Каждение при пении Херувимской песни
Каждение совершает диакон в начале пения Херувимской песни. Если служат два диакона (и более), то на практике младший диакон говорит ектению об оглашенных и две ектении о верных, а старший диакон во время этих ектений совершает каждение алтаря.
Итак, получив благословение на каждение, диакон, читая тайно 50-й псалом, кадит престол с четырех сторон, жертвенник, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами. Затем диакон подходит с северной стороны алтаря к царским вратам, кадит створки царских врат, после чего царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас (сначала правую, затем левую сторону). Затем диакон входит царскими вратами в алтарь, становится у южной стороны престола, кадит священника и других служителей в алтаре по чину; вновь выходит на амвон царскими вратами и кадит лики и народ. И следует заключительная часть каждения: диакон поворачивается к алтарю, кадит святые врата, «местные» иконы, входит царскими вратами в алтарь, кадит престол спереди, священника, поклоняется, становится справа от священника, держа кадило в левой руке. Далее следует чтение священнослужителями Херувимской песни и Великий вход по чину.
§4.10. Каждение на «Достойно есть…»
Священник перед пением «Достойно есть…» (или задостойника) принимает кадило, возглашает: «Изрядно о Пресвятей…», затем кадит Святые Дары на престоле и отдает кадило диакону. Диакон совершает каждение алтаря по чину: престол с остальных трех сторон, жертвенник, горнее место, иконы справа от горнего места, иконы слева от горнего места, икону над царскими вратами. Затем переходит на южную сторону престола, кадит священника, становится у горнего места, кадит других служителей в алтаре, после чего кадит престол спереди, предстоятеля, поклоняется и отдает кадило пономарю.
Приложение 2. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОТПУСТЫ
Данный раздел составлен на основе статьи авторитетного отечественного литургиста XX века профессора Ленинградской Духовной Академии Н.Д. Успенского «Богослужебные отпусты»[445].
§1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТПУСТА
В Православной Церкви каждое богослужение заканчивается отпустом. Отпуст представляет собой краткую молитву, которая содержит прославление и воспоминание празднуемого священного события или лица, с преподанием благословения молящимся. Обычай завершать богослужение молитвой предстоятеля и преподанием мира и благословения молящимся восходит к апостольскому времени. Существует предание, указывающее на святого мученика Маркиана (II в.) как на лицо, через которое это апостольское установление стало общецерковным достоянием.
Однако отпуст в современной форме появился относительно поздно: XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов, которые возникли на основе древних заамвонных молитв (в раннее Средневековье почти на каждый праздник полагалось читать особую заамвонную молитву). Только в издании Служебника 1658 года появляются указания относительно отпустов, которые мало чем отличаются от соответствующих глав современного Служебника.
Идейное значение отпуста. В литургической литературе отпуст сравнивается с ночной борьбой ветхозаветного патриарха Иакова с Богом. Подобно тому, как Иаков боролся всю ночь и, когда наступил рассвет, не хотел отпустить Боровшегося с ним, пока не получил Его благословения (Быт. 32, 24–29), так и верующие, принеся Богу усердные и продолжительные молитвы, не покидают богослужения, пока не услышат отпуста и не примут благословения Божия.
Образ произношения отпуста. Отпуст великой вечерни, полиелейной утрени и литургии произносится в открытых святых вратах. Отпусты малой и вседневной вечерни, вседневной утрени (после 1-го часа), повечерия, полунощницы, великопостных часов (с изобразительными) произносятся при закрытых святых вратах, на солее, для чего иерей выходит сюда из алтаря северной дверью.
Богослужебный отпуст, как момент завершения богослужения и преподания молящимся благословения Божия, требует уставно-благолепного его совершения. Ни в Типиконе, ни в Служебнике не сказано, но существует общецерковная традиция, по которой иерей, начиная произносить отпуст, на словах «Христос Истинный Бог наш...» осеняет себя крестным знамением, а, оканчивая его, на словах «помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» преподает молящимся благословение сложенной именословно рукой, после чего творит в сторону их малый поклон. На литургии, когда совершается отпуст с крестом, иерей держит крест двумя руками на уровне своего лица и вместо именословного благословения молящихся осеняет их крестом.
Совершая отпуст, не следует осенять себя крестным знамением при произношении имени того или другого святого. Делая это, иерей невольно вызывает подражание себе у молящихся, которые, не желая отстать от иерея, начинают многократно и поспешно креститься, благодаря чему в храме создается неблаголепная обстановка. Описывая подобную ситуацию, Типикон говорит: «ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми» (Типикон, глава 49-я, понедельник 1-й седмицы Великого поста, «о поклонах и молитве церковное законоположение»).
§2. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ОТПУСТА
Что касается правил совершения отпустов, то они излагаются главным образом в Служебнике. Это главы «Указ, како подобает глаголати отпусты во Владычни праздники, и Богоматере, и во все лето», «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину»[446] и «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве». Однако находящиеся там уставные указания не дают ясной картины и оставляют некоторые недоумения, которые могут быть разрешены только на основе имеющихся в Церковном Уставе отдельных или частных указаний. Ключом в данном случае являются слова Служебника: «Зане в той день... службы никоеяже несть» (см. Служебник, конец статьи «Отпусты дневнии во всю седмицу…»). Хотя эта фраза употреблена в Служебнике по частному вопросу — о произношении на отпусте в пятницу вечером и в субботу на утрене и литургии слов «силою Честнаго и Животворящаго Креста»,— тем не менее она вскрывает тот принцип, который издревле полагался Церковью в основу содержания молитв отпуста. Суть этого принципа такова: отпуст, как завершение богослужения, должен содержать в себе прославление только тех священных событий и призывание только тех святых, которым посвящено было это богослужение или которым было посвящено хотя бы одно песнопение в службах суточного круга данного дня. В частности, в праздники полиелейных святых полагается петь на литургии после малого входа тропарь и кондак храма, и, хотя более ни одно песнопение в данные дни не посвящается храмовому святому, уже только использование тропаря и кондака святого храма дает основание поминать его на отпусте. В то же время имена тех святых, которым не посвящено ни одно из песнопений данного богослужебного дня, не могут быть поминаемы на отпусте, несмотря на отношение к ним верующих или настоятеля. В частности, неправильной следует признать присутствующую в некоторых храмах практику «вычитывания» по календарю на отпусте имен всех святых, память которых приходится на данный день. Осуждая такую практику как ошибочную, еще раз сделаем акцент на том, что на отпусте поминаются имена только тех святых, которым посвящается богослужение.
§3. ВИДЫ ОТПУСТОВ
Устав различает четыре вида отпустов, из которых три произносятся на вечерне, утрене и литургии в течение всего года, а один — на службах часов:
1) краткий праздничный отпуст, то есть отпуст с призыванием только имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, полагается в первый день двунадесятых праздников, во всю Страстную седмицу и во всю седмицу Святой Пасхи. Такой же отпуст произносится в дни праздников бденных святых и в праздник храмового святого. В последних случаях, кроме имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, поименно призывается только празднуемый святой;
2) полный праздничный отпуст, то есть отпуст с поименным призыванием святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», и святого, «егоже есть день», полагается в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период Пятидесятницы — от Недели Антипасхи (имеется в виду вечерня в Фомино воскресенье, совершаемая со входом и великим прокименом, которым завершается Святая Пасха и откуда, собственно, начинается период ее попразднства) и до Недели Всех святых (за вычетом праздничных дней — Вознесения Господня и дня Святой Троицы), а также в праздники Пресвятой Богородицы и полиелейных святых;
3) отпуст вседневный, то есть с поименным призыванием святых, прославляемых в седмичном круге богослужения, святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», святого, «егоже есть день», и «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», полагается во все дни года, когда совершается вседневное богослужение или служба святому со славословием;
4) малый отпуст произносится на так называемых часовых службах: на повечерии, полунощнице и после 1-го часа (если перед ним совершалась праздничная утреня с отпустом) в течение всего года.
Краткий праздничный отпуст
Праздничным отпустам посвящены две статьи Служебника: «Указ, како подобает глаголати отпусты во Владычни праздники, и Богоматере, и во все лето» и «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину».
Праздничные отпусты в одних случаях начинаются вводной фразой, в которой воспоминается чтимое священное событие, например: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения Христос Истинный Бог наш...», в других — сразу призыванием имени Господа Иисуса Христа, установленным для всех отпустов вообще: «Христос Истинный Бог наш...».
Праздничные отпусты, вне зависимости от того, начинаются ли они словами, прославляющими воспоминаемое священное событие, или сразу словами «Христос Истинный Бог наш...», могут быть краткими и полными.
Краткий праздничный отпуст произносится:
— во все двунадесятые и великие Господские и Богородичные праздники;
— во всю Страстную седмицу, во всю седмицу Святой Пасхи, включая Неделю Антипасхи, поскольку служба этого дня имеет все особенности, свойственные Господскому двунадесятому празднику;
— в великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) и в праздники бденных святых (26 сентября, 13 ноября и др.). Устав полагает в эти праздники песнопения только в честь Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и данного святого, отменяя даже пение на литургии по входе тропаря и кондака святому храма: «Храма же святаго на литургии по входе, егда бдение святаго бывает, тропаря и кондака не глаголем никогда» (глава 52-я, «зри» 43-е). К этой категории также принадлежит праздник храмового святого;
— в богослужебных книгах нет указаний, но здравый смысл подсказывает, что к числу праздников, в которые полагается краткий праздничный отпуст, должны быть отнесены еще три: это День Святого Духа, Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря) и Собор Иоанна Крестителя (7 января). Церковный Устав в эти дни не только отменяет службы иным святым (в частности, службу священномученику Евфимию Типикон указывает переносить с 26 декабря на какой-либо другой день: «святаго же Евфимия служба поется во ин день» — Типикон, 26 декабря, см. 1-е «зри»), но в известной степени изменяет и самый порядок богослужения, придавая ему особый, праздничный характер[447].
Особенность кратких праздничных отпустов составляет отсутствие в них призывания «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы, когда они воспоминаются как участники самого события Сошествия Святого Духа), святых храма и дня, творца совершаемой в этот день литургии и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, то есть всех тех святых имен, которые призываются в дневных отпустах.
В Господские двунадесятые праздники, на Сретение Господне и на Обрезание Господне, во все дни Страстной и Светлой седмиц отпуст начинается особой вводной фразой и выглядит так: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (Триодь Цветная. Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи утра). Вот другой пример:«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует...» (Служебник, «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину»).
На Богородичные великие праздники отпуст выглядит следующим образом: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует...» (Служебник, «Указ, како подобает глаголати отпусты во Владычни праздники, и Богоматере, и во все лето»).
Обратим внимание, что в этих случаях совершенно отсутствует упоминание имен каких-либо святых. Исключения из этого правила могут иметь место лишь в тех случаях, когда служба подвижного Господского праздника соединяется со службой бденному святому или в богослужении самого праздника встречаются песнопения в честь святого (Неделя Антипасхи, где прославляется апостол Фома)[448].
В случае бденного святого отпуст произносится так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере,(называется чин и имя святого)и всех святых, помилует...».
В Служебнике сказано, что краткие праздничные отпусты произносятся «в вечерню, во утреню и в литургию по чину». Здесь имеются в виду великая вечерня (а не малая), совершаемая на праздник (в том числе и совершаемая в навечерие Рождества Христова и Богоявления, в соединении с литургией или после нее), утреня, совершаемая в самый праздник, и литургия.
Полный праздничный отпуст
Этот отпуст произносится на вечерне, утрене и на литургии в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, от Антипасхи до отдания Пасхи, на полиелейные Богородичные праздники и праздники полиелейным святым.
Полные праздничные отпусты — это отпусты, на которых, кроме имени Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и всех святых, поименно призываются:
— святой храма;
— рядовой святой Минеи («святый, егоже есть день»);
— на литургии, кроме того, еще святитель, «егоже есть литургия».
В Типиконе имеются определенные указания на необходимость призывания на полном праздничном отпусте святого дня. «И святаго же поминает»,— говорит Типикон в изложении службы вечерни отдания Пасхи. «И святаго на отпусте поминает, егоже будет день»,— сказано в изложении службы утрени того же праздника. Аналогичное указание дано в службе отдания Пятидесятницы: «На отпусте поминает иерей святаго, егоже есть день».
Что касается призывания на полном праздничном отпусте имени святого храма, то в богослужебных книгах на это нет прямого указания. Но поскольку Типикон указывает в предпразднство и попразднство петь на литургии по входе тропарь святому храма, и даже прежде тропаря рядового святого, то нет оснований не поминать его на отпусте, и богослужебная практика создала обычай призывать на отпусте имена святых храма и дня в том порядке, в каком поются тропари им по входе, то есть «храма святаго и святаго рядоваго», предваряя их на отпусте литургии еще и именем творца молитв этой литургии. Такой отпуст дан в Служебнике в конце Божественной литургии святого Иоанна Златоустого: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, и святаго (имярек, егоже есть храм, и егоже есть день),и всех святых, помилует...».
Если краткий праздничный отпуст имел вводную фразу, в которой воспоминалось чтимое священное событие, например «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения...», то в таком случае и полный праздничный отпуст в дни попразднства следует начинать этой фразой. В этом смысле и следует понимать выражение Служебника «точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания».
При совпадении же дней попразднства, включая и день отдания, с воскресеньем, будь то Господский или Богородичный праздник, отпуст во всех случаях на вечерне начинается словами «Христос Истинный Бог наш...», а на утрене и литургии — «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...».
Это относится также к службам всех дней попразднства Святой Пасхи, поскольку во всех этих службах, вне зависимости от дня седмицы, прославляется Воскресение Христово. Поэтому отпуст служб этого попразднства ежедневно, от вечерни Недели Антипасхи и до утрени дня отдания Пасхи, начинается словами: «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...», литургия же в день отдания завершается отпустом, положенным в Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...», но, как было сказано выше, с поименным призыванием святителя Иоанна Златоуста, святого храма и рядового святого.
Итак, полный праздничный отпуст отличается от краткого праздничного поименным призыванием на нем творца молитв совершаемой литургии и святых храма и дня. Святые же, прославляемые в службах Октоиха, как, например, бесплотные Небесные Силы (в понедельник), Иоанн Предтеча (во вторник), святые апостолы и святитель Николай Чудотворец (в четверг), на этих отпустах не поминаются. Основанием к тому служит указание Типикона об отмене пения этим святым тропарей и кондаков на литургии по входе в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников: «Дне же не глаголется, зане Октоих не поется» (глава 52-я, см. 46-е «зри»).
В этом отношении к службам предпразднства и попразднства приближаются службы на все Богородичные недвунадесятые праздники и на праздники святых, которым положен полиелей. В самом деле, во все эти праздники, когда они не совпадают с воскресеньем, Октоих не поется. Поэтому в такие Богородичные праздники, а равно в праздники полиелейных святых отпуст надлежит начинать так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере...» (а на утрене и литургии в воскресенье — «Воскресый из мертвых...»), после чего следует призывание имени творца литургии, «святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день», а затем — «и всех святых...».
Вседневный отпуст
Во все седмичные дни в течение года, когда нет Господских или Богородичных праздников, дней предпразднства и попразднства или праздников бденным и полиелейным святым, служба рядовому святому совершается в соединении со службой Октоиха. При этом в случае святого без знака, «шестеричного» или двух святых использование Октоиха максимальное: поются стихиры, каноны, седальны и светильны из Октоиха. В то же время в праздник святого с великим славословием из Октоиха заимствуются только каноны на утрене. Наконец, на великопостном богослужении употребление Октоиха ограничивается чтением Троичнов и седальнов. В любом из указанных случаев, вне зависимости от того, какова степень употребления Октоиха, на вечерне, утрене и на литургии положены «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве». Для этого вида отпустов характерно призывание во все дни седмицы, кроме имени Господа Иисуса Христа и Богородицы, еще «святых славных и всехвальных апостол», также святых дня седмицы: в понедельник — «предстательствы честных Небесных Сил безплотных», во вторник — «честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», в среду и пятницу — «силою Честнаго и Животворящаго Креста»[449], в четверг — кроме святых апостолов, еще «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», а в субботу — «святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших». Затем также во все дни седмицы после призывания имени святителя, «егоже есть литургия», и «святаго, егоже есть храм», и «святаго, егоже есть день», перед призыванием всех святых полагается призывание «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». Призывание последних составляет, таким образом, особенность вседневного отпуста.
Заканчивая обозрение праздничных и вседневных отпустов, следует заметить, что Церковный Устав четко разграничивает эти два вида отпустов. Ни современные, ни старопечатные, ни древние рукописные Служебник и Типикон не дают никакого указания на призывание на праздничном отпусте святых, прославляемых в службах Октоиха, и «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». С другой стороны, Служебник запрещает произносить на вседневном богослужении в храмах, посвященных Господскому двунадесятому празднику, праздничный отпуст этого праздника — «Ведомо буди и о сем, яко, идеже есть храм Спаса Христа, Рождество, или Богоявление, или Вознесение, и прочая, в седмичнем отпусте не возглашаются никогдаже праздничнии отпусты».
Малый отпуст
Все рассмотренные отпусты, как было сказано выше, произносятся на вечерне, на утрене и на литургии. А на так называемых часовых службах (то есть на повечерии, полунощнице и после 1-го часа, если перед ним произносился отпуст утрени) в течение всего года произносится малый отпуст: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Этот отпуст на воскресном всенощном бдении после 1-го часа, а также на пасхальном часе и на всех часовых службах периода попразднства Святой Пасхи начинается словами «Воскресый из мертвых...». Следует заметить, что «Воскресый из мертвых…» — единственная вводная фраза, допустимая на малом отпусте; на Господские двунадесятые праздники и в периоды их попразднства малый отпуст произносится без вводной фразы.
§4. ОТПУСТЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА
В Великом посту на полунощнице полагается обычный малый отпуст. Также малый отпуст полагается всегда на малом повечерии. На великом повечерии же малый отпуст бывает только во все пятницы Святой Четыредесятницы вечером и накануне полиелейного праздника (см. Типикон, 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных»). Во всех остальных случаях в седмичные дни Великого поста отпустом великого повечерия служит молитва «Владыко Многомилостиве...», во время которой все молящиеся становятся на колени («нам же на землю приклоньшымся»; см. Типикон, глава 49-я, понедельник 1-й седмицы, «О часе девятом»). После 1-го часа, который следует непосредственно за утреней, полагается отпуст вседневной утрени, как он изложен в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...». Этот же отпуст произносится на изобразительных в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров.
После вечерни, если она совершается без литургии Преждеосвященных Даров, отпуст полагается также обычный вседневный, как он дан в Служебнике в статье «Отпусты дневнии во всю седмицу...», но с добавлением молитвенного призывания святого наступающего дня, то есть того, которому пелись стихиры на «Господи, воззвах…». Профессор Н.Д. Успенский считает, что на вечерне поминается только святой грядущего дня, которому поются на вечерне стихиры на «Господи, воззвах…»[450]. Однако нам кажется более верным поминание на отпусте великопостной вечерни святых обоих дней (как дневных, так и святых Минеи), так как в этом случае вечерня не является отдельным богослужением, а совершается сразу после часов и изобразительных, которые относились к предыдущему дню, но не имели отпуста (ведь отпуст на изобразительных отменяется, если вечерня совершается без литургии). Потому отпуст вечерни завершает как богослужение дня настоящего, так и собственно вечерню дня грядущего. Следовательно, необходимо сначала поминание святых Октоиха дня текущего, а затем — грячдущего дня, так же сначала священник называет святого Минеи дня настоящего, затем — дня следующего.
В качестве иллюстрации приведем отпуст вечерни в понедельник 1-й седмицы 17 февраля 2009 года: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, предстательствы честных Небесных Сил безплотных(дневной святой понедельника), честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна(дневной святой вторника), святых славных и всехвальных апостол, …(здесь следует поминовение святого храма), святаго великомученика Феодора Тирона(святой Минеи 17 февраля), святителя Льва, папы Римскаго(святой Минеи 18 февраля), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Если же вечерня совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров, то полагается вседневный отпуст с поминанием автора литургии «иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго» (см. Служебник, Божественная литургия Преждеосвященных Даров). Необходимо иметь в виду, что в этом отпусте под святым, «егоже есть день», подразумевается святой наступающего дня, то есть тот, которому были петы стихиры на «Господи, воззвах…». Богослужение настоящего дня завершается отпустом на изобразительных, где и поминаются святые данного дня. Следовательно, на отпусте литургии святые Октоиха и Минеи дня уходящего уже не поминаются, так как на данной литургии, которая является отдельным богослужением, им уже не посвящается ни одного песнопения. Исключение из этого правила составляет литургия Преждеосвященных Даров в полиелейные праздники (24 февраля и 9 марта). В эти дни «на отпусте иерей поминает преждепразднуемаго святаго (то есть Иоанна Крестителя или святых 40 мучеников), потом наставшаго» (Типикон, 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели поста...»).
На Страстной седмице на каждый день на вечерне, утрене и литургии полагается краткий праздничный отпуст[451]. Так, отпуст «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...», надписанный в Служебнике как отпуст в Неделю ваий вечера, произносится, кроме этой вечерни, еще в понедельник и во вторник в конце утрени, изобразительных и литургии. На повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко Многомилостиве...». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после литургии, отпустом же изобразительных в Великую Среду является молитва «Владыко Многомилостиве...». На малом повечерии в среду вечером полагается обычный малый отпуст: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...». В четверг на утрене, изобразительных и на литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...»[452], на повечерии — обычный малый. В пятницу на утрене (на последовании Святых Страстей) положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на Великих часах и на вечерне («вынос Плащаницы») — «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти и Животворящий Крест...». На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрене, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится краткий праздничный отпуст без вводной фразы[453].
Отпуст литургии Великой Субботы. Ни в Типиконе, ни в Служебнике не говорится ничего конкретного об отпусте на литургии в Великую Субботу. Потому приведем полностью рассуждения профессора Н.Д. Успенского, посвященные проблеме этого отпуста.
«Открытым стоит вопрос с отпустом литургии Великой Субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой Субботы имелось два отпуста: “Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...” (Служебник. 1601. Л. 85) и более пространный: “Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых, помилует...” (Там же. Л. 85 и об.) По-видимому, иерею предлагался выбор одного из этих отпустов по его личному желанию.
В современном Служебнике для литургии Великой Субботы никакого отпуста не дано. Если после утрени, на которой воспоминается погребение Христово, возможен отпуст “Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый...”, положенный для служб Великого Пятка, посвященных страданию, смерти и погребению Христа Спасителя, то литургия Великой Субботы по своему идейному значению и содержанию песнопений уже отличается от служб Великого Пятка. В религиозном сознании крестный ход с Плащаницей вокруг храма на утрене Великой Субботы и следующее за ним чтение Евангелия от Матфея о запечатании Гроба Христова представляются завершением священных событий Великого Пятка — смерти и погребения Господа. Спрашивается: какой же отпуст произносить на литургии Великой Субботы?
Произносить воскресный отпуст “Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...” на том основании, что на вечерне, начинающей литургию Великой Субботы, положены воскресные стихиры 1-го гласа, нет оснований, потому что Служебник дает определенное указание произносить воскресный отпуст только на службах, положенных по Уставу после полуночи, на службах же, которые должны быть совершаемы в субботу вечером — вечерня, повечерие,— указывается отпуст “Христос, Истинный Бог наш...” (см.: “Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве”).
Делать для литургии Великой Субботы исключение из этого правила по мотивам якобы “пасхальных” особенностей этого богослужения — переоблачения священнослужителей после чтения Апостола в светлые облачения и пения при этом вместо стихов псалма 81-го стихов “Христос, Новая Пасха...”, “Течаху жены возвестити апостолом…” и “Ангел вопияше Благодатней...”, заимствованных из пасхального богослужения, было бы вовсе неправильным. Дело в том, что переоблачение священнослужителей в светлые одежды — это не пасхальная особенность, а крещальная, сохранившаяся в современном богослужении (как и апостольское и евангельское чтения литургии Великой Субботы) от древней практики крещения в этот день оглашенных. Наш Требник до сего времени сохраняет в чине Крещения указание облачаться иерею в белые ризы: “Входит священник и облачается в священническую одежду белую...”. Что же касается пения стихов из пасхального богослужения, то это не церковное установление, а произвольное нововведение, сделанное в свое время для придворной капеллы Д.С. Бортнянским и позднее распространившееся вместе с придворным Обиходом церковного пения. Святейший же Синод своей санкции на это не давал, и ни в одном из изданий Типикона или Постной Триоди эти стихи в службе Великой Субботы не помещались.
Положенные на литургии Великой Субботы песнопения “Да молчит всякая плоть человеча...” и “Не рыдай Мене, Мати...”, а также поемый на полунощнице канон “Волною морскою...” и слово святого Епифания Кипрского “Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит…” говорят о ином идейном значении данных служб. Если этим службам присуща торжественность, то последняя есть выражение радости Церкви о победе лежащего во гробе Христа Спасителя над адом. По учению Церкви, погребенный Спаситель, находясь как человек “во гробе плотски”, как Бог сошел во ад и, пленив его, извел из него души праведников (1 Пет. 3, 18–19; 4, 6). Это и выражено в службах Великой Субботы: на литургии в стихирах на “Господи, воззвах…” — “Днесь ад стеня вопиет...”, а на полунощнице — в тропаре “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...”. В свете такого значения великосубботнего богослужения понятным становится самый выбор этого тропаря. В самом деле, как известно, все воскресные стихиры Октоиха, поемые в течение всей Пасхальной седмицы (на “Господи, воззвах…”, на стиховне и на хвалитех); распределены так, что каждому дню этой седмицы соответствует определенный глас. В частности, в первый день Пасхи исполняются песнопения 1-го гласа Октоиха. Поэтому естественно было бы петь на полунощнице не “Егда снизшел еси к смерти...”, а “Камени запечатану от иудей...” (1-го гласа). Но этот тропарь повествует о событии Воскресения Христова: “Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси, тридневный Спасе...”, тогда как в тропаре 2-го гласа воспевается только Сошествие Господа во ад и воскрешение Им умерших: “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси...”, то есть то, что происходило в промежуток времени с часа смерти Спасителя на Кресте до востания Его из Гроба и о чем свидетельствует святой евангелист Матфей: “и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим” (Мф. 27, 52–53). Итак, тропарь “Егда снизшел еси...” говорит об особенном, необычном воскресном содержании служб Великой Субботы.
Наконец, понимание литургии Великой Субботы как пасхального богослужения явно противоречит 89-му правилу VI Вселенского Собора, гласящему: “Верным, дни спасительного страдания в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средине часа нощи по Великой Субботе”.
В свете сказанного произносить на богослужении Великой Субботы воскресный отпуст “Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...” не следует. При отсутствии в Служебнике нарочитого отпуста должно ограничиться общим для великих праздников кратким отпустом: “Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует...”. Этот же отпуст, в соответствии с прямым указанием Типикона: “и отпуст преждеписанный”, следует произносить и в конце полунощницы, потому что она совершается до полуночи»[454].
§5. НЕСКОЛЬКО ЧАСТНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНИЮ ОТПУСТОВ
1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм.
2)Под святым, «егоже есть день», Устав подразумевает не всех без исключения святых, имена которых внесены под данным числом в церковный календарь, а только тех, которым совершается служба в этот день по Минее или Триоди, или же тех, служба которым хотя и бывает перенесена на другой день, но они указаны в месяцеслове Типикона под данным числом.
Поэтому ни в коем случае не следует «вычитывать» на отпусте имена святых на данный день по календарю. Также не следует призывать поименно святых, имена которых не указаны в месяцеслове Типикона (хотя они и известны из истории и указываются в календаре) и память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например «святых четыредесяте мучеников, в Севастийстем езере мучившихся». Прекрасным примером этому является отпуст вечерни в Неделю Пятидесятницы. В этом отпусте прославляется сошествие Святого Духа на апостолов. Хотя имена последних известны Церкви, однако она, почитая их как сподобившихся первыми получения благодати обещанного Христом Спасителем Духа Утешителя и называя их «святыми, славными, прехвальными, богопроповедниками и духоносными апостолами», не называет их имен, очевидно, потому, чтобы не низвести священный момент благословени