Соединяемого со службой двум святым

Как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, в случае полиелейного Богородичного праздника служба рядовому святому не отменяется, но совершается вместе со службой праздника Богородицы. Если случится память двух святых вместе с праздником Богородицы, то и в этом случае Устав предписывает соединять службу Богородице вместе со службой двум святым (то есть служба второму святому также не отменяется). В качестве примера, когда возможно указанное совпадение, приведем праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (9 ноября), служба которому соединяется с песнопениями мученикам Онисифору и Порфирию и преподобной Матроне. При совершении этого богослужения и в других аналогичных случаях следует руководствоваться указаниями, находящимися в последовании праздника Покрова Пресвятой Богородицы (см. Типикон, 1 октября, «ведомо же буди и сие»).

«Блажен муж…»(1-й антифон 1-й кафисмы).

Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10:стихиры Богородицы — 4;стихиры 1-го святого — 3; стихиры 2-го святого — 3. «Слава»: стихира 1-го святого; «И ныне»: стихира Богородицы. В субботу на «Слава»: стихира Богородицы; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

ПаремииБогородице — 3.

Стихиры на стиховне: стихиры Богородицы с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородицы. Если ни один из святых не имеет стихиры «Славы», то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы.

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: тропарь Богородицы.

Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядовых святых.

Повечерие

Канон Богородице из Октоиха. Иногда выносится на повечерие канон 3-го святого (например, 9 ноября). По Трисвятом: кондак праздника Богородицы.

Полунощница

Вседневная (в субботу — субботняя) полунощница без особенностей.

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь Богородицы (единожды), тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: тропарь Богородицы.

Седальны по кафисмам: седален Богородицы, «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален Богородицы.

Величание и избранный псалом Богородицы (если в службе данного праздника не указано, какой поется избранный псалом, то следует взять псалом на Рождество Богородицы «Помяни, Господи, Давида…», так как о нем содержится указание в Общей Минее).

Седальны по полиелеи: седален Богородицы, «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален Богородицы.

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме Богородицы.

Канон: Богородицы на 6, канон 1-го святого на 4 и канон 2-го святого на 4.

Катавасия рядовая по Уставу.

По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого, кондак и икос (если есть) 2-го святого, седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого, «И ныне»: седален Богородицы.

По 6-й песни: кондак и икос Богородицы.

По 9-й песни:светилен Богородицы, светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого, «И ныне»: светилен Богородицы.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Богородицы на 4; «Слава»: стихира святого (со стиховни), «И ныне»: стихира Богородицы. Если ни один из святых не имеет стихиры «Славы», то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы.

По славословии:тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: тропарь Богородицы.

Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядовых святых.

На часах

На 1-м и 6-м часе: тропарь Богородицы; «Слава»: тропарь 1-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак Богородицы.

На 3-м и 9-м часе: тропарь Богородицы; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак Богородицы.

Литургия

«Блаженны»: 3-я песнь 1-го канона Богородицы на 4 и 6-я песнь 2-го канона Богородицы на 4. Если одному из святых (чаще всего первому святому) Устав указывает петь «Блаженны», читается 3-я песнь канона Богородицы на 4 и 6-я песнь канона святого на 4.

По входе:тропари: Богородицы, 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого.«Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак Богородицы.

Прокимен, Аллилуиаипричастен—Богородицы и святого. Если ни один из святых не имеет чтений, то поется только прокимен Богородицы.

АпостолиЕвангелие—Богородицы и святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или на грядущий[392] день). Однако если ни один из святых не имеет чтений, то читаются Апостол и Евангелие дня и Богородицы[393].

Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста), святого храма (в храме святого) и рядовых святых.

§4. СЛУЖБЫ С ВЕЛИКИМ СЛАВОСЛОВИЕМ

В церковном году можно насчитать всего около трех десятков дней, когда полагается совершать утреню с великим славословием. Интересно отметить, что в древних уставах славословных служб было гораздо больше, однако впоследствии их количество резко сократилось в результате того, что многие службы со славословием (в частности, это относится к праздникам апостолов) были возведены в статус полиелейных, а их последования в Минее были дополнены соответствующими необходимыми песнопениями[394].

В Типиконе службы с великим славословием обозначаются красной скобой с тремя точками внутри ( Соединяемого со службой двум святым - student2.ru ), причем праздники, в которые назначаются Уставом славословные богослужения, весьма разнообразны. Можно выделить три основных типа таких служб:

— службы святым со славословием, когда на утрене поется Октоих (23 сентября, 23 октября, 25 июля);

— службы славословным Богородичным праздникам, когда Октоих не поется (9 декабря, 2 июля, 31 августа);

— богослужения в дни отдания двунадесятых праздников.

Во всех указанных случаях совершается вседневная вечерня, малое повечерие, вседневная полунощница, утреня с великим славословием, обычные часы и литургия.

Существует также немало славословных богослужений, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов и которые, в сущности, представляют собой исключения (1 и 13 сентября, 26 декабря, 7 января, 5-я и 6-я субботы Великого поста, Преполовение Пятидесятницы, 1 и 16 августа и другие).

Наши рекомендации