Глава 1. храм как место совершения богослужения

Храмом Божьимназывается особое, посвященное Богу и освященное здание (или отдельная часть в здании), где собираются христиане для принесения Богу своей общей молитвы и для получения от Него благодати через Святые Таинства[5]. Так как все христиане вместе составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, то и здания, в которых они собираются для общей молитвы, именуются также церковью.

Но, кроме этих общих назва­ний, каждая церковь имеет свое частное название, например, церковь Святой Троицы, Воскресения Христова, святых апостолов Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца. Частные названия церквей даются потому, что престолы православных храмов освящаются в честь конкретного священного события или во имя какого-либо святого, отчего получает свое название весь храм и приход. Нередко в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им — несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

Если в церкви служат несколько священников (в идеале — семь) и богослужения совершаются каждый день, то такой храм именуетсясобором.Собор, в котором богослужения регулярно совершает правящий архиерей, называетсякафедральным.

§1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Богослужение появилось на земле вместе с человеком. Созданный по образу и подобию Божию и одаренный потребностью общения с Богом, человек естественно, по своей природе, стремится к Богу. Уже в 4-й главе книги Бытия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесения жертв. Далее, как повествует книга Бытия, богослужения долгое время ограничивались представителями одного рода (семейства), а совершал жертвоприношения глава рода (Авраам, Исаак, Иаков). В Израиле только в XIII веке до Р.Х. при Моисее появилось общественное богослужение, в котором участвовал весь народ, а также было учреждено священство — особая наследственная каста, представители которой могли совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, которые необходимо было исполнять при совершении служб. При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме совершались жертвоприношения при пении псалмов.

В начале VI века до Р.Х. начинается более чем полувековой период вавилонского плена[6], в результате которого большая часть народа была переселена в Месопотамию. А так как иудеям было запрещено приносить жертвы Богу вне Иерусалима (о единстве места для поклонения Господу говорится в книге Второзакония, 12-я глава), то начинают появляться синагоги (в переводе с греческого слово συναγωγή означает «собрание»). В синагогах евреи собирались по субботам, здесь читались отрывки из Священного Писания (из Закона и из Пророков), затем предлагалось толкование библейского текста, пелись псалмы. Важно отметить, что синагогальное богослужение повлияло на раннехристианское богослужение. И хотя в 515 году до Р.Х. был освящен Второй храм, практика посещения евреями синагог сохранилась и в послепленный период.

В 538 году евреям по указу персидского царя Кира Великого было разрешено вернуться в Палестину, где они в 520 году приступили к строительству Второго храма, который был закончен и освящен в 515 году. С этого времени возрождается храмовое богослужение, в Иерусалимском храме вновь организуются череды священников и левитов, которые приносят жертвы и поют псалмы.

При царе Ироде Великом (37–4 гг. до Р.Х.) храм в Иерусалиме расширяется: строятся особые дворы для женщин и язычников, многочисленные подсобные помещения, так что храм превращается в целый комплекс зданий. Однако большинство иудеев собирались в храме только в дни важнейших праздников, тогда как большую часть субботних дней года посещали синагоги, которые существовали вне Иерусалима. Важно отметить, что апостолы также посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий. Потому вполне естественно, что раннее христианское богослужение совершалось во многом по образцу именно синагогального иудейского богослужения.

После иудейского восстания и разрушения Иерусалима Титом в 70 году по Р.Х. происходит окончательный разрыв между синагогой и христианами. С этого момента христиане собираются для совершения своих богослужений или в домах богатых христиан, или (в эпоху гонений) в катакомбах.

С середины I до начала IV века христианская Церковь переживает эпоху гонений со стороны римской власти. В это время основным местом для богослужения становятся катакомбы — подземные кладбища, где были гробницы мучеников. Богослужение еще состоит из пения только псалмов и библейских песней, а главным моментом является Евхаристия, которая переносится с вечернего времени на утро и постепенно отделяется от агапы — праздничной трапезы.

В IV веке после Миланского эдикта императора Константина Великого (313 г.) христианская религия приобретает статус дозволенной, а в конце IV века при Феодосии Великом христианство становится официальным вероисповеданием империи. Появляются христианские храмы как отдельные здания. Сначала христиане обращают в свои церкви прежние имперские здания для официальных церемоний (называемые базилики), но впоследствии строят для себя и особые здания, отличавшиеся от других и внешним видом, и внутренним устройством. Древние христианские церкви отличались от церквей настоящего времени преимущественно тем, что в них не было иконостасов, а алтарь отделялся завесой, иногда решеткой. Кроме того, в древности к храмам пристраивались обширные притворы для оглашенных,то есть для тех людей, которые еще не приняли крещения, а только готовились к нему и получали первоначальное наставление в христианской вере. Наконец, в IV–V веках формируются в своих главных чертах основные виды литургии, а также появляются последования вечерни и утрени, которые, однако, существенно отличались от современных.

Период VI–VIII веков является решающим в истории богослужения. В это время образуются монастырские уставы, появляются первые типики. В частности, в обители преподобного Саввы Освященного появляются всенощные бдения, а на Синае поются стихиры на «Господи, воззвах…» и на стиховне, на утрене поются кондаки и первые каноны. Таким образом, в значительной степени кристаллизуются службы суточного круга. Кроме того, появляется пение на 8 гласов. В итоге к XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь.

§2. ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА

Внешний вид православного храма может быть различным, но все типы храмов имеют символический смысл, связанный с учением Церкви. Из всего многообразия можно выделить три типа внешнего вида храмов: в виде корабля, креста и круга.

Корабль — древнейший образ для построения храма: согласно Постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Потому храмы корабельного типа строятся в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Этот образ имеет глубокий символический смысл, ибо православный храм является воистину ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как ковчег спас праведного Ноя и его род в бурных волнах потопа, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, препровождает их от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного[7].

Храмы в виде креста означают, что Крест Христов — основание Церкви и христиане получают спасение через веру во Христа, распятого на Кресте. Наконец, символика храмов в виде круга связана с тем, что круг есть символ вечности[8], так что в этом случае форма храма указывает на вечность Церкви, на вечное единение верующих со Христом.

На крыше храма устраивается иногда один, иногда несколько куполов. Символично и количество куполов: один купол знаменует единство Бога, два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, три купола знаменуют Святую Троицу. Пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, есть символ Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь куполов знаменуют семь Таинств Церкви и семь Вселенских Соборов, а девять куполов — девять чинов ангельских. Наконец, тринадцать глав символизируют Христа и двенадцать Его апостолов.

Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря искупительному подвигу Христа Спасителя.

§3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

Внутреннее пространство храма разделяется на три главных отдела: притвор, средняя (основная) часть храма и алтарь.

Притвор

Входя в храм, мы попадаем в его первую часть — притвор. Притвор разделяется на внешний (называемый папертью) и внутренний (собственно притвор). Древнее название притвора — трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс — местом для наказанных[9].

Паперть (по сути, крыльцо храма) в древности была местом для «плачущих» — так назывались люди, совершившие тяжкий грех и потому не имевшие разрешения даже входить в храм. Они могли лишь стоять на паперти и просить входивших в храм верных помолиться о том, чтобы Господь простил их грехи (см. 12-е правило святителя Григория Неокесарийского).

Внутренний притвор имеет две функции. Во-первых, исторически притвор был местом присутствия оглашенных — людей, готовящихся к принятию крещения. В Древней Церкви прежде Таинства Крещения взрослый человек проходил период оглашения, в течение которого он обучался основам веры и правилам церковной жизни. Затем в определенные дни (на Рождество Христово, Богоявление, в Великую Субботу и др.) происходило массовое крещение оглашенных, что нашло свое отражение в пении на литургии вместо Трисвятого «Елицы во Христа крестистеся…». Последнее песнопение до сих пор используется в православном богослужении, являясь отголоском древней практики массового крещения оглашенных.

Также в притворе стояли кающиеся — люди, согрешившие и потому на время отлученные от причастия. Они не принимали участия в Божественной литургии и исходили из храма вместе с оглашенными (см. 12-е правило святителя Григория Неокесарийского).

В современной церковной жизни давно уже нет оглашенных и кающихся в их различных степенях как особой, внешне отделяемой категории людей. Потому притвор утратил свое историческое значение, так что во многих новых храмах его размеры зачастую невелики[10].

Другое назначение притвора — богослужебное. В нем, согласно Уставу, должны совершаться литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. Также в притворе следует совершать некоторые службы суточного круга: малое повечерие и полунощницу, 1-й час (только в случае праздничной утрени) и 9-й час[11]. Однако буквально предписание Устава относительно совершения указанных служб в притворе исполняется только на Афоне и в некоторых монастырях строгого устава, тогда как на приходах малое повечерие и полунощница почти повсеместно опускаются, а 1-й и 9-й часы совершаются в храме. Наконец, в притворе читается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов; только после прочтения этой молитвы она имеет право входить в храм и принимать участие в Таинствах Покаяния и Евхаристии.

От основной части храма притвор зачастую отделяется колоннами, то есть чисто символически. Однако в древних храмах притвор отделялся стеной с красными вратами в середине (это двустворчатые двери наподобие святых врат алтаря). Именно эти врата закрывались перед Евхаристическим каноном после ухода оглашенных, именно о красных вратах говорит диакон, возглашая: «Двери, двери, премудростию вонмем». В настоящее время такие врата сохранились в некоторых древних храмах и монастырях, в частности, красные врата можно видеть во всех монастырях Афона.

Наши рекомендации