Принятие христианства, становление и развитие церковной жизни в средневековых славянских странах Центральной Европы.
(Так как в учебнике на эту тему практически ничего нет,
то все взято из доп. лит-ры, ссылки указаны).
I. Карантанское княжество[48](насыщено зеленое справа и снизу Баварии)
Политическое объединение альпийских славян оказалось первым славянским княжеством, принявшим христианство. С сер. VIII в. новую веру приняла правящая династия, а с 70-х годов явление стало повсеместным. Причины столь ранней христианизации:
1. Ранняя консолидация славянских племенных групп на территории позднеримской провинции Норик (Noricum выше и правее Италии), где уже в IV-VI вв. сущ. регулярная церковная организация, опиравшаяся на несколько епископских центров (постройки к VII веку были, однако, разрушены и заброшены, поэтому можно говорить об «остаточном христианстве»). Часть христианского населения бежала на запад, а часть была захлестнута привнесенным славянами язычеством. Нельзя говорить и о некой миссионерской деятельности местного населения из-за дисперсии групп и зачастую низкого статуса носителей христианской культуры ( !низкий статус не потому, что они христиане, а просто именно пастухи, рабы не убежали на запад). Тем не менее частичное включение христиан в соц. структуру слав. общества, если и не приводил к проникновению христианских традиций, то препятствовал жесткому размежеванию по конфессиональному признаку.
2. Упрочение княжеской власти, с VIII бесспорно наследственной;
3. Объединение части значит вокруг правящей династии. Верхушка, вступая в контакты с германскими магнатами, перенимала систему жизни и взглядов, будучи особенно восприимчивой к духовному «импорту».
4. О как таковой языческой реакции сведений нет, как и о устоявшихся крупных культах, что делало общество в Карантании относительно открытым для восприятия новых обычаев и верования.
5. Контакты с ирландскими и англосаксонскими миссионерами (peregrinatio pro Christo) VII-VIIIвв. Первым побывал у славян епископ из Франкского королевства Аманд, который, однако, не достиг внушительных успехов (крестил лишь немногих), но враждебности не встретил. Т.к. миссионеры опирались на власть имущих, то первые христиане были влиятельными людьми, которые в последствии сами могли «насаждать» религию.
6. Стремление Баварского герцогства(н.VIIIв. появился епископский центр в Зальцбурге) завладеть древним Нориком, а том числе и посредством христианской пропаганды.
Ок.743/5 г князь Борут признал зависимость от баварского герцога и отдал в заложники своего сына Горазда, просив «воспитать его по христианскому обычаю и сделать христианином, что и случилось», для своего брата Хотимира просил того же. После смерти Борута, князем стал Горазд (ум. через 3г), а после стал Хотимир(приехавший из Баварии со своим духовником Майораном), пригласивший Зальцбургского епископа укрепить в вере его народ ( NB: под «народом» (populum gentis illius) стоит иметь в виду только влиятельную группу славян-христиан, которые нуждались не в крещении, а именно в укреплении веры. Население вообще в источниках названо Sclavi).
В миссионерской деятельности участвовали также Фрейзингский епископат и Аквилейский патриархат. Известны 3 мятежа против миссионеров, однако гнев населения был направлен против политики поощрения и материальной поддержки баварского клира в Карантании, а не против веры.
7. После включения Баварии в состав Франкской державы, западная церковь усилила свое влияние. Так, в 796 году были выработаны принципы «обращения»: крещение должно быть добровольным; к нему нужно подготавливать проповедями, обучением вере; не стоит взимать десятин с тем, в ком вера еще не тверда. На деле крещение обретало вынужденный характер, потому что появились запреты на общие трапезы христиан и язычников, велико было давление властей. Люди крестились дабы выйти из этого социально-психологического гнета.
8. Баварский клир переводил на славянский язык тексты основных молитв и споведных формул; Стоит отметить, что до сер X в. именно зальцбургские архиепископы управляли Карантанией через своих представителей. Особого своего церковного центра у славян не было; Определение четких границ диоцезов (к сев. от Дравы – Зальцбург, к югу – Аквилея) произошло в 811 году, что способствовала успешному завершению христианизации Карантании.
Формы материального обеспечения церкви:
· «Десятина по славянскому обычаю»: только славяне платили десятину в раз навсегда установленном, меньшем, чем др. этн. группы, размере, не зависившем от урожая ( только в Зальцбургском диоцезе). Это связано с желанием миссионеров облегчить христианизацию.
· Coniectus – содержание, выдаваемое местными властями и народом архиепископу во время его поездок по стране.
Окончательная стабилизация церковной организации происходила постепенно в IX-Xвв:
§ Входят в обычай захоронения при церквях, в могилах перестает встречатся бытовой инвентарь.
§ В обычаях еще несколько веков прослеживаются пережитки язычества.
Итог: Христианизация означала взаимное сближение народов, интенсивный культурный обмен, включение славян в единую церковную систему каролингской Европы, что ускорило и социальное развитие.
В Великой Моравии(ВМ)[49].
1.Падение Аварского хаганата свидетельствовало о растущей силе зарождающихся славянских гос.центров и о ликвидации препятствия на пути их поступательного развития. На этих землях резко ускорилось строительство каменных градов, социальный переворот ознаменовала смена погребального обряда: вместо трупосожжения пришел ритуал тропоположения с разнообразными предметами. Неизвестна причина перемены, но ясно, что кризис традиционных соц. структур привел и к кризису верований, что делало знать восприимчивой к проповеди миссионеров.
2. Соседство крупнейшей христианской державы Европы ( Каролингская империя): Карл Великий и его сын Людовик наделили баварские церк. учреждения владениями в Восточной марке, прямо граничившей с интересующими нас землями.
· Епископ Зальцбургский освятил храм в первой четверти IX в., построенный для славянского князя Прибны за Дунаем ( г.Нитра в Зап.Словакии). Первым архипресвитеров стал личный священник Прибны Доминик. Было построено несколько десятков храмов. Князь наделял их землей и лугами.
· В 831 г. пассауский епископ крестил всех мораван. Юрисдикция пассауской церкви перешла и на все Великоморавское гос-во ( когда князь мораван Моймир в 30-e IX изгнал Прибну). Но были миссионеры и из Аквилейского ( Сев. Италия) патриархата; возможно, из ПБЦ, далматинских городов;
Важно, что крещение мораван было результатом самостоятельного решения господствующего класса Великой Моравии, заинтересованного в мирных отношениях с Каролингами.
3. Когда власти Восточно-Франкского кор. попытались подчинить ВМ, немецкое духовенство кот. было тесно связанно с франкским епископатом и светской властью, правящая верхушка осознала острую необходимость создания самостоятельной церкви.
§ В Риме согласия не дали, тогда ВМ князь Ростислав в 60-е IX в отправил посольство с просьбой поставить епископа для мораван в Константинополь; Византия послала не епископа, а монахов-миссионеров, но и это в очень сильной степени способствовало достижению цели.
4. Миссионерство Кирилла и Мефодия:
o Удалось добиться создания для ВМ самостоятельного архиепископства, подчиненного непосредственно Риму. Так, церковная зависимость от Вост.-Франк. кор. была ликвидирована.
o Создан новый алфавит;
o Переведен на славянский язык целый цикл лит-ных памятников разных жанров;
o Ведение богослужения на славянском языке;
o Когда Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию, их встретили архиереи, иереи и ученики. Значит, что уже существовала и школа для подготовки клириков;
o Теперь юридические тексты и Библию княжеская власть могла читать и понимать, что было им на руку для контроля за деятельностью духовенства.
o Известны и разногласия между Кириллом и немецкими духовными лицами, одна из причин кот. заключалась в том, что наказания, устанавливавшиеся каролингской церковью за нарушение норм христианской морали, были гораздо менее суровы, чем наказания за те же проступки в византийском церк. праве.
o Мефодий, став архиепископом, разработал комплекс мер по укреплению позиций и христианского учения и церкви. составил «Закон судный людям». Установления «Закона» резко противоречили не только трад. нормам языческого времени, но и соответствующей практике каролингского духовенства(ex. за то, что византийская традиция подвергала человека продаже в рабство со всем его имуществом, немецкие миссионеры давали 4-х летный пост. «кто молится сотонам и имена им творит чловеческа»). Поэтому ВМ феодалы предпочитали нем. священников. Также, «Законом» предусматривалось укрепление имущественного положения церкви за счет феодалов, что так же последним не нравилось.
5. В 80-х IX в. нем. духовные лица объявили ересью отправление богослужения на славянском языке и обвинили Мефодия перед папой в том, что он вводит в своем диоцезе византийские церк. обряды. ВМ князь Святополк в 885 г. после смерти Мефодия позволил немцам выгнать его учеников. Богослужение на слав. запрещено.
II. Чехия[50]:
Первые сведения о крещении «чехов» связаны с их отношениями с Вост.-Франк. гос-вом. В 845 г. к Людовику пришло 14 чешских князей, желавших креститься, что и произошло, правда, без последствий для широких масс населения ( считается, этот шаг был вызван переходящей полит. конъюнктурой, а не внутренними причинами развития чешского общества).
С сер. IX в. говорят о длительном полит. сближении чешских земель с ВМ что привело в итоге к:
1. Зависимости чешских князей от ВМ правителя;
2. Влиянию материальной культуры, связанное с развитием ремесел;
3. Углублению социальной дифференциации: строятся грады, появляются богатые погребения, в которых находят предметы христианского культа.
В этих условиях крещения на дворе Святополка князя племени чехов Борживоя 1 Пржемысловца в 885 годуимело серьезные исторические последствия, в отличии от 845 г.
1. Борживой руководствовался не признанием «духовного превосходства» христианства, а стремлением к равноправному положению с христианскими вассалами Святополка, стремлением обеспечить благосостояние и власть себе и своим потомкам;
2. Вместе с князем крестились и его 30 дружинников;
3. «Весь чешский народ» обвинил князя в отказе от отцовских нравов и согнал его с престола. Борживой, заручившись военной поддержкой Святополка, вернул престол и произвел переворот в трад. полит. строе: из рук племенного собрания власть перешла в руки князя и его дружины ( ядра формирующегося господствующего класса раннефеодального общества), место, на кот. стоял княжеский трон было окружено каменными стенами, став территорией княжеской крепости – Пражского града. Также был построен храм девы Марии.
На др. земли Чешской долины христианство, возможно, пришло лишь после их объединения под властью Пржемысловцев.
С принятием христианства из Моравии Чехия вошла в сферу юрисдикции архиепископа Мефодия и тут тоже началось распространение культурных традиций слав.письменности. Вскоре, в 895г, чешские князья во главе с сыном Борживоя Спитигневомотложились от ВМ, признав себя вассалами вост-франк. короля Арнульфа, за чем последовал переход в Регенсбургское (Баварское) епископство. Так в Чехии началось распространение влияния крупного центра позднекаролингской культуры.
В 70-х гг. Xв. чешским правителям удалось добиться создания особого епископства с центром в Праге, по подчинению Майнцскому архиепископству. Так империя сохраняла контроль над церк. делами в Чехии, а значит могла вмешиваться в ее политическую жизнь. Из-за противодействия империи закончилась неудачей попытка князя Бржетислава I добиться создания самостоятельного архиепископства.
NB:Особенности ист. развития Чехии заключались в длительном сосуществовании традиций латинской образованности, принесенных прежде всего баварским духовенством, с традициями славянской письменности, привнесенными великоморавским духовенством.
С сер. XI в. крупным центром славянской письменности стал Сазавский монастырь. Поддержку в этом монахам оказывал князь Вратислав, кот. в 70-х гг. XI в. добивался в Риме официального разрешения курии совершать богослужение на славянском языке.
Языческая реакция:
1.В малолетство князя Вацлава святого(н. 20-х гг. X в), когда гос. дела были в руках его матери Драгомиры, имело место изгнание христианского духовенства, закрытие храмов и восстановление публичного отправления языческих обрядов ( по латинским житиям Вацлава. Скорее всего это литературный вымысел, благодаря кот. Вацлава назвали реставратором христианства). Некоторыеproceres (предводители) еще приносили жертвы;
2.Некоторые дружинники отпадали от веры, за что по приказу князя подвергались бичеванию;
3.Из источников знаем, что были и торговцы-язычники, продававшие людей в рабство язычникам; и язычники- разбойники, язычники-узники княжеских тюрем. Это значит, что и здесь христианизация была направлена первым образом на представителей господствующего класса;
4.Из конфликта Болеслава II с епископом Войтехом, который еще по учебе в г. Магдебурге был тесно связан с церковной латинской культурой, пытался перенести ее традиции в Чехию, что привело к столкновению с властью. Войтех удалился в Рим, а в его житии ученики написали причины поступка своего учителя: 1)браки духовных лиц; 2)браки между родственниками и многоженство; 3)нарушение норм поведения в церковные праздники; 4)несоблюдение постов.
Укрепление веры:
1. Об укреплении позиций церкви и оживлении ее деятельности свидетельствует и появление первых чешских святых – Людмилы (бабушка Вацлава, убитая невесткой) и самого Вацлава( то, что первыми св. стали члены правящей династии определялось всесторонней зависимостью церкви от государства);
2. Внушение о соблюдении христианских норм под угрозой «божьего наказания»;
3. Внушение о благодетельной помощи святых.
4. «Декреты» Бржетислава I, принятые в 1039 г.: запрещение многоженства, законным признавался лишь брак, заключенный в церкви; устанавливались санкции для разорвавших брак и совершивших прелюбодеяние; запрещались торги и физическая работа в воскресенье ( чтобы верующие принимали участие в воскресном богослужении); наказание тех, кто хоронил покойников в поле или в лесу, а не при церкви;
5. Бржетислав IIпровел ряд карательных мероприятий по искоренению языческих верований среди простого люда в деревнях ( гадания, жертвы духам, почитание святых лесов и полей).
Итог: во второй половине X в. церковь пыталась занять самостоятельную позицию в идейной жизни эпохи, перестав быть простым орудием светских феодалов. Она начала выполнять функцию по поддержанию социального мира в классовом обществе.
III. Польша[51]:
Предпосылки:
1.В X в. южные земли будущей Польши находились под верховной властью чешских Пржемысловцев - христиан; Т.к. на территории краковского «града» нашли остатки христ.храмов ( до X в), то можно говорить о неком миссионерстве. Через Чехию сюда могла проникнуть и славянская письменность. В сельской же местности языческий обряд трупосожжения сохранялся до рубежа X-XI вв.
2.Ядром Древнепольского гос-ва было объединение полян, правителем кот. был Мешко I, принявший христианство в 966г. (есть сведения, что Мешко крестился потому, что его невеста, дочь Болеслава I Чешского, в противном случае отказывалась от сожительства с ним). А если серьезно: до 30-х Xв. Древнепольское гос-во находилось в языческом окружении (кроме Чехии на юге), когда полабских славян подчинила Империя, в Древнепольское гос-во поняли, что христианская миссия духовенства будет расширяться далее на восток. Так, принятие христианства из Рима давало возможность:
§ избежать столкновения с империей,
§ заимствования западноевропейских достижений;
§ сближения с Чехией для отстаивания своего места в системе гос-в, связанных с империей Оттонов;
§ заручиться помощью христиан для борьбы с язычниками-поморянами, от которых Мешко как раз терпел неудачи;
Последствия крещения:
1.Мешко включили в семью христианских государей Европы ( выступает как amicus imperatoris);
2.Началось чешско-польское сближение, славяне обоих гос-в выступали в поддержку Генриха Баварского в период междуцарствия 70х и 80х гг. Xв.
3.Были установлены связи с итальянскими обителями;
Первый епископ Польши – Иордан.
Сближение с папской курией:
1. 990-992гг. акт символического дарения Мешко и его семьей Польского гос-ва «св. Петру»: польские правители выплачивали ценз в пользу папства;
2. Активная борьба Болеслава I (сына Мешко) против вышедших из Империи и вернувшихся к язычеству, полабских славян.
Как следствие: в 999 г. – решение о создании самостоятельного Польского архиепископства ( резиденция – Гнезно, др. центр- Познань; в южных землях: в Кракове и Вроцлаве + на Балтийском побережье; в вост. р-нах не было, что связано со слабой христианизацией);
NB: Храм объединялся в единый комплекс с резиденцией представителя власти => сильная связь между церковью и светской властью;
Христианизация проводилась строго, так, при Болеславе Храбром выбивали зубы тем, кто ел мясо во время поста ( по оценке современников, «право Божье» соблюдалось в большей мере благодаря таким методам).
Зависимость церквивыражалась не только в том, что часто правители добивались железом того, чего не могли добиться проповедники, но и в материальном обеспечении( десятая часть княжеских доходов).
И тут, как в Чехии, церковь выступала защитницей бедных и страдающих посредством авторитета первых святых – 5 братьев- монахов, убитых разбойниками в XI в.
Языческая реакция:
1.Несмотря на то, что большая часть захронений связана с христианскими храмами, погребальный обряд носил языческий характер;
2.Народное восстание 1038, прошедшее под лозунгами против светских феодалов, включало в себя убийства священников и епископов. После восстания надолго перестали действовать центры христианской церкви в Польше. Но и тут духовенство воспринималось народом как часть гос. аппарата, а нежелание соблюдать строгие христианские нормы лишь подливало масло.
К последней четверти XI в. церковная организация восстановилась в том числе благодаря крупному каменному строительству и наделению епископских кафедр крупными земельными владениями; К этому же времени относится появление на высших постах церковной иерархии группы лиц местного происхождения=> сформировался слой духовенства в составе самого польского общества;
Полабские славяне[52]- племенные объединения ободритов, вильцев-лютичей и др.);
Здесь отметить, что франкский двор не был чужд миссионерских намерений в отношении соседей за Эльбой, где господствовал «культовый патриотизм». Частые поездки ободритских и сорбских вассалов Каролингов к их двору обеспечивали обмен социальной информацией, приобщение славянской значит к образу жизни и обычаям франкской аристократии. Предпосылки христианизации не могли складываться быстро, потому что для славян в 30х IXв. христианство воспринималось как «племенная» религия врага, а хронический конфликт к западными соседями представал как противоборство местного языческого божества с «немецким богом».
В 20х-60х немцы подчинили себе всех славян между Эльбой и Одрой. В 948 г. созданы два епископства. Часть населения действительно обратили в христианство, однако нем.князья больше думали о взимание податей; Были и случаи взаимного непонимания, языкового и психологического барьера между миссионером и его «паствой». О том, насколько медленно и непродуктивно шла христианизация говорит то, что еще в середине XII в. славян называли «неверными», «диким и варварским народом».
Ободриты также яро выступали против своих крещеных правителей, которые уступив народу, выступили против немецкой власти, но сами от религии отойти не могли.
NB: У полабских славян не князья, а жрецы выступали посредниками между племенем и его божеством=> неучастие правителя в языческих обрядах не затрагивало в сознании народа основ сакрального порядка ( не вызывало возмущения). Сложилась ситуация «двух религий».
Сильная религиозная политика началась при Готшалке (предводитель ободритов), который завладел ободритским престолом в 1043/44г:
1. Из Гамбурга были назначены епископы;
2. Восстановлены церкви и монастыри, начались проповеди и крещения;
3. Готшалк стремился основать самостоятельный церковный центр;
Все закончилось восстанием и убийством князя в 1066г. просто потому, что «славяне предпочли бы умереть, чем принять христианство или платить подати князьям саксов» ( переплетение политических, экономических, социально-культурных мотивов). NB: Укрепление язычества вело к консервации старых общественных структур, препятствуя дальнейшему развитию сильного единого гос-ва.
Церковь и священники были только в Старом Любеке( резиденция самого князя).
Больше всего проблем у христианских государств было с лютичами, к которым не гнушались обращаться Чехия, Польша и сам император, воюя меж собой. Только в 1068 г. епископ Хальберштадтский выступил против них, занял центр Ретру, захватил почитаемого там коня, после чего сила языческой метрополии была подорвана и держава лютичей распалась, население попало под власть ободритов. И все равно Лотарь III между 1125 и 1128 гг. нашел у лютичей град с капищем, который поспешил сжечь. Лютичи не очень расстроились и построили новое святилище на острове Рана, где сидел бог богов. А вот в 1168 и это капище было разрушено, языческой эпопеи пришел конец.
В 50-60е XIIв. немецкие князья окончательно завоевали Полабье: Саксонский герцог Генрих Лев провел все обычные и известные мероприятия по укреплению церковной организации. Важно то: что христианизация не стала столь же важным историческом событием, как для большинства др. народов региона. В условиях завоевания она не могла привести к укреплению самостоятельных слав. гос-в. Интеграция населения в иноэтническое гос-во завершилась со временем для большей части славян между Эльбой и Одрой полной их ассимиляцией.
+обязательно прочитать Человек Православный и Homo Catholicus