Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия
Вопрос о преступках и отступках рядовых чтений на литургии очень важен, но и довольно сложен. Трудность вопроса усугубляется тем, что в одних исследованиях данная проблема излагается неправильно (например, профессор М. Скабалланович совершенно не учитывает сентябрьскую преступку[93]), а в других — слишком «темно» и маловразумительно[94]. Потому наша задача — рассмотреть данную тему и изложить ее в доступном виде.
Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее[95]. Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки / отступки: сентябрьскую и зимнюю.
Сентябрьская преступка (отступка), которая также называется воздвиженской, связана с тем, что в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели и седмицы читались Евангелия до этого, положено читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Указание об этом содержится в самом богослужебном Евангелии в статье «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до где стают», которая находится в самом начале книги, перед Евангелием от Матфея. Литургисты объясняют эту особенность Устава подготовкой к празднику Рождества Христова, так как только в Евангелии от Луки повествуется о событиях, предшествовавших Воплощению Сына Божия: зачатии и рождестве Иоанна Предтечи, Благовещении Деве Марии и самом событии Рождества Христова[96].
Таким образом, в случае поздней даты Пасхи рядовые чтения нескольких седмиц пропускаются, так что получается преступка. В частности, самая поздняя дата Пасхи — 25 апреля, а Пятидесятницы — 13 июня (так будет в 2078 г.). В этом случае Неделя по Воздвижении является 14-й по счету неделей по Пятидесятнице, так что чтения 15-й, 16-й и 17-й седмиц опускаются и сразу после рядовых зачал 14-й седмицы читаются рядовые зачала 18-й седмицы. Таким образом, максимальное количество пропускаемых седмиц — три, в другие годы это количество будет меньшим.
В случае самой ранней даты Пасхи (22 марта, в 2010 г.) Неделя по Воздвижении окажется 19-й по Пятидесятнице, так что в этом случае рядовые зачала 17-ти седмиц и недель закончатся на две седмицы раньше, но Евангелие от Луки все равно не следует начинать прежде Недели по Воздвижении. В этом случае надлежит вернуться вспять и на 18-й и 19-й седмицах повторить зачала 16-й и 17-й седмиц[97], а уже с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это будет сентябрьской отступкой.
С одной стороны, сентябрьские преступка и отступка не касаются апостольских чтений, так как в Уставе ничего не говорится об изменениях в рядовых апостольских зачалах в связи с Неделей по Воздвижении. Потому одни литургисты считают, буквально основываясь на указаниях в начале богослужебного Евангелия, что преступка / отступка касается только зачал Евангелия, а апостольские зачала идут, не прерывая своей последовательности. Однако есть все основания полагать, что указания богослужебного Евангелия распространяются и на Апостол. Сторонники второго взгляда ссылаются при этом достаточно справедливо на то, что подбор чтений Апостола и Евангелия для каждой определенной службы, как он указан в расписании чтений в богослужебных книгах, сделан с учетом идейной связи этих чтений, которую не следует нарушать.
Зимняя (иногда используется термин крещенская) отступка имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее. Как мы уже отмечали, рядовые чтения в приложении Евангелия указаны только для 33 седмиц и 32 недель между Неделей Всех святых и Неделей о мытаре и фарисее. Далее, благодаря воздвиженской преступке или отступке в седмицу перед Неделей по Богоявлении, чаще всего читаются зачала седмицы 33-й, так как период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении чаще всего охватывает 16 недель. Сразу скажем, что если Богоявление случится в неделю или в понедельник (как, например, в 2009 г.), то период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении составляет 17 недель; в этом случае правило зимней отступки вступает в действие сразу после Богоявления[98].
Итак, получается, что перед Неделей по Богоявлении заканчиваются евангельские зачала указателя. Если в эту неделю случится Неделя о мытаре и фарисее (и при этом Богоявление придется не на воскресенье или понедельник), то сразу же читаются рядовые зачала подготовительных недель и седмиц Великого поста. Однако такой «простой» вариант бывает очень и очень редко (только в случае самой ранней Пасхи — 22 марта, например, в 2010, 2115 гг.)[99], в подавляющем большинстве случаев между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее существует интервал, максимальная величина которого — 5 седмиц (и 4 воскресных дня). Потому возникает необходимость в отступке, которая вступает в действие сразу после Недели по Богоявлении (если же Богоявление случится в воскресенье или в понедельник, как уже было сказано, отступка следует сразу после Богоявления)[100].
При составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати: яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещения Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из приведенного указания Устава, отсчет седмиц производят, идя вспять, от 33-й седмицы, в зависимости от величины интервала между Неделей по Богоявлении[101] и Неделей о мытаре и фарисее. И здесь следует рассмотреть три возможных варианта.
1) Если Богоявление случится в любой день со вторника по субботу, то зачала 33-й седмицы прочитываются в седмицу перед Неделей по Богоявлении. В этом случае новый ряд чтений начинается с понедельника после Недели по Богоявлении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, если интервал между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее составляет четыре седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 30-й, 31-й, 32-й и 33-й, так что в седмицу после Недели по Богоявлении читаются зачала седмицы 30-й и так далее.
2) Если Богоявление случится в понедельник, то чтения 33-й седмицы будут прочитаны в седмицу, предшествующую Неделе пред Богоявлением (в этом случае промежуток между Неделей по Воздвижении и Неделей по Богоявлении составляет 17 недель). В таком случае новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления (со вторника, так как на Богоявление рядовые зачала отменяются) и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, если интервал между Неделей пред Богоявлением и Неделей о мытаре и фарисее составляет три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 31-й, 32-й и 33-й, так что в седмицу после Недели пред Богоявлением читаются зачала седмицы 31-й и так далее (так полагается, в частности, в 2009 г.).
3) Если Богоявление случится в воскресенье, то чтения 33-й седмицы будут прочитаны в седмицу, предшествующую Богоявлению (в этом случае промежуток между Неделей по Воздвижении и Богоявлением как раз составляет 16 седмиц). В таком случае новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления (с понедельника) и продолжается до Недели о мытаре и фарисее. Например, в 2031 году Богоявление случится в воскресенье и интервал между Богоявлением и Неделей о мытаре и фарисее составит две седмицы. Следовательно, для отступки берут чтения седмиц 32-й и 33-й, так что в седмицу после Богоявления читаются зачала седмицы 32-й, а в седмицу перед Неделей о мытаре и фарисее — зачала седмицы 33-й.
В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в седмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христовом, пред Богоявлением, по Богоявлении. Устав предписывает рядовые чтения Недель святых праотец и святых отец опускать совсем; также в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. При нехватке этих зачал в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия[102], а рядовые чтения этих недель читаются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке. В любом случае при чтении во время отступки зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее читалось непременно Евангелие о Закхее (Лк. зач. 94), рядовое чтение Недели 32-й[103]. Апостолы всегда сопровождают «свои» Евангелия.