Славяне в начале своей истории.

Незадолго до начала (или в первые века новой эры) в лесной зоне Центральной и Вост. Европы, к востоку от Вислы и к северу от Карпат, проживало некое варварское племенное население, отличное как от своих соседей-германцев на западе, так и от иранцев на юго-востоке. Это население могло обладать своеобразием в кач-ве носителя оформляющегося праславянского языка, но оно не имело отчётливого и устойчивого этнического самосознания для того, чтобы обособиться от балтов (с которыми они составляли балто-славянскую общность).

Что подтолкнуло балто-славянского население к взаимному этноязыковому размежеванию?

1)Миграции готов из Южной Прибалтики и Повисленья в Сев. Причерноморье в 3-4 вв. н.э.

2)С прекращением провинциально-римского импорта после того, как во второй половине 4 - первой пол. 5 в. в Сев. Причерноморье и Подунавье утвердились кочевники-гунны, отсекшие от римских провинций лесную зону Центральной и Вост. Европы.

3)Наметившиеся с конца 4 в. неблагоприятные перемены в состоянии местной природной среды (похолодание и повышение уровня рек, озёр и почвенных вод).

Не позднее 5 в. праславяне начинают обособляться от балтов и приходят в движение в пределах своей родины и за её пределами. Они стали двигаться в направлениях на северо-восток, восток – в сторону озёр Псковского и Ильмень, а также Верхнего и Среднего Поднепровья – там праславяне не встречают значимого сопротивления и расселяются среди сравнительно редкого тамошнего населения, преимущественно балтоязычного. На западном направлении (вплоть до Эльбы) праславяне относительно свободно занимают земли, оставленные незадолго до этого германцами (они переместились в пределы Зап. Римской Империи). На юге славяне столкнулись с преградой в виде Лимеса (укреплённой Дунайской границы Ранней Византии). Здесь (на подступах к Дунаю) праславяне оказываются в наиболее плотном окружении других варварских народов, вовлечённых в Великое переселение народов, и как никогда сталкиваются с необходимостью этнического самоопределения. Это приводит к возникновению среди них славянского самосознания и самоназвания, которые распространяются вглубь балто-славянской общности и стимулируют выделение из неё и славянизацию всё новых групп праславяноязычного населения.

С Дунаем начало славянской истории связывает и древнерусский летописец Нестор, приводя славян, рассказывая в категориях библейской традиции о расселении народов после вавилонского столпотворения. Ещё одним очагом ранней славянизации расселяющихся праславян могли стать окрестности озера Ильмень, где они столкнулись с изначально чуждыми им финно-уграми. По времени это примерно совпадает с возникновением первого письменного известия о «склавинах», переданного Прокопием Кесарийским, и первых памятников пражско-корчакской культуры (надёжный археологический маркёр ранних славян). В противоположность этому балты[11], от которых обособляются славяне, не порождают общей археологической культуры и общего самоназвания.

Славяне в начале своей истории. - student2.ru

Применительно к 6 в. существование славян как особой этнической общности не вызывает сомнений (в сочинениях византийских и не только авторов появляются известия о склавинах). Завершение славянского этногенеза связывается только с формированием отдельных, самостоятельных средневековых славянских народностей. Только рамках народностей славянское этническое самосознание приобрело устойчивый характер, соединившись с сознанием гос. подданства, церковно-конфессиональной принадлежности и языковой индивидуальности.[12] Формирование средневековых славянских народностей и их выделение из древнеславянского (ранне; -обще-) этнического массива имели место уже в рамках более широкого территориального ареала, нежели исконная славянская прародина (+ земли Балканского п-ова, подвергшиеся во втор. пол. 6 – нач. 7 в. славянской колонизации и ставшие родиной болгар, сербов, хорватов, СВ боснийцев).

Ещё один дискуссионный вопрос, связанный с проблемой славянского этногенеза: могут ли быть отождествлены со славянами те анты, которых в 6 в. Иордан наряду со склавенами возвёл к легендарным венетам (венедам) античной традиции.

По словам Иордана, те, кого знали под именем венетов, стали называться разными именами в зависимости от мест обитания, но преимущественно славянами и антами. Об антах, которые вторгались из-за Дуная в балканские владения Ранней Византии, рассказывал и Прокопий Кесарийский (он сообщает, что у склавинов и антов):

- единый язык

- одинаковый внешний облик

- образ жизни и нравы

- религиозные верования и обряды

- общественное и военное устройство

- иногда и общее имя – споры

НО! Между собой склавинов и антов Прокопий последовательно различает, считая их отдельными и самостоятельными народами, несмотря на их сходство и общее прошлое.

Сведения об антах содержатся и у других византийских авторов 6 в., причём они последовательно отличают склавинов от антов. В последний раз анты употребляются в титулатуре императора Ираклия (610-641), относящейся к 612 году. Кроме того, для антов установлено точное археологическое соответствие в виде пеньковской археологической культуры, существовавшей в 5-7 вв. в лесостепной зоне от Приднестровья до Среднего Поднепровья, включая его левобережную часть вплоть до Северского Донца.

В распоряжении совр. науки нет буквально ни одного свидетельства о том, что сами анты[13] называли и считали себя славянами. Судя по всему, они отличали себя от склавинов так же отчетливо, как их византийские современники. Вывод:

- прямое и безоговорочное отождествление антов и ранних славян вызывает большие сомнения

- анты – некое полиэтнич. и разноязыкое военно-политич. объединение, большую (бóльшую) часть которого составляли носители праслав. языка, родственные со склавинами (славянами)

- процесс утверждения у праславяноязычных антов славянского самосозн. оказался заторможен или прерван, что могло быть связано с влиянием со стороны позднеантичного ираноязычного населения Сев. Причерноморья (сарматы, аланы)

- с нач. 7 в. в силу каких-то перемен во внутреннем и внешнем положении процесс утверждения у антов славянского самосозн. мог ускориться или возобновиться: и тогда прежние анты смогли осознать себя в полной мере славянами, принять самоназвание и с точки зрения византийцев стать неотличимыми от изначально близких к ним склавинов (следовательно, после этого имя антов должно исчезнуть из византийских и иных письменных источников)


Наши рекомендации