О свободной воле в падшем состоянии, о действенном призвании и обращении к богу
Арминиане не только отрицают избрание как вечное, личное, безусловное и непреложное определение Бога, и утверждают, что Христос умер одинаково и без разбора за каждого человека и за все человечество: за погибающих не в меньшей степени, чем за спасаемых; но также полагают, что каждому человеку подаётся на принятие спасительная благодать; он может её принять, или не принять, как ему заблагорассудится. Что возрождающая сила Святого Духа в обращении не является непобедимой, а преодолимой, зависящей от воли человека. Что, несмотря на смерть Христа, возможно (в отношении свободной воли), что все погибнут; что теперь, благодаря Его смерти для всех, истинная благодать даётся всем, и этой благодатью они могут правильно распорядится, удерживать и спастись; или же напротив, презирать, пренебрегать, оставить и погибнуть!
Воля человека, по природе, является самоопределяющейся силой и принципом, но со времени грехопадения, она имеет непреодолимую предрасположенность ко греху. Свобода главным образом, и первоначально относится к воле, а не к разумению; и её характерная сущность состоит в том, что она не может быть принуждена никакими внешними факторами в своём свободном выборе. Итак, неудивительно, что много заблуждений возникает касательно этого великого двигателя Всемогущего, поскольку душа знает себя, лишь гадательно; и хотя мы познаем ее качества и действия, мы не знаем её сути..
Мы рассматриваем человека в его четырёх состояниях:
1. Состояние творения, в коем он был имел свободу воли делать добром или злом, но не имел склонности ни к тому, ни к другому.
2. Состояние вырождения, в коем он является рабом греха и неизменно склонен ко злу.
3. Состояние возрождения, в коем он освобождается от рабства и господства греха и от любви ко греху, однако, не от похотей и желаний плоти (доколе пребывает в сем теле смерти).
4. Состояние прославления, в коем человек одновременно свободен и неизменно благ, совершенен и счастлив. В первом состоянии человек свободен; во втором - раб; в третьем - освобождён; в четвёртом, - имеет славную свободу.
Споры обычно касаются второго состояния, о котором мы говорим, что человек находится под властью греха, так что грешит неизбежно, однако без принуждения; он волен делать зло, но не добро; истинность сего доказывается следующими аргументами:
1. Что нет свободной воли по отношению к добру в падшем состоянии, доказывается из самого грехопадения; если человек, в грехопадении, утратил волю к добру, то её нельзя найти в падшем состоянии.
Грехопадение подразумевает: утрату первоначальной праведности и совершенства, в которой человек был создан. Если другие способности души извратились и лишились своего первоначального блеска по грехопадению, то и воля также наследует это растление. Испорченность же воли доказывается из рассмотрения блага, которое она утратила, и злых черт, которые она приобрела чрез грех Адама. Вот шесть благ, которые утратила наша воля: сила, порядок, стабильность, благоразумие, послушание, свобода. Зло, которое оно приобрело, - это троекратный бунт и мятеж: (a.) Против совета ума. (б.) Против контроля совести. (в.) Против заповедей Бога. Этот царь острова Человека (воля), когда впервые вышел из под Божьей печати, был любопытным серебряным куском и сиял славно; теперь же, упавши между ворами, будучи ограблен всеми, он имеет пепел вместо красоты и является тираном на навозной куче; да, воля свободна от праведности, будучи рабыней греха (Рим. 6:17-20). Перед грехопадением воля имела свободу как к добру, так и ко злу, совершать или не совершать; но со времени грехопадения, воля является злом, только злом и злом во всякое время (Быт. 6: 5). Всё сердце ныне поражено грехом, является злом во всем, злом неустанным и злом непрестанным.
2. Если для обращения требуется новое творение, значит падший человек не имеет свободной воли к добру.
Обращённые называются "новым творением" (Гал 6:15 и 2Кор 5:17). Сотворение есть создание чего-то из ничего; но если в человеке есть свобода воли делать добро прежде своего обращения, значит есть нечто от природы духовно благое в человеке, что производит его собственное обращение и тогда его нельзя назвать новым творением. Однако, я убеждён, что всякая испытавшая благодать душа обнаруживает противоположное в своей плоти; все расположение её - против Бога, и сам человек - хаос и запустение, обширная пустота, прежде чем Божья созидательная сила настигает его. Истинно, для воссоздания этого маленького мира [души] требуется бóльшая сила, чем требовалась для первоначального творения; ибо здесь [в деле нового творения], не только отсутствует добрый материал для работы, но и присутствует противление добру. Создание материальной вселенной было делом Божьего Слова (Пс 32:9); Его перстов (Пс 8:3); Его рук (Пс. 101: 26). Но для восстановления (малой вселенной) человека требуется Божья рука (Лук. 1:51); и не только, ибо Христос душу Свою предал скорби (Лук 22:44); новое творение стоило Ему слез, агонии и крови. В нас созданы новые хотения и действия; воля, расположенная к добру, сила делать добро - все это суть плоды нового творения, созданного могущественной силой Бога в действенном призвании. "Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению." (Флп. 2:13)
3. Если обращение есть [следствие] нового рождения или возрождения, значит падший человек не имеет свободной воли к добру.
Рождение есть процесс появления существа, и появление существа на свет; что предполагает, что раньше этого существа не было; ибо нас нет, мы не существуем, доколе не родимся; и как это истинно о первом рождении, также и о втором рождении - возрождении: "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак 1:18). Не сказано, что «мы восхотели и Бог родил нас» (а именно так было бы сказано, если бы в нас была свободная воля к добру), но Сам восхотев, родил Он нас; до той же поры, мы "несуществующее" (1Кор. 1:28).
Необращенные люди есть ничто. (а.) Ничто по естеству; ибо что есть великая утроба, откуда все вышло, как ничто? (б.) Моральное ничто; мы морально хуже, чем ничто, в том и несчастие; "Человек есть суета", или, как на иврите, Адам - это Авель, т. е. суета (Пс 38:6); и "ложь" (Пс 61:10). "Сердце же нечестивых -ничтожество" (Пр.10:20б); ни для простого употребления, ни для служения; как тень бесполезна в пасмурный день, как статуя для молитвы, так и падший человек непригоден для служения Богу, потому что его лучшие действия - грех. Все это показывает, что мы ничто и не имеем воли к добру, доколе не возродимся от Бога.
4. Если обращение от нового рождения, тогда падший человек не имеет воли к добру.
Мы не можем породить себя сами; младенец не может родить себя самого; ничто не может произойти от себя самого, ибо тогда оно было бы прежде и после самого себя; оно было бы и не было бы, в одно и то же время. Таким образом, мы научаемся уповать на горнее для рождения свыше. "Ели кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин 3:3). Мы родились не от плоти, "но от Духа"(Иоан. 3:6). Наше первое рождение - от земли, перстное; наше второе рождение от Господа, небесное; "Рождённый от Бога" (1 Иоан. 3: 9).
5. Если обращение есть [следствие] животворения тех, кто прежде был мёртв во грехах, то падший человек не имеет свободной воли к добру.
Это доказывается в Ефесянам 2:1-5: "И вас...и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" и т. д. Писание не говорит "полумертвых", подобно человеку, израненному разбойниками (Лук. 10:30); но совершенно "мёртвых", что касается духовной жизни. Нет в нас ничего доброго (Рим. 7:18). Мы не способны "помыслить что (благое) от себя, как бы от себя", доколе Христос не оживит нас (2Кор 3:5). "Без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:5). "От Меня будет тебе плоды" (Ос.14:9); и бутон добрых желаний, и цвет добрых действий. Жезл Аарона (сухая палка без корня) - подходящий тому пример; он расцвёл, раскрылся и вырастил миндаль; и это было произведено не каким-то внутренним принципом жизни, или силой природы, а исключительно силой действия Бога. Поэтому сухие кости в Иезекииле 37 ожили; они ничего не сделали чтобы ожить, но вся жизнь от Бога. Так дело и обстоит в духовной жизни; мы ничем не можем содействовать, чтобы расположить свою волю к добру; мы не можем даже признать Христа Господом, кроме как Духом (1Кор 12:3). Если нет жизни, кроме как через через союз со Христом, то доколе мы не привились в эту благословенную и кровоточащую Лозу, мы не можем принести плод Богу. И никакая естественная сила или принцип в нас не могут привить нас во Христа, потому что вера есть прививающая благодать, но она - "дар Божий" (Еф. 2: 8), благодать, которой жив праведник (Авв. 2:4) и силой которой, Христос живёт в наших сердцах (Еф. 3:17). Но доколе все это не случится в нас, мы мертвы и не имеем свободной воли к добру.
6. Если возрождение, или восстановление из состояния вырождения является воскресением, то падший человек не имеет свободной воли к добру.
Что возрождение является воскресением, явно из следующих отрывков Писания: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут." (Ин 5:25). "и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — и воскресил с Ним" и т.д. (Еф 2:5-6). Чтобы поднять, воскресить и оживить грешника, мёртвого в преступлениях и грехах, требуется столько же силы, сколько требовалось, чтобы воскресить Христа из мёртвых (Еф. 1:19,20). Чтобы воскресить Христа и произвести веру в нас, требуется "действие державной силы Его" (Еф. 1:19). Здесь как бы три ступени: «величие могущества», «сила», «державная сила», и, как если бы этого было слишком мало, апостол добавляет: "по действию державной силы Его". Слова в оригинале подразумевают не просто действие, а непреодолимое действие; силу, подобную той, какая есть в руках доблестных героев, могущих совершать великие подвиги. Однако, эта сила мощнее, чем любая сила человеческая, она выходит за рамки всего представимого, она подразумевает силу, которая способна совершить всё, то есть, всемогущую силу. Разумеется, если бы у нас была внутренняя, присущая нам сила, которая могла бы способствовать сему великому делу возрождения, или свободная воля, склоняющая нас к добру, то апостол Павел не использовал бы столь яркие образы воскресающей силы. Эта дело возрождения не требовало бы действенной, мощной силы могущественной десницы Бога; той самой силы, что воскресила Христа из мёртвых, чрез что Он явлен был Сыном Божьим (Рим.1: 4).
7. Если морального убеждения совершенно недостаточно для того, чтобы вернуть человека из его падшего состояния, тогда падший человек не имеет свободной воли делать добро.
Если бы моральное убеждение могло восстановить человека, тогда вера была бы лёгким делом, и не требовала бы такой могущественной силы, как только что было доказано. Христос сделал больше для воскресения Лазаря, чем моральное убеждение выйти из могилы, ибо когда Христос сказал: "Лазарь, иди вон" (Иоан.11:43), мощная сила вышла вместе с повелением, и она сделала призыв действенным. Недостаточно убедить заключённого выйти из темницы, цепи должны быть сняты с него, двери темницы должны быть отперты (Деян. 12:6,7,10); а человек больше, чем просто заключенный; он мёртв во грехе, поэтому должен иметь животворящую благодать; чего моральное убеждение никогда не может совершить.
8. Если Христос - всё во всем (Кол. 3:11) в деле спасения, тогда человек ничего не значит в этом деле, и не имеет в себе свободной воли к добру.
(а). Дело Христа - раскрытие уха, которое прежде было закрыто, как у глухого аспида, который не слышит голос заклинателя (Пс. 57: 5,6). Христос дарует ухо слышащее и разумеющее: "и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия." (Иов 36:10). См. Пс 39:7 и Иса. 50: 4, которые, и хотя говорят о Христе, также в относятся и к Его народу.
(б). Христос открывает не только ухо, но и сердце (Деян.16:14). Господь открыл сердце Лидии, а не она сама; что она вполне могла бы сделать, если бы имела свободную волю к добру. Ключ от сердца на на раменах Христа. "Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит:" (Откр 3:7) Моральное убеждение не имеет действенной силы, чтобы открыть сердце человека.
(в) Нет иного Спасителя кроме Христа (Ис. 43:11; Ос.13:4); однако свободолюбивое арминианство делает человека со-спасителем Христу; как будто существует паритет между благодатью Христа и волей человека, и вторая сторона делит добычу с первой; более того, воля человека, по учению арминианскому, заслуживает большей доли: ибо если Христос лишь предлагает и уговаривает к добру, то собственная воля человека становится начальником и совершителем своего спасения; человек сам отличает себя от других, имеет нечто, чего не получил бы в своём обращении, чем есть хвалиться пред Богом. "Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" (1Кор 4:7). Убеждение оставляет убеждаемую волю в состоянии суверенного безразличия склонится направо или налево; оно не меняет её вовсе; поэтому человек становится своим собственным спасителем, по крайней мере, Христос не является единственным Спасителем; как же тогда Христос все во всём?
9. Если падшего человека необходимо привлекать к добру, значит у него нет свободной воли к добру.
Что моральное убеждение не приведёт душу ко Христу; и человек не может прийти сам, но должен быть привлечён Отцом, доказывается в Иоанна 6:44: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня". Привлечение есть выведение чего-либо из своего курса движения посредством влияния извне, а не из присущей самому объекту силы или принципа изнутри. В Песне 1:4, не сказано "веди", но "влеки", в привлечении меньше воли и больше силы, чем в "ведении"; и хотя Бог влечёт непреодолимой силой, Он влечёт мягко. Поскольку мы влекомы [Богом], у нас нет свободной воли к добру, иначе бы получалось, что человек пал лишь в своём разумении, а в воле; и однако же, народ Божий "готов" (Пс 109:3), как люди, желающие Христа; не то, чтобы Христос находил нас готовыми, но Он Сам делает нас таковыми "в день силы Его", когда говорит нам, держа на нас крепкую руку (Ис. 8:11). Мы, по природе ненавидим Бога и враждуем с Ним (Рим. 1:30, 8:7), но Дух даёт новую силу душе, а затем действует и влияет на эту силу добра и так привлекает богоненавистника к тому, чтобы он возлюбил Его. Требуется больше. чем убеждение, чтобы растопить камень, ибо Бог отнимает "сердце каменное" и даёт "сердце плотяное" (Иез 36:26). Бог-Дух даёт склонность прийти и самую силу приблизиться ко Христу; Христос же не находит ничего доброго в нас (Рим. 7:18).
10. Если душа человека пассивна в действенном призвании, значит в падшем человеке нет свободной воли к добру.
Дух благодати сравнивается с драгоценным елеем, который наполняет сосуд; призванные и избранные Богом являются сосудами милосердия. "А на дом Давида...изолью дух благодати" (Зах 12:10); "дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе," (Рим 9:23). Сосуд есть пассивный получатель елея влитого в него. "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам." (Рим 5:5); то есть, изливается и наполняет Божии сосуды милосердия. Пространство пассивно, когда получает свет, так и тело Адама было пассивным, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни; хотя он был создан и устроен, однако до сего момента оставался безжизненным и бездыханным (Быт. 2:7). Так и воля человека (в отношении этого первого приёма благодати) не принимает никакого участия в виде согласия и активного сотрудничества; Господь один созидает в этом деле. Без влияния Божьей благодати, сущий ад для человека избавиться от ада; как и ад для всякого оживотворённого пребывать в нем, после того как Бог отверз очи наши и изменил наши сердца. Испорченная природа не может и не хочет ничего делать, чтобы разрушить собственные похоти. В первом деле воля движется не сама, а движима Богом. Воля, как тварная сущность, должна покоряться своему Творцу; но будучи греховной, испорченной волей, она не желает покоряться, доколе не соделается "готовой" (Пс. 109:3). Человека и волю его в невозрождённом состоянии, можно уподобить привязанному ослу в Мар. 11: 2 (связанного и скованного цепью греха), но когда "он надобен Господу", и наступил "день силы Его", тогда отвяжут грешника и приведут [ко Христу].
11. Отрицание благодати, непреодолимой, особой благодати в обращении, есть мерзость пред Богом; а учение о свободной воле является таковым отрицанием.
Сторонники свободы воли скажут: "Если человек правильно воспользуется своими естественными способностями, Бог непременно даст ему духовные дары". Но что это, как не превращение благодати в долг? И сказать, что причина, по которой один человек верит, а другой нет, в том, что уверовавший сотрудничал с благодатью, означает отрицать особую непреодолимую благодать, свойственную лишь избранным. Это противно следующим свидетельствам Писания: Иоан. 6: 37,45; Рим. 8:14; 1Кор.1: 23,24; 1Иоан. 4:13 и многим другим. Божьи действия со Своим народом все совершаются по Его суверенной благодати. Он оживляет кого хочет (Иоан. 5:21). Он делает так, что сердце одного грешника тает как воск перед огнём и получает печать Божью, в то время как оставляет сердце другого таким же недвижимым, как мрамор, и как камень, который нельзя поколебать; и это дело милостивого устроения Бога. "Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает." (Рим 9:18). "Дух дышит, где хочет" (Иоан. 3:8). Бог в силе даровать благодать, даже при первом дыханиях жизни, и возродить младенца, едва появится; как Иоанна Крестителя, который был исполнен Святым Духом, даже от чрева матери (Лук. 1:15). А других Он может вывести из утробы нового рождения, почти при оставлении этого мира, в одиннадцатый, или в двенадцатый час, как это было с разбойником на кресте. О, кто способен проложить пути благодати и установить границы Духа Божьего в Его делах с человеком!
12. Свободная воля приносит с собой столько абсурда, что её нельзя принять.
(а.) она делает человека причиной своего собственного спасения.
(б.) она подчиняет благодать силе человека, а не волю человека силе благодати.
(в.) она лишает Бога чести отличать одного человека от другого по Своему изволению, и приписывает отличие человеку.
(г.) она даёт место человеку хвалиться перед Богом, говоря: "Господи, я благодарю Тебя, что Ты дал власть моей воле (как Ты дал её и Иуде Искариоту), но я благодарю самого себя за готовность сделать правильный выбор, поскольку я получил от Тебя не больше, чем Иуда".
(д.) она освобождает тварь от власти Бога, как будто человек, как некий паук, способен извить нить из своего недра, чтобы вскарабкаться по ней на Небеса.
(е.) она делает человека причиной, почему Бог хочет то или это; так что Бог должен прислуживать воле человека и определения Его не могут быть непреложными, и Он не может совершать все по изволению воли Своей вопреки Писанию (Еф. 1:11, Пс. 113:11).
(ж.) она делает апостола Иаков лжецом, потому что он говорит: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак 1:17); а Павла заблуждающимся в Рим. 9:11, ибо он должен был сказать: "зависит от желающего и от подвизающегося, а не от Бога милующего".
Возражения против суверенной благодати в пользу свободной воли и ответы на них:Возражение 1. Ведь есть закон, написанный в сердцах падшего человечества (Рим. 2:15).