Особенности в среду и пятницу сырной седмицы
Кафисм нет.
Тропаривеликопостныечитаются без пения и без поклонов[234].
По «Отче наш…»:кондаки Часослова на ряду.
Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.
Если принять во внимание изложенное ранее объяснение святителя Афанасия (Сахарова), что в конце 9-го великопостного часа совершается 3 поклона из-за того, что при пении Блаженн на изобразительных полагается 17 поклонов, то можно сделать вывод, что, когда Блаженны не поются (а читаются), на 9-м часе следует совершать молитву преподобного Ефрема Сирина со всеми 16-ю поклонами. Потому на сырной седмице, когда Блаженны на изобразительных не поются, более уместны все 16 поклонов в конце 9-го часа, хотя Типикон об этом конкретно не говорит.
Особенности в понедельник, среду и пятницу
Й седмицы Великого поста
Так как 4-я седмица — Крестопоклонная, то в понедельник, среду и пятницу этой седмицы на часах имеют место две особенности, связанные с поклонением Кресту (в остальном часы совершаются по обычному великопостному чину). Эти особенности указаны в 49-й главе Типикона.
После Богородична на 1-м часе в понедельник и среду совершается поклонение Кресту: священник поет трижды «Кресту Твоему…» с поклонами, затем хор повторяет трижды «Кресту Твоему…»(без поклонов), затем поются стихиры на поклонение Кресту«Приидите, вернии…»[235](на практике зачастую опускаются).
По «Отче наш…»: кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…»(на всех часах).
Особенности в случае полиелейного святого
В седмичный день Великого поста
Особенности данного богослужения указаны в Типиконе в Марковой главе 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов»).
Кафисмычитаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются).
Тропарь и кондаксвятого, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются).
Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами(на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»).
Особенности в случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста
Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе (25 марта).
Кафисмычитаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются).
Тропарь и кондак — праздника, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются).
Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами(на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»).
Типикон содержит замечание, что 3-й, 6-й и 9-й часы на Благовещение совершаются «без поклонов». Потому если буквально следовать Типикону, то поклоны на часах в Благовещение надлежит отменить вовсе. Однако есть все основания полагать, что в Уставе говорится об отмене многочисленных поясных поклонов, «метаний», которые в большом количестве полагаются на великопостном богослужении. Как отмечено в современных «Богослужебных указаниях», «отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой преп<одобного> Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. “На конец коегождо часа по три поклоны великия” предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой пр<еподобного> Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером “повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на "Слава в вышних..." 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по "Честнейшую..." 3 великия поклоны с молитвою: "Господи и Владыко..." и прочия 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст” (26 марта, 3-е “зри”). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св<ятой> Четыредесятницы: “поем полунощницу без поклонов; точию по "Честнейшую Херувим..." 3 поклоны великия, с молитвою "Господи и Владыко живота моего...". Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны” (Типикон, гл<ава> 49)»[236].