Сербские земли в Средневековье (до османского завоевания): основные вехи политической истории.

Применительно к Раннему СВ история сербов и тех земель Балканского п-ова, кот. составляли основной ареал их проживания до османского завоевания, известна слабо по причине узости источниковой базы. Происхождение самого имени сербы до сих пор дискусионно (в названии не исключаются иранские корни). На Балканах сербы появились в ходе второй волны славянской колонизации – конец 620-х – 630 – е гг.

Расселение сербов на Балканском полуострове. О них говорит КОНСТАНТИН Багрянородный.

Оно имело место в правление византийского императора Ираклия (610-641) и произошло с формального имперского согласия, которое видело в сербах противовес аварам и рассчитывало на их поддержку в борьбе против Аварского хаганата.

Сербские земли в Средневековье (до османского завоевания): основные вехи политической истории. - student2.ru

ПЕРВЫЙ ЭТАП – 7 – СЕРЕДИНА 9 ВЕКА.

Исходя из сообщений императора Константина Багрянородного (сер. 10 в.), сербы появились в 7 в. на континентальной части Балканского п-ова, заняв территорию совр. Сербии и Чергогории (южная часть Далматинского побережья). Константин называет сербами также обитателей Неретвлянской области (Пагания), Требинья (Травуния) и Захумья (Хум) – территорий, впоследствии вошедших в состав Хорватии и Боснии. Сербы расселились на западе Балканского п-ова, подчинив раннее обосновавшиеся здесь славянские группы вплоть до Адриатического моря. Конец 7 – рубеж 8/9 вв. – сербы и занятые ими земли находились в сфере влияния усилившегося Аварского хаганата à втор. пол. 9 в. – попали в зависимость от Византии (под её опекой они оставались на протяжении трёх следующих столетий).

- зависимость ранних сербов от Византии носила по большей части формально-декларативный характер

- нередко империи приходилось её подтверждать или вообще восстанавливать заново, прибегая к военному/дипломатическому давлению

- речи не могло быть об установлении над сербами прямого имперского правления силами регулярной провинциальной армии, т.к. занятые сербами земли слишком далеко находились от главных центров империи на Балканах

- ранние сербы долго оставались в стороне от главных событий, происходивших на Балканах после завершения славянской колонизации à это создало благоприятные условия для того, чтобы сложившиеся у них военно-территориальные объединения вроде славиний могли продолжать в сторону собственной государственности à во второй половине 9 – нач. 10 в. у сербов оформились сразу несколько более или менее устойчивых княжеств, каждое из которых по-своему строило отношения как с имперским центром, так и с соседями. Такой политический полицентризм был обусловлен преимущественно горным характером местного рельефа, который затруднял сообщение между отдельными княжествами и препятствовал их объединению в рамках единого гос-ва à сохранение византийской опеки.

Главные из ранних сербских княжеств возникли в приморских областях - Дукля, Захумье и Пагания, в континентальных областях – Босния и Сербия.

Дукля С 11 в. – Зета, с 15 в. – Черногория. Находилась в бассейне рек Зета и Морача. Название от античного города Доклея, разрушенного аварами и славянами в нач. 7 в.
Захумье Захлумье, Хум (страна за холмом). С этим холмом можно отождествить гору возле позднейшего города Благай (совр. Босния и Герцеговина).
Пагания Страна арентанов (нетервлян). Название связано с р. Неретва и с тем, что местные жители дольше всех противились принятию христ-ва. Позже вошла в состав Хорватии.
Босния и Сербия Сербия – Рашка с конца 12 в., примыкавшая к владениям Первого Болгарского царства.

Христианизация сербов.

Крещение свершилось при императоре Ираклии (первая пол. 7 в.), а епископы и пресвитеры были приглашены из Рима. В основном христианство среди ранних сербов утвердилось в 870-е гг. в правление византийского императора Василия Македонянина. Единая и сколько-нибудь самостоятельная церковная организация в сербских землях так и не сложилась. Этот процесс был длительным, во всяком случае последствия великой схизмы 1054 г. не ознаменовались столь драматичными событиями, как в других регионах Европы. Сербские земли после схизмы образовали своего рода промежуточную зону между католичеством и православием, что не помешало распространению сюда Кирилло-Мефодиевской традиции из соседней Болгарии.

Наши рекомендации