Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
Заметьте, что эти события происходили на ангельском уровне. Единственным вовлеченным в эти события человеческим существом был Даниил. Архангел Гавриил послан Богом в ответ на молитву Даниила, для того чтобы принести ему откровение. Однако сатана, зная о важности этого откровения, пустил все свои силы в среднем небе для того, чтобы предотвратить приход архангела Гавриила на землю.
В основном Гавриилу противостоял «князь Персии». Это не человек, а сатанинский ангел, который получил от сатаны двоякую задачу: противостоять Божьим целям и внедрять волю сатаны в Персидском царстве.
Важно помнить, что сатана владеет землей – ее царства, ее империи, и ее правительства – все это поставлено под попечение различных ангелов, управляемых сатаной. То же самое применимо и к нашей современной политической ситуации. Мы можем быть уверены, что у сатаны имеется один из главных ангелов, ответственный за то, чтобы сеять замешательство в Вашингтоне. У него есть еще один ангел, ответственный за Пекин, еще один для Москвы, еще один для Лондона. Если мы не понимаем этих вещей, мы никогда не станем такими эффективными воинами в молитве, какими Бог призывает нас быть.
Противостояние ангелов в небесах между силами Бога и силами сатаны, описанное в Даниила 10, стало настолько интенсивным, что второй архангел, Михаил, должен был придти на помощь Гавриилу.
Эта конфронтация между Гавриилом и Михаилом с одной стороны, и ангелами сатаны с другой стороны, было не просто стычкой. Гавриилу понадобился 21 день для того, чтобы прорваться через ряды ангелов сатаны, препятствовавших его схождению с Божьих небес на землю людей.
Какие действия предпринимают ангелы, когда они сражаются друг против друга? Одно ключевое слово, которое используют в отношении к ангелам в конфликте это стоять или встать. В Даниила 10:13 Гавриил говорит: «Князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день». Это означает «занял свою стойку против меня».
Снова в Даниила 11:1 тот же самый ангел говорит: «Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением».
Эти два великих архангела, Гавриил и Михаил, были объединены задачей, – послужить Даниилу и принести ответ на его молитву.
Затем, исполняя свою миссию, Гавриил начал рассказывать Даниилу о том, что будет в будущем:
А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням…
И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.» (Даниила 10:14, 20-21.)
Обратите внимание на тот факт, что Даниил был израильтянином, а Михаил назван «князем вашим». Михаил является архангелом, который несет особую ответственность за осуществление Божьих целей для Израиля. Заглянем в Даниила 12:1: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего (Израиля)».
Как только Писание упоминает в частности о действиях Михаила, мы можем заключить, что Израиль находится в центре происходящего на земле.
Это, конечно же, тот случай, когда, как сказал Гавриил, в действительности: «Моя битва еще не выиграна». Затем он продолжил: «Когда мы разберемся с царями Персии, следующим нам будет противостоять князь Греции» («Князь Греции» это ангел сатаны, ответственный за то, чтобы приводить в действие волю сатаны в греческой империи).
Почему Персия и Греция имели особую важность в этой сцене? Из-за их отношения к Израилю.
Четыре следующих одно за другим царства, каждое в своей мере, были ответственны за пленение Израиля и удерживании правления над землей Израиля и городом Иерусалимом. Этими следующими друг за другом царствами были Вавилон, Персия, Греция и Рим. В этой сцене пророчество сфокусировано на земле и народе Израиля. Каждая из этих четырех наций по очереди были важны из-за их исторического вовлечения в судьбу Израиля.
Затем, в 70 г. от Р.Х., когда еврейский народ был рассеян, а Израиль исчез с географической карты, фокус пророчества был смещен. В течение семнадцати или восемнадцати столетий, которые последовали за этим, Библейские пророчества относились лишь к немногим знаменательным мировым событиям. Но сейчас, когда еврейский народ возвратился на землю Израиля, пророчества вновь начали быть актуальными. Божьи пророческие часы опять начали тикать. Сцена готовиться для кульминационных действий века сего. Главы 7, 8, 11 и 12 Книги пророка Даниила полностью сфокусированы на том периоде времени, в котором мы сейчас живем.
Роль ходатайства
Что меня восхищает более всего в тех событиях, которые описаны выше, это то, что служение ходатайства играет решающую роль. Небеса не приходили в движение до тех пор, пока не начал молиться Даниил. Небесные ангелы не могли прорваться до тех пор, пока Даниил не начал молится о них.
Но это требует настойчивости. Если мы молимся молитвой, которая не получает ответ сразу, это может быть не из-за того, что наша молитва не в воле Божьей. Возможно это из-за того, что сатанинский князь восстал в небесных сферах и преградил путь ответу. Так что же мы должны делать? Молиться о том, чтобы он убрался с дороги!
Даниил не отдавал инициативу врагу. Он сам избрал молитвенную передовую. Когда он столкнулся с противостоянием, он проявил упорство. Иногда оппозиция со стороны сатаны – это лучший показатель того, что мы молимся по воле Божьей.
Мы находим два дополнительных элемента молитвенной жизни Даниила. Во-первых, он культивировал жизнь в молитве со своей юности. Это было так важно для него, что опасность быть брошенным в львиный ров не остановила его. Он поддерживал регулярное время для молитвы в течение дня.
Во-вторых, Даниил молился, сообразуясь не со своими собственными идеями, но молился за исполнение Божьих целей, которые открывает Писание. Господь Бог оживил для него место Писания из книги пророка Иеремии:
«В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.