И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
Бытие 17:1,2
С этого места Писания мы начали главу, и вы, дорогой читатель, уже имеете представление, что значит ходить перед Богом. Итак, Авраам начал ходить перед Богом. Далее Бог пообещал “поставить завет” между Собой и Авраамом. Смысл завета состоит в следующем: Бог берет ответственность за все проблемы Авраама, если тот будет во всем послушен, будет выполнять Божьи заповеди. И вот что интересно: всякий человек, который ходит перед Богом, автоматически входит и в завет с Богом. Другими словами, хождение человека перед Богом позволяет Богу сверхъестественным образом вмешиваться в жизнь такого человека. А это потрясающие перспективы! Ведь все, касающееся вас, будет касаться и Бога! Все, направленное в ваш адрес, Бог будет воспринимать на Свой счет.
Другими словами, хождение человека перед Богом позволяет Богу сверхъестественным образом вмешиваться в жизнь такого человека
Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну...
Бытие 12:3
Оказывается, самый лучший способ защитить себя, обратить внимание Бога на себя, побудить Его действовать в нашей жизни, привести в движение Божьи ресурсы, Божье призвание на нашу жизнь — это ходить перед Богом. Также это самый лучший способ явить Бога миру, потому что, когда мы ходим перед Богом, мы уподобляемся Ему. Иисус ходил перед Богом, потому и сказал:
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Иоанна 13:20
И следующее, когда вы будете ходить перед Богом, Он обещает: “...весьма, весьма размножу тебя”.Это —
Божье обязательство перед каждым, кто примет твердое решение ходить перед Богом. Невозможно, чтобы кто-то ходил перед Богом и был бесплодным духовно или физически.
Первое и главное — у вас будут плоды праведности, радость, мир, любовь, долготерпение, взаимопонимание с людьми. Плоды духа будут просто “сыпаться” с вас. Как следствие духовной “плодовитости”, у вас появятся плоды во всех сферах жизни. Невозможно, чтобы вы ходили перед Богом и ваш бизнес “не почувствовал” этого и не вырос. Бог расширит ваши пределы и благословит, где бы вы ни находились. Так что глупо гоняться за материальными благами, “гоняйтесь” лучше за Богом, от Которого зависит ваше благополучие на всех уровнях жизни.
Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
Бытие 24:1
Благословение “всем”, полнота — это то, что ожидает и вас, если вы будете ходить перед Богом.
Иная судьба
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал:
Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов.
И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов.
Бытие 17:3—5
Бог изменил имя Аврама, изменил его личность, потому что тот ходил перед Богом. Бог меняет судьбу каждого человека, который ходит перед Ним, — и меняет не к худшему, а к лучшему.
Тот, кто ходит перед Богом, становится непорочным, совершенным, поэтому он приносит совершенные плоды: совершенную радость, совершенный мир, совершенные победы, совершенную благодать, совершенное потомство...
Золотые истины
Познание Бога — это первое и основное призвание верующего.
Не только проповедники призваны- знать Бога, все христиане призваны знать своего Отца.
Мало знать Слово Божье и размышлять над ним. Словом нужно жить.
Поступать по Слову — самое корректное отношение к жизни, и в этом мудрость.
Человек, который ходит перед Богом, автоматически входит в завет с Богом.
Самый лучший способ защитить себя, обратить внимание Бога на себя, побудить Его действовать в нашей жизни, привести в движение Божьи ресурсы, Божье призвание на нашу жизнь — это ходить перед Богом.
Глава 3
Тайна непорочного хождения
Праведность Ноя
Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Бытие 6:8,9
Как можно быть непорочным, живя на этой планете, да еще и в плоти и крови? Как можно в современном мире быть праведным? Неужели это участь лишь ветхозаветных людей? Неужели они или тогдашний мир были другими? Или может земля тогда была лучше, чище?
Все эти вопросы возникли у меня, когда Бог обратил мое внимание на приведенный выше отрывок из Писания. А если земля была такой же, как и сейчас, и дьявол был на земле тогда, как и сейчас, и грех был на земле, и человек был такой же несовершенный, то как же удавалось людям, таким как Ной, быть праведными или оставаться непорочными?
А вы, дорогой читатель, не задумывались об этом? А ведь это реальность, — Сам Бог признал непорочными Еноха, Ноя, Авраама... Какая необыкновенно высокая честь — получить такую похвалу от Бога, такое признание! Я думаю, что каждый христианин должен стремиться к этому. Но прежде нам необходимо выяснить, в чем состоит тайна непорочности этих людей.
Ведь если хотя бы кому-то одному, кроме Иисуса, Сына Божьего, удавалось быть непорочным перед Богом, значит, и у нас есть шанс, значит, возможно жить такой жизнью — быть праведным и ходить перед Богом с чистой совестью.
Изучая жизнь Ноя, я заметил в вышеприведенном месте Писания некий ключ к его тайне (стих 9) — он зашифрован в последней части стиха: “Ной ходил пред Богом”.Это вторая часть сложного предложения, на которую, как правило, после столь значительной первой — “Ной был человек праведный и непорочный в роде своем”,— мало кто обращает внимание. А между тем это и есть ключ к первой части — к тайне непорочности Ноя.
Суть фразы “ходить перед Богом” заключается в следующем: человек представляет Бога перед собой и ходит, то есть живет перед Богом 24 часа в сутки. Это не то же самое, что представлять себе Бога где-то очень далеко — на небе: Он там живет Своей жизнью, а я здесь — своей. Тайна непорочности и секрет праведности заключается именно в том, чтобы представлять, мысленно осязать и переживать Бога совсем рядом, ходить с Ним рука об руку, а не просто время от времени верить в Него.
Как и большинство людей, я раньше думал, что быть непорочным — это значит все время поступать правильно. Но со временем, углубляясь в изучение Слова Божьего, исследуя жизни праведников, я понял, что праведными нас делают не наши дела, а наши отношения с Богом, наше хождение с Ним. То есть то, что Бог назвал Ноя праведным, вовсе не значит, что Ной никогда не ошибался и во всем был идеален, — идеален только наш Бог, а мы, люди, живем во плоти и поэтому несовершенны.
Ной грешил (мы помним случай, когда он был пьян), но в Послании к Евреям 11:7 о Ное говорится, что он сделался наследником праведности по вере. Из жизни Авраама мы видим, что он падал в хождении перед Богом, но и он назван праведником. С Давидом — та же история. Как такое может быть? Оказывается, у Ноя, Авраама и Давида было нечто общее: они ходили перед Богом, падали, но вставали, они любили Бога.
Ной совершал ошибки, грешил, как и мы, но Бог усмотрел праведность в нем: сердце, которое стремится познать Господа и угодить Ему во всем. Ной отдавал себе отчет в том, что Бог видит каждый его шаг, и этим себя обезопасил, так как во всем старался угодить Богу.
Такой образ жизни — хождение перед Богом — является своего рода ситом, через которое просеивается жизнь от грязи и всякой мирской шелухи, ненужных мелочей. Представьте себе, что Бог прямо сейчас перед вами... Страшно грешить, когда кто-то наблюдает за вами и особенно если этот кто-то — Сам Бог Всемогущий.
К слову скажу, что независимо от того, представляете ли вы Бога, наблюдающим за вами, или не представляете, Он постоянно наблюдает за вами. В Послании к Евреям 13:5 Иисус сказал: “Не оставлю тебя и не покину тебя”,— так что если кто хочет ходить перед Богом, тот должен запомнить эти слова и держать их в своем сознании все время.
Я лично постоянно держу Бога за руку, держу Его в поле своего зрения. Я и с Ним хожу, и перед Ним хожу. Он всегда рядом, как моя тень, и точно так же Бог рядом с каждым верующим каждую секунду. Если вы сможете зафиксировать в своем сознании, в своем духе, в своем сердце и постоянно напоминать себе об этом, то увидите со временем, как легко быть непорочным и праведным.
Праведность Ноя заключалась в том, что он постоянно стремился быть с Богом, и Господь расценил это как праведность. Как уже отмечалось, Он это определил не по тому, что Ной делал или что не делал, а по тому, как он расположил себя к Богу.
Бог говорит: “Я нелицеприятен, Я не смотрю на физические вещи, на внешнее, — Я смотрю на сердце человека”. И если Бог увидит, что вы постоянно стремитесь ходить перед Ним, что, совершив ошибку, сразу же раскаиваетесь, что у вас есть страх Божий и что единственная ваша мечта — угодить своей жизнью Спасителю, вот тогда, даже если вы будете ошибаться, Бог признает вас праведным и будет направлять ваши стези, помогать поступать правильно. Итак, праведность — это не поступки, не дела, а состояние сердца человека и то, как он ходит перед Богом.
Уверенность Давида
В Псалме 15:8 написано: “Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь”.
Как человек может так уверенно говорить, что он не поколеблется? Многие верующие, хотя и знают, что Бог с ними, что Он Всемогущий, не могут с твердостью заявить: “Я не поколеблюсь”. И это потому, что в отличие от Давида, они не видят пред собой Господа ~ вообще, постоянно или время от времени — да еще и одесную себя.
Последними словами Иисуса перед вознесением были: “Я с вами во все дни до скончания века”(Матфея 28:20). А проблема большинства верующих в том, что они не обратили внимания на эти слова или не осознали их сути, которая заключается в следующем: “Я [Иисус] всегда рядом”. Каждый христианин обязан поставить эту истину в центре своего мировосприятия, сделать ее точкой отсчета своих дел, своих слов, своих мыслей, своих желаний. Давид выработал в себе привычку постоянно видеть Бога возле себя, и это стало источником его уверенности: “Не поколеблюсь!” Он сумел приучить свой разум, свою душу и свой дух к постоянному Божьему присутствию, поэтому, если даже что-то случалось или появлялась какая-то угроза, он был спокоен — Бог ведь рядом. Если вы начнете это практиковать, то дьявол вас не победит, и никто не сможет вас напугать, потому что вы станете смелым, как лев.
Вы, конечно, можете возразить: “Я и без того знаю, что Бог со мной”. Знать, и видеть, осознавать — это не одно и то же. Нас окружает суета, и она так влияет на нас, что мы начинаем жить своей жизнью, а о том, что Бог рядом, вспоминаем при случае, время от времени, тогда, когда успокаиваемся от дел. И я таким был: утром молился, общался с Богом, затем сам бежал по делам, и лишь вечером или, еще хуже, утром опять вспоминал, что надо молиться, что Бог рядом. (Сегодня, к сожалению, так живут многие верующие.) Мне понадобились годы, чтобы выработать привычку, умение практиковать Божье присутствие постоянно.
Психологи обнаружили (или взяли из Ветхого Завета, из Книги пророка Даниила), что нужен 21 день непрерывной практики, чтобы выработать какую-либо привычку. Если вы примените это к хождению с Богом и каждый день будете напоминать себе о том, что Бог рядом, вы сможете совершенствовать свое хождение с Ним. Если вы хотите быть непоколебимым в вере, если хотите всегда побеждать, то вам нужно, как воздух, выработать такую привычку.
Но поймите меня правильно. Я не призываю вас входить в состояние глубокого транса, чтобы видеть рядом с собой четкий облик Иисуса. Чувствуйте Его рядом, как, закрыв глаза, вы чувствуете человека, находящегося рядом с вами. Таким же образом вы можете ощущать присутствие Божье, то есть внутренним взором видеть Бога рядом или же себя в Нем, помня слова Иисуса: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, а вы во Мне, и Я в вас”(Иоанна 14:20).
Вам вовсе не нужно рисовать в воображении черты лица Иисуса, потому что Он — Дух. Живите с осознанием, что Он рядом. Он в вас, а вы в Нем, и Он держит вас за правую руку: “Я не поколеблюсь, потому что Бог посадил меня на небесах во Христе Иисусе (см.: Ефесянам 2:6)]и уже не я живу, но живет во мне Христос (см.: Галатам 2:20)',жизнь моя сокрыта со Христом в Боге (см.: Колоссянам 3:3)...”Можно, конечно, знать эти и другие места из Писания наизусть, но когда мы начинаем “ходить” в этом, когда эта истина проникает в нашу душу, суета тает, как воск, исчезает, и это дает нам силу ходить в непорочности, делать правду, и мы таким образом предстаем праведными в глазах Бога. Осознание того, что Бог рядом — это почва для веры, это топливо для праведности, это стержень нашего дерзновения, нашей смелости, и это также секрет пребывания в Божьем покое.
Главное - осознать, кто я
Для того, чтобы во время сильных потрясений оставаться спокойным, нужно научиться укрываться в Господе. Развивайте свою внутреннюю личность, свое духовное зрение настолько, чтобы вы осознали, что вы не плоть, а такой же дух, как и ваш Господь. Когда ваш дух станет сильнее плоти и души, вы начнете воспринимать духовный мир больше, чем физический. Как рожденному от Бога, вам нужно всеми силами стараться не идти на поводу у плоти.
Тот факт, что люди преимущественно водимы своим разумом, мыслями, чувствами, плотскими желаниями — результат грехопадения первого человека. Когда Адам ослушался Бога, тогда вперед вышла падшая натура человека — плоть начала доминировать над духом человека, начала руководить им, тогда как изначально Богом было задумано, чтобы дух человека, соединенный с Духом Божьим, вел его по жизни.
Очень часто бывает, что мы совершаем что-то плохое, а потом, опомнившись, начинаем сокрушаться: “Как я мог...” Смогли, потому что “отпустили” плоть, и она побежала вперед, а надо, чтобы было наоборот. В современном обществе практически все нацелено на развитие тела и удовлетворение его похоти, поэтому, к сожалению, даже многие верующие живут сугубо плотской жизнью, забыв о том, кто они. Не плоть является сутью человека, поэтому очень неразумно воздавать ей королевские почести.
Мы также не должны отождествлять себя с интеллектом, и он не должен вести нас. Задача человека — подчинять свою плоть и свой интеллект своему духу, соединенному с Духом Святым — истинным главой нашей жизни. Он один достоин царских почестей и того, чтобы Ему угождать. А для этого нам нужно хранить свое сердце в чистоте, потому что только чистые сердцем Бога узрят (см.: Матфея 5:8).
Однажды я проводил учение на тему “Личные отношения с Богом” и посоветовал: “Если вам тяжело представить Бога перед собой, когда вы молитесь, то сядьте и поставьте еще один стул напротив себя: представьте себе, что на нем сидит Иисус, и вы разговариваете с Ним”. Тогда один человек сказал: “Я пытаюсь представить, но ничего не вижу”. Это — беда, так как духовное восприятие этого верующего притуплено, как у неверующих, потому что дух его спит. Это значит, что человек должен срочно начать “качать” свой дух, обновлять разум, чтобы “ушла грязь” и появилась связь с Богом.
Я благодарю Бога за то, что не знаю этих проблем: я “вижу” Бога и чувствую Его присутствие. Мне даже глаза не нужно закрывать, чтобы отвлечься от физической реальности и сконцентрироваться на Нем. Конечно, это не сразу начало получаться: поначалу нужно было хорошо “напрячься” в духе, чтобы подключиться к Господу и войти в Его присутствие.
Когда человек не ходит с Богом рука об руку, тогда ему невыносимо тяжело быть христианином: ему через муки дается не грешить
Каждый христианин может и должен развивать в себе способность “видеть Бога”, иначе придется сражаться с грехом постоянно, тратить на это практически все время и все силы. Конечно, даже если вы ходите перед Богом, вам тоже не избежать определенных битв. Но в этом случае вы уже не “один в поле воин”, а с Богом и в Боге, Который давно лишил силы грех, так что большинство из грехов вы просто перешагнете и пойдете дальше, потому что ваша плоть подчинена духу.
Однако когда человек не может с Богом ходить рука об руку, но знает, что нельзя грешить, — тогда для него христианство становится скучным и сухим законничеством. Перед глазами всегда находится список правил, и человек начинает чувствовать себя в ловушке, ограниченным и угнетенным, потому что куда ни повернись: того нельзя, и того нельзя, и этого... И, получается, что быть христианином невыносимо тяжело; может быть, человек даже и не грешит, но это дается ему через муки. Однако вы можете быть счастливым в Боге, научившись ходить в Духе Святом, перед Его лицом.
С чего начать?
Научитесь, как Давид “держать Бога рядом” с собой: “Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь”.
Рекомендую вам, дорогой читатель, в церкви начать развивать способность видеть Бога. Почему в церкви? Потому что там для этого есть благодать и проявленное Божье присутствие. Если же у вас не получится это в доме Божьем, то на рынке, в магазине или в транспорте — тем более вы не сможете этого сделать. Начинайте искать Бога с закрытыми глазами: вам нужно научиться чувствовать, а затем привыкнуть к Его присутствию. Вспоминайте при этом выше приведенные (или другие) места Писания, где Бог обещает быть с вами и в вас всегда и везде. Когда у вас не будет сомнений, что Он рядом, начинайте общаться со своим Господом. Иногда вам захочется просто созерцать Его, купаться в Его славе, а иногда вам будет хотеться плакать или кричать, — реакция может быть разной. Не сдерживайте себя. Делайте то, к чему будет побуждать вас Дух Святой. Когда вы научитесь ходить с Богом и перед Ним, у вас не будет проблем с тем, чтобы получить помощь от Господа.
Итак, вы научились видеть Господа рядом в церкви. Поскольку нужно уметь это делать каждый день, начинайте практиковать Его присутствие везде, и вы даже не заметите, как наступит момент, когда вам уже не надо будет закрывать глаза, и вам не понадобится для этого музыка и время, чтобы сконцентрироваться, — уже автоматически вы будете ходить вместе с Ним.
Таким образом, первое,что нужно делать, чтобы ходить в святости и непорочности и быть настоящим христианином, — постоянно практиковать присутствие Бога.