В случае полиелейного святого в седмичный день

(кроме периода пред- или попразднства)

Устав службы полиелейному святому в седмичный день находится в 7-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем полиелей, аще прилучится в седмичные дни»), которая во многом дублирует 6-ю главу («О святем, имущем бдение…»). Также можно использовать уставные указания, находящиеся в Месяцеслове Типикона в последованиях служб полиелейным святым и в 52-й главе Типикона.

Великая вечерня

«Блажен муж…»(1-й антифон 1-й кафисмы).

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8 или на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы»[369]. В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа.

Паремиисвятого — 3.

Стихиры на стиховне:3стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» (например, 24 февраля). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи (например, 20 января)[370].

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. В субботу поется воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа.

Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого.

Повечерие

КанонБогородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: кондак святого (см. Типикон, 52-ю главу).

Полунощница

Вседневная (в субботу — субботняя) полунощница без особенностей.

Однако если совершается полиелей в честь святого, которому Типикон предписывает служить бдение[371], то полунощница совершается по праздничному чину (см. 8 сентября, 1 января, 2-ю храмовую главу) и имеет следующие особенности:

— 1-я часть: по 1-м Трисвятом поется тропарь святого;

— 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак святого; а молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу).

Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи).

Величание и избранный псалом святого.

Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.

Канон: а) все дни седмицы, кроме субботы: канон Богородице[372] на 6 и канон святого на 8; б)в субботу:

— в храме Господском или Богородичном:канон храма на 6 и канон святого на 8.

— в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени (то есть поется 3-й канон воскресной утрени Октоиха) на 6 и канон святого на 8.

Катавасия рядовая по Уставу.

По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи).

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то читается 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи).

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду по гласу «Славы» (например, 28 сентября)[373].

Если в Минее указаны только начальные слова Богородична (например, 9 октября), то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен (например, 6 октября), то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу).

Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого.

На часах

Тропарь и кондак святого (на каждом часе).

Литургия

«Блаженны»на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4[374].

По входе:

— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;

—в храме святого:тропарь храма,тропарь святого, кондак храма;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».

Прокимен, Аллилуиаи причастен—дня и святого[375] (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала поются прокимены, Аллилуиа и причастны святого, затем — дневные).

АпостолиЕвангелие — рядовые и святого (в субботние дни от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее сначала следует чтение святого, затем — рядовое).

Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста), святого храма (в храме святого) и празднуемого святого.

Наши рекомендации