Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах
1-й час | 3-й час | 6-й час | 9-й час | |
Начальный возглас | – | + | – | + |
Малый отпуст | + | – | + | + |
Глава 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ
Прежде чем перейти к рассмотрению важнейшего христианского богослужения — литургии, необходимо завершить изучение служб суточного круга, в который, как мы указали в I части книги, литургия не входит. Потому рассмотрим здесь чин изобразительных, которые могут быть причислены к суточному кругу богослужения, однако не являются его непременной частью, а совершаются после часов только тогда, когда не служится литургия в назначенное для нее время. Это может быть или в те дни, когда литургия совершается в соединении с вечерней, или когда отменяется по Уставу.
Еще раз акцентируем внимание на том, что хотя изобразительны по своей структуре внешне являются сокращением последования литургии и даже служатся во время, установленное для литургии, они никоим образом не могут быть названы «заменяющими» литургию или совершаемыми «вместо» литургии. Понятно, что когда в быту используются подобные выражения, они не связаны с принижением статуса литургии, а часто вызваны просто невнимательностью. Однако мы убеждены, что литургия как таинство неизмеримо превосходит другие службы в силу своего сакрального значения, потому даже терминология, употребляемая в отношении литургии, должна быть строго выдержанной и осмысленной.
Последование изобразительных — уставное богослужение, совершаемое в тех случаях, когда Божественная литургия служится в соединении с вечерней или когда литургии не положено по Уставу вообще. В этих случаях изобразительны венчают суточный круг богослужения, так как именно на них последний раз звучат молитвословия данного богослужебного дня (главным образом это кондаки, читаемые по «Отче наш…»). Таким образом, последование изобразительных совершается:
— в навечерие Рождества Христова и Богоявления;
— в среду и пятницу сырной седмицы;
— во все седмичные дни Святой Четыредесятницы (кроме суббот);
— во все дни Страстной седмицы;
— в седмичные дни Рождественского и Петрова постов (кроме суббот), когда на утрене по Уставу поется «Аллилуиа».
Последование изобразительных совершается непосредственно за 9-м часом (в Рождественский и Петров посты — после междочасия 9-го часа), а молитвословия и песнопения, находящиеся в последовании изобразительных, составляют продолжение и окончание великопостных или Царских часов[242].
Последование изобразительных всегда совершается в храме, при открытой завесе. Священник должен быть облачен только в епитрахиль, но на практике надевает и фелонь (если же после изобразительных совершается литургия в соединении с вечерней, то священник во время изобразительных облачается во все свои священные одежды)[243].
Устав последования изобразительных находится в 49-й главе Типикона, которая охватывает весь период Постной Триоди, а также в последованиях служб на навечерие Рождества Христова и Богоявления (см. 48-ю главу Типикона, 24 декабря и 5 января соответственно).
§1. ПОСЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
НА ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ
Так как чаще всего изобразительны совершаются в седмичные дни Великого поста, то рассмотрим это последование в качестве образца, а затем отметим особенности, которое имеет это богослужение в другие дни.
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом:
1-й лик: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
2-й лик: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное»и припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
1-й лик: «Блажени плачущии...»и припев: «Помяни нас, Господи...».
2-й лик: «Блажени кротцыи...»и припев: «Помяни нас, Господи...».
<…>
2-й лик: «Слава»: «Помяни нас, Господи...».
1-й лик: «И ныне»: «Помяни нас, Господи...».
Затем хор протяжно поет: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем».
Вначале этих 3-х последних стихов священник выходит на амвон и в конце каждого стиха вместе с народом совершает земной поклон.
После пения «Блаженн»:
Чтец: «Лик небесный поет Тя и глаголет...»,стих«Приступите к Нему и просветитеся», «Лик небесный поет Тя и глаголет...», «Слава»: «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне»: «Верую во Единаго Бога...», «Ослаби, остави...», «Отче наш...».
Священник возглашает: «Яко Твое есть Царство...».
Чтец говорит «Аминь» и читает кондаки по Уставу (см. 52-ю главу Типикона).