Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе
Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Тебе помолюся, Господи».
Библейские стихи часа «Стопы моя направи…» поются (а не читаются).
По «Отче наш…»читается только один кондак, в зависимости от дня седмицы: в понедельник, вторник и четверг — «Преславную Божию Матерь…», а в среду и пяток — «Скоро предвари…».
После молитвы преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами полагается конечное Трисвятое и окончание с отпустом утрени:
Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш…».
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз).
Священник (на практике): «Христе, Свете истинный…».
Хор:«Взбранной воеводе…»(на практике поется этот кондак, хотя в Типиконе о нем не говорится ничего).
Священник:«Слава Тебе, Христе Боже...».
Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...»(вседневный отпуст по Уставу, так как это отпуст утрени).
Хор: «Аминь»(на практике нередко поется «Господи, помилуй»трижды).
На 3-м часе
Это единственный из великопостных часов, который имеет обычное начало (другие начинаются сразу с «Приидите, поклонимся…»).
Священник (стоя перед царскими вратами, на амвоне) возглашает: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…».
Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».
Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...»и псалмы часа по чину.
Тропарь часа«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...»; «Не отвержи мене от лица Твоего...».
По «Отче наш…» читаются всегда одни и те же молитвословия: «Благословен еси Христе Боже наш…»; «Слава»: «Скорое и известное даждь утешение…», «И ныне»: «Надежда и предстательство и прибежище…».
На 6-м часе
Тропарь часа«Иже в шестый день же и час...». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою...»; «Аз к Богу воззвах...».
После Богородична часачитаются тропарь пророчества, 1-й прокимен, паремия и 2-й прокимен следующим образом:
Чтец: «Тропарь пророчества… (читает текст тропаря)». «Слава, и ныне»: еще раз тот же тропарь (на практике тропарь пророчества читается один раз).
Священник[232]:«Вонмем».
Чтец: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает 1-й прокимен)».
Хор поет 1-й прокимен.
Чтец говорит стих 1-го прокимена.
Хор поет 1-й прокимен.
Чтец говорит половину 1-го прокимена.
Хор допевает оставшуюся часть прокимена.
Священник: «Премудрость».
Чтец: «…чтение»(объявляет заголовок паремии). В седмичные дни святой Четыредесятницы читаются паремии из книги Исаии(«Пророчества Исаиина чтение»).
Священник: «Вонмем».
Чтец читает паремию.
Священник: «Вонмем».
Чтец: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает 2-й прокимен)».
Хор поет 2-й прокимен.
Чтец говорит стих 2-го прокимена.
Хор поет 2-й прокимен.
Чтец говорит половину 2-го прокимена.
Хор допевает оставшуюся часть прокимена.
Чтец: библейские стихи часа «Скоро да предварят ны…» и Трисвятое по чину.
По «Отче наш…»:«Спасение соделал еси…», «Слава»: «Пречистому образу Твоему…». На «И ныне» в понедельник, вторник и четверг читается Богородичен «Милосердия сущи Источник…», а в среду и пятницу — особый Крестобогородичен «Препрославлена еси, Богородице Дево…».
На 9-м часе
Тропарь часа«Иже в девятый час...». Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...».
По «Отче наш…»читаются всегда одни и те же молитвословия: «Видя разбойник Начальника жизни…»;«Слава»: «Посреде двою разбойнику…»,«И ныне»:«Агнца, и Пастыря, и Спаса мира…».
В конце часа после «Боже, ущедри ны…» молитва преподобного Ефрема Сирина всегда совершается только с тремя поклонами. Вот как объясняет эту особенность святитель Афанасий (Сахаров):
«В Великом посте на 9-м часе молитва Ефрема Сирина читается один раз и сопровождается только тремя поклонами. А в малые посты, когда совершается служба с аллилуией, почти великопостная, на 9-м часе молитва св<ятого> Ефрема Сирина читается дважды с 16-ю поклонами. Это потому, что в Великом посте следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и не беззатруднительно для многих богомольцев. Но Блаженны поются один раз в сутки, и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св<ятого> Ефрема Сирина читается один раз. А в малые посты промежуток между чтением на 9-м часе молитвы Ефрема Сирина и пением Блаженных более продолжительный, ибо за молитвой 9-го часа должно быть междучасие и на изобразительных прежде Блаженных будут псалмы 102 и 145 и песнь “Единородный Сыне”. Поэтому здесь не будет чрезмерного соединения в одном месте многих поклонов, а разделенные достаточным промежутком, они не будут утомительны и для слабых силами богомольцев»[233].
§4. ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ