь ставленник, тот, кто выдвинулся благодаря чьей-нибудь протекции.

[28] Царь Болгарии (980—1014) из династии Комитопулов.

[29] В его времена Болгария простиралась от Будапешта, северных склонов Карпат и Днепра на севере до Адриатического моря на западе, Эгейского моря на юге и Чёрного моря на востоке.

[30] Сражение при Беласице - 29.7.1014. Войска византийского императора Василия II нанесли тяжёлое поражение болгарскому войску. По приказу императора 14—15 тыс. пленных болгар были ослеплены. Поражение значительно ослабило болгар и ускорило падение Западно-Болгарского царства (1018). Болгария оставалась под властью Византии до 1185 года, а Василий получил прозвище Болгаробойца.

[31] Держава не обладала прочностью, распалась после смерти Бодина.

[32] Средец — город в Болгарии. Находится в Бургасской области, входит в общину Средец.

[33] Третий крестовый поход (1189—1192) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов — германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце. Крестовому походу предшествовал захват Саладином Иерусалима в октябре 1187 года. Итог: Иерусалим остался под мусульманским контролем Восстановление жизнеспособности христианских государств Леванта. Мусульмане разрешили христианские паломничества в Иерусалим.

[34] Главный сербский православный монастырь в Косове.

[35] Представительный орган у некоторых южнославянских народов. Рассматривал вопросы внутр. политики.

[36] Столица совр. Республики Македония.

[37] Греческий термин, аналогичный лат. bulla aurea – «грамота с золотой печатью».

[38] Битва при Никополе — крупное сражение между объединёнными силами венгерского короля Сигизмунда, Французского королевства, Ордена госпитальеров и Венецианской республики, с одной стороны, и войском турецкого султана Баязида I, с другой, состоявшееся 25 сентября 1396 года в северной Болгарии близ города Никополь. Турецкое войско одержало убедительную победу.

[39] Сами хорваты называли эту часть хорватско-славонских земель "остатками остатков" (reliqua reliquarum) некогда славного Хорватского королевства.

[40] В то время Никола Зринский занимал пост бана, на который после его смерти будет претендовать его младший брат Петр.

[41] Исполнительная власть в Чехии с XV в принадлежала земским чиновникам— высшему пуркрабию и высшему канцлеру.

[42] т.н. "Вторая пражская дефенестрация" - событие, послужившее началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов, с которого в 1618 году началась Тридцатилетняя война.

[43] Дуализм сословной и королевской власти являлся характерной чертой для Чехии с кон. XIII века.

[44] Нашли убежище в Саксонии, Бранденбурге, Силезии, Словакии, Польше и Пруссии

[45] Т.е. земского правительства.

[46] Л.П.Лаптева не считает этот факт отражением национального самосознания чехов, он лишь демонстрировал привязанность определенной территории.

[47] Как раз усиление нац.самосознания придется на период антифеодальной борьбы крестьян в XVIII веке в период нарастания противоречий между иностранной верхушкой и крестьянами, сохранившими народный чешский быт и характер.

[48] Ронин В.К. Принятие христианства в Карантанском княжестве // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 104–121.

[49] Там же. С. 122-133.

[50] Там же. С.133-144

[51] Там же. С.144-152.

[52] Там же. С. 187-202.

[53] Хилиазм или милленаризм (от лат. mille — тысяча и лат. annus — год) — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.

[54] Пражские статьи, основанные на учении Яна Гуса, были направлены на реформирование католической церкви, на лишение контролируемой римскими папами чешской церкви экономического и светского могущества, на утверждение свободы вероисповедания.

[55] Базельский собор — церковный собор заседавший в 1431—1449 годах, сначала в Базеле, Швейцария, а с 1448 года — в Лозанне. Собор был созван папой Мартином V в 1431 года для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.

[56] Иржи из Подебрад принадлежал к утраквистам, или чашникам, — умеренному крылу гуситского движения.

[57] Особенно востребованными славянские алфавиты оказались в монастырях региона намного позднее – при императоре Карле IV.

Наши рекомендации