Физические особенности ангелов
Есть также много других мест Писания, описывающие ангелов, которые не имеют Божественной сущности, но являются сотворенными существами.
Эти небесные существа являются духами, но они снабжены телами, которые дают им возможность выполнять разнообразные функции. Во многих случаях их тела описаны с крыльями. Ангелы с разными функциями имеют разное количество крыльев.
В Храме Соломона херувимы представлены, как имеющие по два крыла. (Множественное число херуб по-еврейски – это херубим). «Ибо херувимы простирали крылья (ориг., два крыла) над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его» (3 Царств 8:7).
Интересно, что сейчас еврейское слово херуб означает капусту. В чем здесь ассоциация? Возможно, расположение крыльев херувима, окружавших его тело, похоже на то, как располагаются листья капусты.
Есть также и более детальное описание херувимов Святого Святых Храма:
Крылья херувимов длиною были в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; равно и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов были распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму.
(2-ое Паралипоменон 3:11-13.)
Эти херувимы имели фигуры, внушающие уважение. Пять локтей это около двух с половиной метров. Следовательно, размах крыльев каждого херувима был около пяти метров.
Иезекииль 1:5-11 дает нам детальное описание херувимов, которые имели четыре крыла, названых «животными» (или, «живыми творениями»):
Таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
Другой вид ангельских существ, называемых серафимами, описан в Исайи 6. Сераф напрямую связано с еврейским словом огонь. Это пылающие, ослепительные творения, охраняющие доступ к Господу духов. Всякий, кто хочет придти к Нему должен пройти через огонь.
Каждый серафим имеет шесть крыльев: «Вокруг Него (вокруг трона Господа) стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (стих 2).
Покрывание лица и покрывание ног – это акт поклонения. Оставшиеся два крыла были использованы для того, чтобы летать, т.е. служить. На небесах делается в два раза большее ударение на поклонении, чем на служении. Не должно ли быть такое же соотношение и на земле?
«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь духов)! вся земля полна славы Его!» (стих 3). Тройное восклицание серафимов слова свят, было их реакцией на откровение триединства Бога, Который является одним Богом в трех Личностях.
Позднее мы рассмотрим некоторые места Писания, которые относятся к ангелам, вовлеченным в войну. Ни одно из них не упоминает о том, что какой-то из ангелов был убит. Словосочетание «мертвый ангел» было бы несовместимым.
В 1 Коринфянам 15:50 Павел говорит о категории существ, которые имеют «плоть и кровь». То, что он использует эту фразу, наводит на мысль, что он указывает на отличие этого вида существ от тех, которые имеют плоть, но не имеют крови. Я думаю, что первым существом, которое имело и плоть и кровь, был Адам. Окончательный целью было то, что Иисус, как «последний Адам», мог принести Свою кровь в качестве окончательной, всеобъемлющей жертвы за грех всей расы Адама.
Служение ангелов
Какой цели служат ангелы?
Ангелы это не просто духи, но служебные духи, посланные Богом для служения Его народу и Его целям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евреям 1:14). Библия предлагает множество примеров тому, как ангелы были посылаемы послужить членам Адамовой расы в то время, когда они нуждались в этом.
Как уже было сказано, греческое слово, используемое в Новом Завете для ангела это ангелос, которое буквально означает «посланник». Еврейское слово в Ветхом Завете для ангела – это малах, означающее «слуга». Следовательно, ангелы это служащие посланники, высылаемые с особыми целями. Вот некоторые из этих целей.
Донесение откровений
Одной из важных функций, доверяемых ангелам время от времени, является поручение доставлять откровения, которые в действительности записывались, как Священное Писание. Например, послание первых шести глав пророка Захарии было принесено ему ангелами. Разные части книги Даниила были даны ангелами.
Но самое знаменательное из всех – это книга Откровение, которая является кульминацией всего Писания: «И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (22:6). Это указывает на то, что все содержание книги Откровения было передано Иоанну ангелом.
Далее, в этой же самой главе Сам Иисус ясно провозглашает: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (стих 16).
Передача других сообщений
Библия также содержит примеры ангелов, посылаемых от Бога, с разнообразными личными сообщениями. Например, Захария, во время служения в Храме в качестве священника, получает послание от ангела, предсказывающие рождение Иоанна Крестителя (см. Луки 1:11-25). Позднее архангел Гавриил является деве Марии и предвозвещает, что она зачнет Сына, Которому имя Иисус (Спаситель) (см. Луки 1:26-38).
В кульминационный момент служения Иисуса, когда Он молился с Гефсиманском саду, ангел предстал перед Ним, укрепляя Его для тяжелого предстоящего испытания: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Луки 22:43).
Служение святым на земле
В Луки 16:19-31 Иисус описывает смерть нищего по имени Лазарь и на мгновение приоткрывает завесу того, что случилось дальше: «Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово» (стих 22).
Я всегда захвачен тем фактом, что группа ангелов была эскортом Лазарю. В действительности один ангел смог бы перенести эту истощенную форму в Божье присутствие. Но Бог почтил его эскортом. Его понятие о ценности так сильно отличается от нашего. «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие» (1 Царств 2:8).
С другой стороны Иисус предостерегает нас: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Луки 16:15). Пусть Бог сохранит нас от того, чтобы мы посвятили наши жизни вещам, которые мерзостны для Него!
Обеспечивают защиту
Еще одно служение ангелов заключается в спасении Божьих слуг в опасных ситуациях. Этому есть множество примеров в Писании. Даниил 3:19-25 описывает, как Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклоняться золотому истукану и по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь, что должно было привести к мгновенной смерти. Но четвертое безымянное существо – своим присутствием – защитило их от всякого вреда, и они вышли оттуда, прославив Бога. Несомненно, этой четвертой личностью было ангельское существо.
Позднее Даниил, в нарушение указа царя Дария, продолжал молитвы Богу Израиля за город Иерусалим, и за это был брошен в яму со львами (см. Даниила 6:10-23). Однако Даниил провел более спокойную ночь со львами во рву, чем царь Дарий в своем дворце. На следующее утро Даниил успокоил царя: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне» (стих 22).
Новый Завет описывает похожие вмешательства ангелов, когда Божьи люди находились в тюрьме. Деяния 5:17-28 описывают, как апостолы были брошены в тюрьму за проповедь Евангелия. Но ангел Господень сверхъестественно открыл двери темницы, вывел их оттуда и запер двери за ними. Затем он повелел апостолам идти и учить народ в Храме.
Еще далее, в Деяниях 12:4-19 описано, как Петр находился в тюрьме, ожидая приговор. Но ангел Господень разбудил его, освободил его от оков и безопасно вывел его из тюрьмы. В этот момент Петр понял, что это не сон, и произнес: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего, и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (стих 11).
Как Ветхий так и Новый Завет утверждают нас в том, что Бог будет, время от времени, вмешиваться через ангелов на защиту Своих слуг в опасных ситуациях и будет освобождать их.
Политическое вмешательство
Еще одно крайне важное служение ангелов заключается во вмешательстве на политической сцене, чтобы, или помочь подняться лидерам, или убрать их со сцены – в соответствии с Божьими указаниями. Ангелы могут высвободить свою сверхъестественную силу в поддержку лидеров посвященных исполнению Божьей воли, даже если эти лидеры на самом деле не служат Ему.
Мы видим выдающийся пример этому в том, как восстал в силе Дарий Мидянин, как это описано в Книге Даниила 11:1: «Итак я (говорит ангел) с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением».
Дарий был царем Персии, который вступил на трон вслед за Киром, и расширил Персидскую империю в различных направлениях. Он помог исполнить указ своего предшественника, Кира, в том, чтобы открыть путь евреям для возвращения на их землю и в город Иерусалим.
Возвращение евреев в Иерусалим было неотделимой и основной частью исторического воплощения Божьих замыслов. Для того чтобы это произошло, Бог высвободил ангельские силы в небесах.
Однако, ангельское вмешательство в исторический процесс чаще бывает негативным, чем позитивным для тех, на кого оно направлено. Например, в деяниях 12:20-23 царь Ирод обратился с высокомерной речью к народу Тира и Сидона, и принимал почитания подобно богу. Божья реакция на это была незамедлительной: «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (стих 23). Здесь был мгновенный контраст между той славой, на которую претендовал Ирод и тем, каким образом он умер.
Избавление в момент нужды
Однако не всякое вмешательство ангелов направлено на произведение больших исторических изменений. Достаточно часто ангелы посылаемы для помощи обычным людям, для того, чтобы помочь им в ситуациях, находящихся вне их контроля.
История моей первой жены, Лидии, является хорошим примером. В 1929 году, когда Лидия жила сама в Иерусалиме, она хотела вынести маленькую больную еврейскую девочку по имени Тиква из хаоса, царившего на улице вокруг ее дома. Далее следует выдержка из моей книги Назначение в Иерусалим, описывающий те события:
Примерно через каждые пятьдесят метров мне (Лидии) встречались завалы из камней и других обломков, наваленных на улице. Мне было больно перелезать через них, с Тиквой на плечах. Пройдя километр пути, я оказалась перед баррикадой, которая была на метр выше других завалов. Это была демаркационная линия, разделявшая еврейскую и арабскую зоны. Я начала перелезать через неё, но на половине пути поскользнулась на незакрепленном камне и с грохотом сползла вниз, чуть не упустив Тикву. Поняв, что мои силы были на исходе, я усадила Тикву на землю и пристроилась рядом с ней. Сама я как-то смогла бы перелезть, но как перетащить Тикву?
Вдруг у меня появилось смутное чувство, что я не одна. Все мускулы в моем теле напряглись. Быстро обернувшись, я увидела молодого человека, стоящего на дороге в паре метров от меня. Я чуть не закричала, но прежде чем я смогла что-то произнести, молодой человек подхватил Тикву и посадил ее на свои плечи, точно так же, как это делала я. Затем, совершенно не напрягаясь, он перелез через баррикаду. Без Тиквы мне удалось перебраться вслед за ним.
Как только я оказалась на другой стороне, молодой человек пошел по дороге с Тиквой на плечах. Я шла на некотором расстоянии позади. Все еще пытаясь понять, что произошло, я пристально посмотрела на молодого человека. Его рост был примерно метр восемьдесят. На нем был темный костюм европейского покроя. Он никак не был арабом. Может быть, он был еврей? Откуда он взялся? Как он так неожиданно появился рядом со мной?
Больше всего меня поразило поведение Тиквы. Обычно, если ее пытался взять на руки чужой человек, она начинала плакать. Но я не услышала ни единого недовольного звука с тех пор, как ее взял этот молодой человек. Она ехала на его плечах также спокойно, как и на моих. На самом деле, она выглядела так, как если бы это доставляло ей удовольствие!
Примерно километр молодой человек шел прямо. Он не раздумывал куда идти и шел в Мусрару самым прямым путем. Всякий раз, когда нам преграждала путь баррикада, он перелазил ее первым, а затем ожидал, пока это сделаю я. Наконец он остановился прямо перед домом мисс Ратклифф, спустил Тикву на землю, развернулся и пошел обратно тем же путем, каким мы пришли. За все время нашей встречи он не произнес ни слова, ни поздоровался и не попрощался. Через минуту он исчез из виду…
«Как же вы попали сюда?» - продолжала спрашивать мисс Ратклифф… Я описала свое путешествие и молодого человека, который пришел мне на помощь…
«Бог ответил на наши молитвы! Мы попросили Его послать ангела для вашей защиты, и именно это Он и сделал!»
Во время моего первого контакта с рожденными свыше христианами, я был частым гостем семьи, которая держала гостиницу и жила в Скарборо, в Йоркшире. У них была незамужняя дочь около 30 лет, о которой можно было бы сказать, что она «не совсем нормальная». Одной из ее домашних обязанностей было выносить мусор через боковую дверь на примыкающую улицу. Время от времени там её ожидал один мужчина. Он был очень хорошо одет, со шляпой-котелком на голове и в жилетке, с золотой цепочкой для часов. Он давал ей определенную сумму денег, которой всегда в точности хватало на покрытие некоторых счетов, которые необходимо было оплатить. И так продолжалось долгое время.
Затем однажды, когда он давал ей деньги, он сказал: «С этого момента ты больше не будешь в этом нуждаться», что оказалось истиной. В то время доход семьи возрос до уровня, на котором покрывались все их насущные потребности.
Это лишь два случая из тех, когда я встречался с людьми, имевшими некоторого рода контакт с ангелами. Я имею в виду осознанный и видимый контакт. Мы можем быть уверены, что также есть обычно невидимые духи, которые служат Богу день и ночь среди нас.
Глава 9
Ангелы на войне
Слово и служение Иисуса разделяло всех слушавших Его на две категории: тех, кто верил и повиновался, и тех, кто отвергал и противился. Это разделение на послушных и бунтующих существует не только среди человеческих существ, но также делит и ангелов на две категории: тех, которые подчиняются Господству Иисуса и тех, которые отвергают Его и восстают против Него.
Библия дает разные примеры ангелов подчиненных Богу, и находящихся в состоянии войны с ангелами, восставшими против Бога. В событиях, описанных в книге пророка Даниила, ангелы играют решающую роль. Еще одно место Писания, которое проливает свет на жизнь ангелов, это книга Откровение. Поняв содержание этих двух книг, важно оценить ту роль, которую играют ангелы в духовной войне.
Определенные ангелы имеют особые сферы ответственности, отведенные им. Это истинно как по отношению к ангелам Божьим, так и в отношении ангелов сатаны. Например, Михаил упоминается Даниилом как «князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Даниил 12:1).
«Народ твой» – это, конечно же, Израиль. Ответственность Михаила за Израиль не прекращалась даже тогда, когда они были изгнаны со своей земли, и продолжает лежать на нем до сегодняшнего дня. Как я упоминал в последней главе, где бы Писание ни обращало внимание на служении архангела Михаила, там можно с уверенностью сделать заключение, что Израиль играет главную роль в происходящих на земле событиях.
Мы также говорили о том, что сатана также имеет ангелов, которым он отвел особые сферы ответственности. Вы можете вспомнить, что Даниил 10:13 упоминает «князя царства Персидского», который был ангелом сатаны, назначенным сатаной для того, чтобы воплощать в жизнь его намерения в народе Персии.
Временами это приводит ангелов Божьих и ангелов сатаны к прямому столкновению друг с другом. В контексте этого есть одно характерное выражение, которое применяется к ангелам – «встать». Например в Даниила 11:1 ангел, общающийся с Даниилом, говорит: «Итак, я (ангел) с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением».
Также в следующей главе мы читаем: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего… спасутся в это время из народа твоего» (12:1).
Мы видимо можем перевести слово стоять так же, как занять стойку (позицию). В определенных ситуациях Божьи ангелы занимают свою стойку, то есть они подтверждают власть, которую Бог дал им над определенной территорией.
Эти столкновения ангелов не просто лишь мелкие стычки. Противостояние Гавриила, и ангелов, препятствующих ему, длилось 21 день. Какое оружие они применяли? Я не могу найти никакого детального описания в Писании, но, по моему мнению, эти Божьи ангелы делали, по крайней мере, три вещи:
Они делали провозглашения
Они возносили хвалу
Они поклонялись
Мы знаем, что Божий народ, также как и Его ангелы, призваны использовать эти виды оружия.
Провозглашение является видом духовной войны, который, к сожалению, очень мало осознаваем в большей части христианских кругов сегодня. Результатом провозглашения является высвобождение власти Божьего Слова в конкретной ситуации. Эта ситуация может быть связано с нашей личной жизнью, или это может быть политическая ситуация. Какой бы эта ситуация ни была, нет более эффективного способа высвободить силу Божью, чем сделать уместное провозглашение. Я позже вернусь к теме провозглашения.
Провозглашение в свою очередь должно сопровождаться хвалой. Если мы действительно верим в то, что мы провозглашаем, тогда логично, что нашей реакцией будет хвала, без обязательного ожидания того, чтобы увидеть его исполнение.
Хвала, в свою очередь, естественно вводит в поклонение, где уже нет осознания проблем, с которыми мы сталкиваемся, но лишь общение с Самим Богом. Истинное поклонение не преследует никакой иной цели, кроме достижения Бога, где Его Самого полностью достаточно.
Сражение через провозглашения, вероятно, самое менее понимаемое из трех видов духовной брани. Оно хорошо проиллюстрировано тем способом, которым Иисус Навин ввел Израиль в их наследие в Ханаане. Первой сатанинской твердыней, которая ощетинилась против них, был город Иерихон. Произвести прямой штурм против этих хорошо укрепленных стен было невозможно, это привело бы к большим потерям. Но Бог показал Иисусу Навину иную стратегию: провозглашение в единстве Божьего народа. Это было то оружие, которое опрокинуло стены Иерихона, не принеся никакого урона Израилю.
Если мы обрисуем картину Божьих ангелов, делающих провозглашения, мы можем задать уместный вопрос: Какого рода провозглашения были бы подходящими для них? Я полагаю, что сущность всякого эффективного провозглашения – это цитирование Богу Его собственного Божьего Слова.
Один из наиболее горячих вопросов в настоящее время – это право на землю Израиля. Следовательно, подходящее провозглашение для того, чтобы его мог сделать ангел Гавриил, находится в словах Моисея в Исходе 32:13:
Вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.
Также Гавриил мог напомнить Господу Его собственное обетование, сделанное Иерусалиму: «Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз» (Иезекииль 16:60).
Он мог бы провозгласить обетование о восстановлении Иерусалима в близкой связи с возвращением Иисуса: «Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей» (Псалом 101:17).
Или же он мог бы сделать утверждение, что Бог также обещал вечное будущее Иерусалиму: «А Иуда будет жить вечно и Иерусалим — в роды родов» (Иоиль 3:20).
Это примеры позитивных Библейских провозглашений. Но провозглашение это обоюдоострый меч. Оно может быть использовано как за, так и против Бога. Сатана хорошо осознает силу провозглашения, и он, видя это, бомбардирует человечество провозглашениями из источников, находящихся под его контролем.
Один такой источник – это ислам, который черпает много своей силы из провозглашений, которые произносятся на регулярной основе, как негативные, так и позитивные. Например, снаружи Храма-на-Скале в Иерусалиме, построенном на том месте, где первоначально был построен Храм, на арабском языке написано провозглашение, которое сознательно направлено против статуса Иисуса: «Богу не нужен Сын».
Более того, пять раз в день, ежедневно, из каждой мусульманской мечети в мире, раздается провозглашение: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед его пророк». Это провозглашение звучит пять раз в день более чем 14 столетий. Нет нужды считать, для того чтобы понять, что за последние 14 веков это провозглашение было высвобождено миллионы раз.
Частью мира, регулярно покрываемой этим провозглашением, является Ближний Восток. Это объясняет то, почему так невероятно крепка сила антихриста над этой территорией. В действительности – это первопричина того, почему эта часть человечества настолько сильно противится признанию Иисуса. Это также явное подтверждение силы провозглашения, но, к сожалению, в данном случае, это сила, обращенная скорее на зло, чем на добро.
Некоторые страны Запада, являющиеся приверженцами религиозной свободы, разрешают строительство огромного количества мусульманских мечетей на своей территории. Это, несомненно, истинно и для Британии, где постоянно строятся новые мечети.
Каждая новая построенная мечеть становится каналом для стандартных исламских провозглашений. Мирские правители не понимают духовного влияния, которое оказывают эти умножающиеся провозглашения на их народы. Британский учитель Библии Давид Поусон предостерегает, что Британия вскоре станет исламской республикой.
Однако, в устах Божьих слуг высвобождение позитивных провозглашений является одним из самых мощных оружий, которые Он дал Своему народу. Это Дух Святой дает нам смелость делать такие провозглашения:
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать (провозглашать) пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать (провозглашать) лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего.
Исайя 61:1-2.
Нам, как Божьим слугам, ещё предстоит научиться силе провозглашения, хвалы и поклонения. Мы часто так медленны на то, чтобы воздать Ему славу, которую Он заслуживает. В своем сознании я смотрю в будущее на тот день, когда все те, кто был благословен Богом, ответят тем, что воздадут Ему славу, которой Он достоин. С каждого континента и острова громкие и восхитительные песни хвалы и благодарения будут достигать небес. Я верю, что мы не можем измерить все влияние таких провозглашений. Однажды, когда слава Божья таким образом коснется земли, она (земля) уже не сможет оставаться такой, как прежде.
Глава 10
Ныне пришло спасение!
Двенадцатая глава книги Откровения описывает, наверное, величайшую победу, которую одержит Божий народ, с тех пор, как Иисус одержал Свою личную победу над злом на Голгофе.
Эта глава описывает войну в двух планах, как сатана противостоит Божьему народу, бросая двойной вызов. В небесных сферах сатана и его ангелы противостоят Михаилу и его ангелам. На земле сатана изливает поток порочащих обвинений против христиан, бросая вызов их исповеданию об оправдании через их веру во Христа, обвиняя их перед Богом день и ночь.
В ответ на это, от нас, как слуг Христовых, ожидается, что мы будем в полноте применять духовное оружие, которое Бог приготовил для нас. Но оно становиться эффективным только тогда, когда мы действуем сообща. Знаменательно, что победа, описанная здесь, приходит к народу Божьему только тогда, когда он объединен на небесах и на земле, общим фронтом выступая против сатаны. История показывает, что наиболее эффективная тактика сатаны, и на которую он рассчитывает более всего, это разделение в рядах народа Божьего.
В то время, когда век сей приближается к своему завершению, духовный конфликт между Божьими силами и силами сатаны становиться все более интенсивным и охватывающим всю вселенную. Для того, чтобы понять, чего требует этот конфликт от нас на земле, нам необходимо спросить самих себя: Почему сатана нацеливает против нас свои обвинения? Какая его цель?
Явно, что его целью является то, чтобы держать нас виновными. Всегда и во всем сатанинским оружием «номер один» является вина. Если он преуспеет в своих обвинениях против нас, то мы не сможем принять благословения Божьи. Оставшись наедине с самими собой, мы не способны к духовным сражениям с сатаной.
Однако, Писание уверяет нас, что Бог дал нам духовное оружие, необходимое для духовной войны, и оно гарантирует полную победу, если используется правильно.
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.
(2-ое Коринфянам 10:3-5.)
Бог дал нам оружие, которое пригодно для битвы. Наша битва не плотская – она идет не в физическом или материальном мире. Следовательно, наше оружие также не плотское или материальное; это не пули или пулеметы, танки или самолеты. Это духовное оружие для духовной войны.
В 5 стихе апостол Павел говорит нам, что этим оружием мы можем «ниспровергнуть замыслы и всякое превозношение, восстающие против познания Божия». Это замечательное утверждение! Возможно, мы читали это много раз, не давая полной оценки тому, что оно говорит. Однако Бог говорит нам, что благодаря оружию, которое Он даровал нам, мы можем стать Его каналами низложения одного главного превозношения, противостоящего Божьему Царству: Царства сатаны в поднебесье.
Откровение 12:7-9 описывает войну на небе, в которой Михаил и его ангелы противоборствуют с дьяволом и его ангелами:
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона (сатаны), и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Я размышлял о столкновении, которое описано выше, и увидел возникшую в моем сознании картину того, что происходит в небесных сферах. Все небесные духи Божьи окружили Его трон симфонией хвалы. Затем наступила абсолютная тишина. Внезапно, песни христиан, поклоняющихся на земле, начали возноситься к небесам. В отличие от голосов ангелов, их голоса были слабы в их немощи. И все же я чувствовал, что они делают основной вклад в цели Божьи.
По какой-то причине моя память перенесла меня к тем пяти годам, которые я провел в Восточной Африке. И снова я услышал пение хора христиан, в котором мы пели на языке суахили: «Нгуву за шейтани зимешиндва», что означает, «Сила сатаны была побеждена».
Вскоре я услышал звук шуршащих одеяний, но я не видел видимых изменений в той сцене, которая была развернута перед моими глазами. Шуршание становилось все более и более явным. Внезапно я осознал, что этот звук происходил от одеяний ангелов сатаны, покидающих место своего пребывания на небесах.
Затем другой звук оглушил мои уши – громкий, продолжительный рев. Он начался где-то на уровне небес, но постепенно, спиралеобразно спустился до уровня земли. Сначала он был похож на выражение дикого гнева, но по мере того, как он опускался ниже и ниже, тон его постепенно изменился в агонию – агонию настолько глубокую, что ее невозможно выразить словами.
Внезапно я понял всю значимость того, что слышу. Это было не что иное, как голос самого сатаны в то время, когда он был вынужден покинуть свой трон в поднебесье и оказался на земном уровне.
Писание указывает на то, что в настоящее время сатана и его ангелы сохраняют позицию в поднебесье. И лишь в результате будущего столкновения, описанного выше, они будут окончательно свергнуты с небес и изгнаны на землю.
Но это не будет столкновение лишь ангелов. Верующие на земле должны будут также сыграть свою роль: «Они (верующие на земле) победили его (сатану) кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (стих 11).
Важно для нас осознать то, что победа в этой битве против царства сатаны придет только при совместных действиях Божьих ангелов на небесах и верующих на земле. Это ставит нас перед вопросом: Чувствуем ли мы, что происходит на небесах, и готовы ли мы сыграть свою роль?
Может ли быть сказано о нас, как христианах на земле, что: «не возлюбили души своей даже до смерти»? Это говорит о полном посвящении. Образ самого себя, сопоставленный с ситуацией, в которой есть только две альтернативы: положить свою жизнь или изменить своему свидетельству Иисуса. Какой будет ваш выбор? Для тех верующих, которые описаны в Откровении 12:11, более важно исполнить волю Иисуса, чем сохранить жизнь.
Комментарий, который следует за этим описанием свержения сатаны с небес, указывает на то, что это произойдет ближе к концу существующего состояния.
«Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».
(Стих 12.)
Некоторые люди, читающие о том, что сатана низвержен с неба, думают, что описанные события должны следовать сразу же за смертью и воскресением Христа. Однако, соответственно описанию, данному здесь, это не так, потому что в тот момент дьявол знает, что немного ему остается времени. Две тысячи лет прошли со времени смерти и воскресения Иисуса. Это не может быть описано как «немногое время».
Наоборот, описание этих событий, данных здесь, указывает на то, что они будут иметь место очень близко к концу существующего положения вещей, а не к началу его, две тысячи лет назад.
Из всех наших столкновений с сатаной, вероятно, это испытание самое жесткое и требующее максимального посвящения. В тот момент он осознает, что его время коротко. Он вполне осознает, что по завершении его он будет заключен в бездну, как это описано в 20:1-3:
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Однако, даже бездна не является последним местом, где предназначено быть сатане. После этого, его окончательная и вечная участь, наконец, открыты в 10 стихе той же самой главы: