Псалтирь Следованная. Часть II: Месяцеслов

Вторая половина второй части тома Следованной Псалтири содержит тропари и кондаки всех богослужений и дней года. Вообще, почти любой тропарь и кондак можно найти в Следованной Псалтири, причем иногда здесь находятся песнопения, отсутствующие в службе святого в Минее (например, тропарь святым мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии, которого нет в Минее за 17 сентября). Таким образом, Следованная Псалтирь очень удобна при чтении часов, так как из нее можно взять и последование часа, и тропари с кондаками, то есть можно обойтись одной книгой вместо нескольких[137]! Хотя следует отметить, что, к сожалению, это достоинство Следованной Псалтири далеко не всем известно и потому редко используется.

Итак, укажем по порядку все разделы Следованной Псалтири, содержащие тропари и кондаки:

— тропари, Богородичны, ипакои и кондаки воскресные 8-ми гласов;

— тропари воскресные (затем субботние) по «Непорочных» («Ангельский собор…»);

— тропари и кондаки всех дней седмицы;

— «Богородичны отпустительные…» (4-е приложение Минеи);

— «Отпустительнии тропари и кондаки Триоди и Пятдесятницы». Здесь же находится полная служба на Пасху;

— тропари и кондаки общие святым;

— устав о пении тропарей и кондаков (повторяет 52-ю главу Типикона);

— собственно месяцеслов, содержащий тропари и кондаки на все дни года, выбранные из месячных Миней.

Кроме того, в конце второй части Следованной Псалтири находятся «Пасхальная таблица» (таблица, в которой указаны даты Пасхи и других подвижных дней и праздников на ближайшие несколько десятков лет) и краткий словарь церковнославянских слов, позволяющий прямо на клиросе посмотреть и уточнить значение непонятного или незнакомого слова или термина.

§5. ЧАСОСЛОВ

Часослов — книга, содержащая неизменяемые молитвословия служб суточного круга (кроме литургии) и предназначенная для употребления на клиросе. Данная книга по-гречески называется Ωρολόγιον (ώρα — «час», λόγιον — «слово»); это название она получила из-за того, что вместе с остальными службами содержит молитвословия часов. В настоящее время термин «Часослов» прилагается к книге, которую протоиерей К. Никольский называет «малым Часословом» и которая является сокращенным вариантом второй части Следованной Псалтири. В силу своей компактности и удобства в использовании Часослов является книгой, наиболее употребляемой чтецами (и певцами), хотя некоторые последования, изложенные в нем, слишком краткие.

В современных изданиях (с середины XVII в.) Часослов начинается со служб утренней группы, хотя до Патриарха Никона начинался с вечерни[138], что было более обоснованно, так как вечерня — первая служба наступающего дня.

Итак, в основной части Часослова находятся следующие службы суточного круга (по порядку):

— полунощница вседневная (полное чинопоследование);

— полунощницы субботняя и воскресная (схематически; гораздо удобнее совершать эти службы по Следованной Псалтири);

— утреня (только неизменяемые молитвословия: ктиторские псалмы, называемые в церковном обиходе двупсалмием; тропари по Трисвятом; шестопсалмие; «Бог Господь…» и «Аллилуиа» со стихами; Песнь Богородицы — «Честнейшую»; хвалитные псалмы; два вида славословия — великое и вседневное; «Благо есть…» и окончание утрени для седмичных дней Великого поста);

— 1-й час;

— 3-й час;

— 6-й час;

— последование изобразительных;

— чин о панагии;

— 9-й час;

— вечерня (только неизменяемые молитвословия: 103-й псалом, «Господи, воззвах…», «Свете тихий…», дневные прокимены, «Сподоби, Господи…», «Ныне отпущаеши…», конечные тропари и молитвы вечерни для седмичных дней Великого поста);

— великое повечерие (полностью);

— малое повечерие (схематически; предпочтительнее со­вершать его по Следованной Псалтири, часть II).

Из перечисленных последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня. Также относительно часто совершаются великое повече­рие и последование изобразительных (в навечерие Рождества Христова и Богоявле­ния, а также в седмичные дни Великого поста). Что же касается остальных служб, то малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще), полунощница служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений.

Среди приложений Часослова можно выделить следующие:

— 17-я кафисма;

— тропари, Богородичны и ипакои воскресные 8-ми гласов;

— «Богородичны отпустительные, поемые в течение всего лета» (то же, что и 4-е приложение Минеи);

— тропари дневные;

— последование общего молебна (с молебным каноном Богородице, который поется на утрене в дни памяти полиелейных святых, не имеющих канона Богородице в службе Минеи);

— тропари воскресные «Ангельский собор…»;

— тропари заупокойные «Святых лик…»;

— тропари на молебнах Господу, Богородице (в честь различных икон) и святым (как общие, так и отдельные наиболее почитаемым святым).

§6. МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ МИНЕИ

Минея — одна из основных богослужебных книг, содержащая молитвословия неподвижного годового круга богослужения. Само название книги происходит от древнегреческого прилагательного μηναίος («месячный»), которое, в свою очередь, является производным от существительного μήν (род. п.— μηνός)[139] — «месяц». Таким образом, буквально греческое слово Μηναία является прилагательным множественного числа среднего рода (слав.: «месячная») и указывает, что в данной книге содержатся службы (точнее, изменяемые песнопения) на каждый день месяца.

Минея поется почти во все дни года, за исключением всех недель периода Постной и Цветной Триоди, периода от Лазаревой субботы до Антипасхи, а также отдельных дней периода пения Постной Триоди[140] и Цветной[141]. Впрочем, если в любой из этих дней случится Благовещение Пресвятой Богородицы, а также в большинство из указанных дней прилучится престольный, бденный или полиелейный праздник, то поется и Минея.

Минея состоит из 12 томов, по числу месяцев в году. Так как церковный год начинается в сентябре, то сентябрьская Минея составляет 1-й том, октябрьская — 2-й том и так далее вплоть до Минеи за август, которая является 12-м томом. Некоторые тома Минеи, напечатанные в издательстве Московской Патриархии, для удобства в использовании разделяются также на две или три части[142].

Основная часть Минеи

В основной части Минеи находятся последования служб на каждый день месяца, причем под каждым числом может находиться как одно, так и несколько последований. Главным образом в Минее содержатся тексты для вечерни, утрени и литургии (не всегда). Для остальных служб суточного круга крайне редко приводятся отдельные молитвословия, чаще всего на повечерии, полунощнице, часах и литургии используются те же песнопения, текст которых дается на вечерне или утрене. Количество песнопений в Минее зависит от знака данного праздника или святого (см. 47-ю главу Типикона). Естественно, что последования великих праздников имеют максимальное количество песнопений, тогда как святые «без знака» — минимальное количество (только три стихиры на «Господи, воззвах…», тропарь и канон на утрене). В приводимой ниже таблице видно, какие именно песнопения добавляются при повышении знака службы.

Пояснение к таблице: песнопение, которое обязательно находится в службе святого данного знака, отмечено знаком +, который выделен полужирным шрифтом. Если данное песнопение возможно, но не обязательно должно присутствовать в службе святого данного знака, то в этом случае в соответствующей ячейке стоит знак ±, который не выделяется жирным шрифтом. В строке, посвященной канону, второй нежирный ± указывает, что в данном случае праздник может иметь (но не всегда) второй канон. Пустая ячейка означает, что указанное песнопение никогда не встречается в службе данного святого.

Наши рекомендации