Кульминация: по Своему Собственному образу.
Бытие 1:27 описывает кульминацию того, как Бог сотворил человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему». Бог не успокоился в творении до тех пор, пока не произвел Свое Собственное подобие. В новом творении во Христе Бог также не успокоится до тех пор, пока не произведет в нас Свое Собственное подобие. Это Его конечная цель.
В Бытие 2:7, Бог обретает новое звание: «Господь Бог». На самом деле еврейский оригинал говорит «Яхве Бог» или «Иегова Бог». Как я упоминал ранее, большинство современных исследователей предпочитают использовать «Яхве», более чем «Иегова». Но, какая бы форма не использовалась, важно отметить, что это имя собственное (личное).
В 1-ой главе Бытия у нас есть только «Бог». Но во 2-ой главе приобщено священное имя «Яхве». Это знаменательный факт, потому что 1-ая глава описывает общее творение, в то время как 2-ая глава делает ударение на сотворении Адама, как личности. Это подтверждает установление уникальных личных взаимоотношений между Богом, Творцом, и Адамом, творением.
Существует одна, весьма уникальная, особенность Адама, выделяющая его от любого другого творения Бога. Самое интересное в этом – метод, которым был сотворен Адам. «И создал (или, сформировал) Господь Бог («Яхве») человека из праха земного».
Слово сформировал (или слепил) обычно используют для описания того, как гончар придает форму глиняному сосуду. Здесь описано то, как глиняному сосуду искусно придается форма самой совершенной статуи, какую только видела земля. Тем не менее, она была лишь безжизненной формой из глины, до тех пор, пока Бог не передал Самого Себя в нее: «(«Яхве Бог») вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).
В еврейском оригинале, Бытие 2:7, все потрясающе наглядно и драматично. В еврейском языке звучание слова часто описывает значение этого слова. Например, на еврейском языке слово бутылка – это бак-бак, звучанием похоже на бульканье воды, выливающейся из бутылки.
Подобным образом, там, где Писание говорит: «Он вдунул в лице его дыхание», стоит еврейское слово йи-пах. Фонетически, звук «п» в середине называют «взрывным согласным». Другими словами, он производится миниатюрным взрывом – резким толчком выходящего дыхания.
С другой стороны, еврейский горловой звук хет, или х на конце йи-пах, происходит благодаря продолжительному выдыханию, исходящему из горла. Полное словосочетание йи-пах описывает резкий толчок дыхания, сопровождаемый продолжительным выдыханием воздуха. Это не мягкий выдох. Это был резкий, властный выдох Божественного дыхания в ноздри и губы из глины. Это произвело на свет живую личность – человеческое существо – живую душу.
Подумайте о чуде, которое здесь описано – даже просто в физической реальности! Подумайте о чудесном факте, как эти маленькие глиняные шарики превратились в глаза, и появились все эти внутренние органы, сердце начало биться, кровь начала циркулировать. Позвольте мне заметить, что если и есть логическое основание для того, чтобы искать исцеление от Бога, то вот оно! Когда ваша обувь нуждается в ремонте, то вы не несете ее часовому мастеру. Нет, вы относите их к сапожнику. Когда ваше тело нуждается в восстановлении, то логично предоставить его Тому, - где есть Тот, - Кто сотворил его, Творец тела. Это надежное основание для служения исцеления через молитву.
Я обнаружил на личном опыте, что Бог продолжает заниматься творением. Я много раз видел, как Бог производил видимые чудеса творения. Я наблюдал одно очень необычное чудо, когда Бог произвел ноготь на указательном пальце человека, на котором никогда не было ногтя. Это произошло менее чем за секунду – с католическим священником! Я также видел много раз, как отставшие в росте ноги вырастали на моих глазах. Это были примеры Божьей силы творения в действии. Он никогда не оставлял того, чтобы заниматься творением.
В Евангелии от Иоанна 9:1-7 описано, что когда Иисус встретил человека слепого от рождения, то Он исцелил его интересным способом. Он плюнул на землю, сделал кашицу из ставшей влажной пыли и помазал ею глаза слепого человека. Затем Он отправил его говоря: «Иди, умойся в купальне Силоам».
Иисус мог бы исцелить этого человека многими другими возможными путями, но Он выбрал способ сделать это таким образом. Почему? Давайте поговорим об этом. Мужчина был рожден слепым. Его глаза никогда не видели свет. Я могу предположить, что они были высохшими и пустыми. Это не было просто исцеление заболевания, это было действительно сотворение. Иисус служил оповещением Своему поколению: «Я все еще Тот же самый, Кто придал форму праху в Эдемском саду и дунул в него. Когда я изваял глину и дунул в нее, то произошло творение».
Когда Бог наклонился в Эдемском саду и вдунул в глину Своим дыханием, человек стал живой душой.
Дыхание жизней
Первые главы книги Бытие говорят о «жизни» на двух разных уровнях: духа и души. Каждый уровень наглядно проиллюстрирован тем еврейским словом, которое использовано в каждом случае. Еврейское слово дух это руах, в котором последняя буква, хет, описывает продолжающееся истечение, зависящее не от внешнего источника. С другой стороны, еврейское слово душа это нефеш. Оно описывает жизнь, которая должна принять прежде, а только потом сможет отдать. Нефеш начинается с вдоха, т.е. поглощения дыхания, с последующим выдохом того, что было вдохнуто, т.е. было принято.
В 3 главе я указывал на то, что первые главы Бытия содержат некоторые слова, которые стоят во множественном числе. Это относиться и к слову жизнь (хаим). Есть две формы жизни, как мы знаем: жизнь духа и жизнь души. Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизней (хаим) – жизни во всех ее проявлениях.
Способ сотворения Адама был уникальным. Я не говорю сейчас о ваянии его тела из глины, но о том факте, что Бог вдохнул жизнь прямо в него. Таким образом, Бог наклонился непосредственно лицом к лицу человека.
Я верю, что это демонстрирует тот факт, что человек, один из всего творения во вселенной, имеет уникальную способность для непосредственного доступа в присутствие Божье и для постоянного общения с Богом. Это означает, что есть что-то внутри человека, что уникальным образом связано с чем-то в Боге. Оно находит свое выражение в одном слове: общение. Первоначальная цель Евангелия заключается в том, чтобы вернуть человека назад к общению с Богом.
Все это указывает на уникальную связь между первыми и завершающими главами Библии. Кульминация взаимоотношений, которые взяли свое начало в 1 и 2 главе Бытия, описана в Откровении 22:3-4, в стихах, которые являются последним описанием Божьего искупленного народа: «Рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их».
Человек в этот момент возвращен в эти прямые отношения, лицом к лицу с Всемогущим Богом, отношения, для которых он был сотворен. Цели Божьи, временно разрушенные сатаной, в конце концов полностью свершились через Иисуса Христа и его искупительный подвиг. Это делает отношения человека с Богом уникальными и имеющими решающее значение. Человек имеет способность общаться с Богом, не сравнимую даже с ангелами. В вечности, искупленные во Христе, люди будут ближе к Богу, чем ангелы.
Одним из самых поразительных откровений в Писании для меня оказалось то, как сильно Бог, Сам лично, заботится о человеке. Я не в состоянии выразить это, лишь восклицаю вместе с псалмопевцем: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:5).
Другими словами, «Почему Ты так беспокоишься о человеческих существах?». И, тем не менее, насколько объективно я понимаю Писание, мы находимся в центре Божьего внимания. Мы «зеница» Его ока. В 1 Коринфянам 3:21 Павел говорит христианам: «Все ваше». Все, на небе и на земле, принадлежит нам. Все в нашем распоряжении.
Лично меня ничто так не огорчает, как те христиане, которые говорят и действуют так, как будто бы они абсолютно не имеют никакого значения. Такая позиция похожа на смирение, но, на самом деле, это неверие. Мы являемся самыми важными во вселенной. Не из-за нас самих, но из-за искупительного подвига Христа за нас. В Нем мы сотворены для особых взаимоотношений с Богом.
Божий образ и Божье подобие
Бытие 1:26 открывает, что существует два разных аспекта сходства между Богом и человеком. Первый, он был сотворен по Божьему образу (целем), и второй, он был сотворен по Божьему подобию (дмут).
Слово образ (целем) описывает внешнюю форму. Оно обычно означает тень в еврейском языке, и оно переводиться как «тень» много раз в Ветхом Завете. Довольно интересно, что в форме глагола в современном иврите оно употребляется еще и как слово, означающее «получить свою фотографию». В течении более чем 3.500 лет еврейский язык всегда использовал этот слово для обозначения внешней видимой формы.
Человек представляет Бога и внешне и внутренне. Внешне, он выглядит как Бог. Некоторые люди имеют представление о Боге, как о каком-то смутном легком тумане. Они не могут представить Его в какой-либо определенной внешней форме. Но Библия открывает нам, что Бог имеет правую руку, левую руку, Он имеет уши и глаза, у Него есть ноги, Он сидит, Он ходит, Он стоит, у Него есть спина, у Него есть передняя часть. Во всех этих отношениях, Он просто такой же, как вы и я. В действительности верно противоположное: это не Бог похож на вас и меня, это вы и я похожи на Бога.
В человеческой расе мужчина более точно, чем женщина, представляет внешний вид Бога. В 1 Коринфянам 11:7 Павел объясняет это так: «потому что он (мужчина) есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». Важно отметить, Павел говорит здесь о внешнем, физическом виде, а не о внутренней, духовной сущности.
Все это видно далее в вопросе воплощения. Бог воплотился в Личность Иисуса Христа. Бог избрал местом Своего пребывания мужчину и явил Себя во плоти. И было полностью уместным то, что это тело было телом мужского человеческого существа.
Другими словами, есть что-то в мужском человеческом существе, что особенным образом сотворено для проявления Бога. Даже ангелы не имеют этой уникальной функции, являть видимое подобие Божие. Эта привилегия зарезервирована для человека. И это еще одна причина того, что дьявол ненавидит людей и делает все, что сможет для искажения образа Бога в человеке.
Когда-то я был знаком с одной молодой девушкой, которой нравился молодой человек, и она носила его фотографию в своей сумочке. Однажды она получила письмо от этого своего жениха, в котором он писал, что нашел другую, на которой решил жениться. Когда она получила это известие, она взяла его фотографию, разорвала ее в клочья и растоптала их. Она не могла коснуться его, но она могла растоптать его образ.
Это то же самое, как реагирует сатана. Естественно, он не может коснуться Бога, поэтому, что он делает? Он берет образ Божий – человека – разрывает и топчет его. Каждый раз, когда пьяный человек бредёт, шатаясь по улице, ползает в сточной канаве и исходит рвотой, это дьявол топчет образ Божий. В определенном смысле он как бы говорит: «Ну вот, Бог. Видишь на что похож сейчас Твой образ? Вот что я чувствую по отношению к Тебе. Я не могу коснуться Тебя, но я несомненно могу извратить Твой образ».
Был короткий отрезок времени, когда сатана мог коснуться Бога. Это было, когда Иисус принял образ человека и подчинил Самого Себя суду Пилата. Тогда сатана получил возможность сделать то, что он хотел сделать Богу – в Личности Иисуса. Результатом этого было распятие. Но все остальное время сатана ограничен в возможностях делать наихудшее, на что он способен, человеческим существам, сотворенным для явления образа Божьего.
Теперь давайте проанализируем дмут, другое еврейское слово, использованное в Бытии 1:26 для описания сходства с Богом. Дмут это более общий термин, чем целем. Он относиться в основном не к внешнему виду, но ко всей личности человека.
Я уже указывал на то, что существует триединство в Боге. Этому соответствует триединство в человеке. Три элемента его сущности – это дух, душа и тело. В 1 Фессалоникийцам 5:23, Павел молится о живущих там христианах: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Полное освящение охватывает все три элемента: дух, душу и тело.
Дух был вдунут в человека Творцом при сотворении. Его тело было сформировано из глины, взятой из земли. Союз духа свыше и глины снизу произвел душу.
Душа – это личное «я» в каждом из нас. Душа может сказать «я буду» или «я не буду». Это – принимающий решения элемент нашей личности. Душа является «рулем», которым мы избираем свой путь всю жизнь. Иакова 3:1-5 открывает, что «руль» это язык.
Спасение приходит душе, которая делает правильное решение, в ответ на Евангелие, и следует ему через соответствующий стиль жизни.
Союз Бога Творца с телом из плоти производит «нового человека». Этот новый человек – моральное существо. В отличие от животного, он знает разницу между правильным и неправильным, между добром и злом. Вы можете натренировать собаку делать определенные вещи и не делать других вещей. Если собака сделает что-то, на что её не тренировали, и вы обнаружите это, она опустит свой хвост между ног, и будет выглядеть виноватой. Но это не подтверждение сознательности, различающей правильные действия и неправильные. Это просто обусловленное поведение, требуемое при определенных ситуациях. Но человек сотворен с сознанием, которое говорит ему, что одни определенные вещи правильные, а другие вещи неправильные.
Некоторые люди сегодня рукоплещут «новой морали», которая, на самом деле, также стара, как сад Эдемский. В каждом поколении сатана ищет посредников, чтобы размыть различие между правильным и неправильным, между добром и злом. Факт остается фактом, но человек имеет моральное чувство. Он не может уйти от этого. Он может напиться до опьянения; он может довести себя до отупения наркотиками. Но, что бы он ни делал, он не может избежать того факта, что он знает, где правильное, и знает, где неправильное.
Другой отличительной особенностью человека является то, что он обладает некоторой способностью к творчеству, которую он получил от Бога. Это проявляется во многом. Человек может планировать, строить и осуществлять. Например, если он хочет пересечь море, он может спроектировать, а затем построить корабль. Он может определить, какие части необходимы; он может придумать, как смонтировать и соединить их вместе. Он может задумать цель и достигнуть её.
Другими словами, человек имеет определенную творческую способность, которую стоящие ниже животные не имеют. Кролик может вырыть нору, птица может устроить гнездо, но они не меняются. Они не развиваются. У них нет прогресса. Способность к изменениям и развитию определена человеку.
Во всех трех сферах его личности – духовной, моральной и интеллектуальной – составляющие в человеке уникально соответствуют составляющим в Боге.
Глава 6
Адамова раса
Наше предназначение.
Если посмотреть далее вопроса нашего происхождения, то нужно определить, в чем наше предназначение? Мы начали с цели, для которой человек был создан.
Если сказать в двух словах, то человек был создан, чтобы быть правителем, «иметь владычество». Вторая часть 26-го стиха, 1-й главы Бытия говорит: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Обратите внимание, что эти слова были сказаны не только лично об Адаме, но и о его потомках после него: «И да владычествуют они…»
Раса Адама была сотворена для управления всем земным шаром – морем, землей, воздухом и всеми созданиями, населяющими эти сферы. Адам был Божьим видимым представителем, употребляющим Богом данную власть над всей землей. Когда другие создания на земле встречали Адама, они должны были видеть в нем подобие Творца, обладающего властью над ними, той властью, которую передал ему Творец.
Это ясно показано в Псалме 8:5-9:
Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
Эти слова цитируются в послании Евреям 2:6-8 по отношению к Иисусу, но они применяются к Нему как к главе расы Адама. Все было помещено под правление расы Адама. В Иисусе раса Адама нашла исполнение своего предназначения. До этого, предназначение было провозглашено, но не было исполнено. Есть что-то, даже в падшем человеке, что продолжает знать, что он сотворен для правления. Но его способность управлять повреждена из-за наличия в нем греха.
Не удивительно, что человек, исследовав всю землю, даже перешел к луне. Это выражение его сущности. Он сотворен исследовать, сотворен править, сотворен контролировать. Но ему недостает Божественного подтверждения до тех пор, пока он сам не находится под контролем Бога.
Следующей уникальной особенностью Адама было то, что он был призван к осмысленному партнерству с Богом. Обладая этой способностью, Адам был уполномочен классифицировать все царство животных. Это записано в Бытие 2:19-20:
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
В еврейском языке, на котором мы получили Библию, присваивание имен не делалось наугад. Это никогда не было делом случая. Имя всегда выражало сущность. Бог произвел весь животный мир до Адама и поручил ему дать «имя» им. Адам дал им имена, и как Адам назвал каждого, таким и было его имя.
Адам был способен давать каждому животному его точное имя. Это указывает на то, что Адам понимал взаимоотношения среди животных: их порядок, их особенности и так далее. Другими словами, он имел то, что мы бы назвали научными знаниями, не благодаря опыту, но используя Божественное откровение, которое брало свое начало в его взаимоотношениях с Богом.
В Кембриджском университете я изучал философию, и специализировался на изучении философии Платона. Одним, чем более всего был увлечен Платон, был процесс определения. Я написал диссертацию на тему «Эволюция Платоновского метода определения», и благодаря ей был избран в состав Кингс-Колледжа Кембриджа. Платон обнаружил, что мы не можем удовлетворительно определить вещи, двигаясь снизу вверх, то есть, от больших разновидностей к меньшим. Мы не можем взять большое количество разных вещей и выделить похожие особенности в них, и в конце концов составить эксклюзивный список того, что имеет нечто общее и присущее только им, найдя признак, по которому они отличаются. Никакой достаточно удовлетворительный критерий отличия не может быть обнаружен таким образом. Он никогда не будет адекватным.
В конце концов, Платон пришел к выводу, который использует современная наука, что и сделало его настоящим «отцом» метода определения по родам и видам. Просто он определил, что мы не можем начинать снизу и достигать высшего уровня. Мы должны начинать сверху и двигаться вниз. Мы начинаем, установив семейство, затем род, затем вид и так далее.
Но как мы достигнем первого уровня всеохватывающей классификации? Ответ Платона звучал бы так: интуитивно, не по наблюдениям. Эта область, в которой человек должен пойти выше простого физического восприятия. Адам, в его исходных взаимоотношениях с Богом имел совершенную интуицию. Он мог видеть интуитивно все взаимоотношения в царстве животных и затем выражать это в именах, которые он давал.
Последним, уникальным отличием Адама, в нашем изучении, было то, каким образом он получил супругу. Читаем далее, Бытие 2:20-24: «Но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Стих 20).
Фраза, - помощник, подобный ему, по-еврейски это eзер к’него, которую более или менее можно перевести, как «помощник, стоящий напротив». Когда Адам увидел всех животных, то не было ни одного из них, с кем бы он мог иметь взаимоотношения таким личным образом. В дальнейшем Бог усыпил его.
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.» (Стихи 21-24.)
Адаму была дана привилегия наслаждаться уникальным зрелищем разнообразного и совершенного Божьего творения. И, тем не менее, чего-то все-таки не хватало. Не было никого, с кем Адам мог иметь взаимоотношения на его собственном уровне и поделится всей глубиной того, что он переживал.
Самым мучительным в любовании сценами невероятной красоты является то, что трудно наслаждаться ими в одиночку. Есть что-то в настоящем величии, что вы не сможете оценить сами по себе. Когда я был студентом Кембриджа, у меня был друг, который обычно поднимался вместе со мной на горы Греции. Но иногда он мог пойти и один. Особенно он любил наслаждаться пейзажами гор на северо-западе Греции. Он мог пойти, не взяв ничего, кроме спального мешка. Когда наступала ночь, он мог забраться в свой спальный мешок, и лежать там до тех пор, пока солнце не коснется гор на рассвете следующего дня. Затем он мог вернуться назад и сказать мне: «Это было настолько грандиозно, это было так красиво, но я просто не мог воспринять это без кого-то, кто бы находился рядом со мной».
Я верю, что многим из нас знакомы подобные переживания. Наступает момент, когда вы говорите: «Я должен этим поделиться с кем-нибудь».
После этого торжественного шествия животного мира перед лицом Адама, все еще не было никого, с кем он мог бы поделиться своими впечатлениями. Бог сознательно оформил это таким образом! Он показал Адаму то, чего Он Сам желал и Он показал это, сделав так, чтобы Адам пожелал того же самого. То, что Бог хочет больше всего, и Он хотел, чтобы Адам пережил то же самое, это общение.
После такого рода наглядной демонстрации Адаму его нужды в общении, Бог произвел уникальную операцию. Он извлек одно из ребер Адама, и из него создал женщину, и привёл её к нему, чтобы она была его «помощницей». Реакция Адама была такой: «Это та, которую я ждал! Это кость от кости моей, и плоть от плоти моей».
Это четкая картина, в символах, Иисуса и Его Церкви. В то время, когда Иисус спал в гробнице, Бог извлек из Его смерти то, что Он сделает Невестой Иисуса. Церковь будет для Иисуса тем, чем Ева была для Адама, костью от Его кости и плотью от Его плоти, и это восполнит Его жажду к общению.
Мы возвратимся еще раз к этой потрясающей истине, этой высшей цели и предназначению Божьему, - общению с человеком.
Сейчас я вкратце суммирую пять отличительных характеристик Адама, как я описал их в этой и предыдущей главе. Они применимы к каждому из нас, как к потомку Адама, и они открывают многие глубочайшие нужды в нашей жизни.
· Метод сотворения: тело Адама было изваяно из глины, но затем получило дыхание напрямую от Духа Всемогущего Бога, что привело Бога и Адама к тому, что они находились лицом к лицу друг с другом. Это было основанием для взаимоотношений Адама с Богом и давало ему способность для общения с Богом так, как никакому другому творению.
· Особая сущность человека: внутренне Адам был сотворен с особым подобием Богу, которое было духовным, моральным и интеллектуальным. Внешне его физическая форма отображала форму Творца.
· Цель сотворения человека: Адам употреблял власть как Божий представитель для всей земли.
· Позиция человека, как сознательного партнера с Богом: в определенный момент Своих взаимоотношений с Адамом, Бог отступил в сторону и сказал: «Адам, что ты думаешь о том, если мы как-то назовем этих животных?». Таким образом, Адам стал ответственен за классификацию царства животных.
· Воспроизводство супруги: сначала Бог спровоцировал в Адаме чувство нужды в ком-то, с кем можно разделить личное, интимное общение. Затем Он удовлетворил эту нужду, произведя на свет Еву. Это стало прообразом тех взаимоотношений, которые Бог хочет развить между Христом и Его Невестой, Церковью.
Для исполнения его ответственностей Бог дал Адаму свободную волю. Он мог всегда избрать послушание или непослушание. Свободная воля – это насмешка, если при этом нет выбора. После сотворения Адама Бог не ходил взад-вперед повсюду, как полицейский на дежурстве, следя за Адамом и говоря: «Теперь сделай это!», или «Не делай того!».
По-видимому, Бог оставлял Адама и Еву на какое-то время одних. Бытие 3:8 описывает что «Господь Бог, ходящий в раю во время прохлады дня» - буквально, «во время ветра дня». Это должно быть около того времени, когда начинал дуть небольшой свежий вечерний ветерок. Ясно видно, что Бог не был в саду весь день. Вывод такой, что Он посещал его с визитом для общения вечером.
Несмотря на то, что Бог, как личность, не оставался все время в саду, Он оставил Адаму одно постоянное свидетельство, которое всегда представляет Бога, нечто, что нельзя отделить от Него. Знаете ли вы, что это такое? Его Слово! Бог оставил Адаму слово.
Я подчеркиваю это, потому что мы имеем прямую параллель между этой ситуацией и новым творением во Христе. Когда мы сотворены заново во Христе, Бог не наблюдает за нами, как полицейский, говоря: «Делай это!», или «Не делай того!» Он не размахивает все время перед нами большой палкой. Но Он оставляет с нами одно постоянное свидетельство о Самом Себе: Свое Слово. В Иоанна 14:23 Иисус говорит Иуде Фаддею: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Как Он придет к нам? Как Он сотворит обитель у нас? Он придет к нам и будет обитать с нами через Свое Слово. То место, которое занимает Слово Божье в нашей жизни, это то место, которое Сам Бог занимает в нашей жизни. То же самое почтение и уважение, какое мы оказываем Богу, мы оказываем и Его Слову. Мы не любим Бога более, чем мы любим Его Слово. Проверка наших взаимоотношений с Богом – это наше отношение к Его Слову.
Это было истинно для Адама. Основанием его взаимоотношений с Богом было его отношение к Слову Божьему. Бог, насколько мы знаем, не давал Адаму Библию. Он дал ему два стиха: Бытие 2:16-17:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Это было Слово «Господа Бога». Это была истина. Однако в Бытие 3:4 сатана говорит свое слово: «Нет, не умрете». Это была ложь – сатанинская ложь. Их трагической ошибкой было то, что они отвергли истину Слова Божьего и приняли сатанинскую ложь.
«Вы можете грешить и избежать этого». Это была ложь. Но истина такова: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Потомки Адама все еще стоят перед тем же самым выбором, который он сделал в Эдемском саду. Вы и я по-прежнему должны сделать наш выбор, каждый для себя. Мы не можем остаться нейтральными. Каждый из нас определяет свою судьбу тем, как реагирует на Слово Божье.
Обратите внимание на три последовательные фазы в Слове Божьем, как Оно было дано Адаму. Прежде всего, было разрешение. Бог начал с позитивной фазы: «Вы можете есть от каждого дерева в саду, кроме одного». Следующим было запрещение (негативная фаза): «Но от дерева познания добра и зла не ешьте». Наконец, третьей фазой было предостережение: «В день, в который вы вкусите от него, смертью умрете».
Пока Адам верил и подчинялся Слову Бога, никакое зло не могло прикоснуться к нему. Ничто не могло забрать его мир, его жизнь и его благословение. Но в тот момент, когда он отверг Слово Божье, хотя Бог не присутствовал лично в саду в это время, он отверг Бога. Позвольте мне утвердить это снова, потому что это один из величайших основных уроков всего Писания: Ваше отношение к Слову Божьему определяет ваши взаимоотношения с Богом.
Возможно, вы не трясете своим кулаком перед лицом Божьим и не говорите: «Бог, я не хочу Тебя в моей жизни». Тем не менее, отвержение или непослушание Его Слову – такой же акт неповиновения, как размахивание вашим кулаком перед Его лицом. Ваше отношение к Слову это ваше отношение к Богу.
Вновь обратите внимание на связь между сотворением, описанным в книге Бытия, и новым творением во Христе. Когда вначале Бог сотворил Адама, после это Он оглянулся вокруг, говоря: «Куда бы Нам поместить его? Что же он будет есть?» Все, в чем нуждался Адам, было готово в совершенстве по Божьему провидению. Он поместил Адама в такую ситуацию, когда все его нужды уже были предусмотрены и восполнены – кроме жены. У Адама не было нужды ни в чем. Было только одно условие, чтобы остаться пребывать в этом совершенном обеспечении: необходимо было верить и подчиняться Слову Бога.
Как я понимаю Новый Завет, точно то же самое истинно для каждого человека, сотворенного заново во Христе. Когда Бог творит грешника заново во Христе, Он не оглядывается затем по сторонам, спрашивая: «Что Я должен сделать для него? Как Мне удержать его? Как он будет дальше жить? Как он найдет ответы на свои проблемы?»
При новом творении все, в чем мы нуждаемся, уже предусмотрено во Христе. Как Адам в Эдемском саду, мы помещены в условия полного и совершенного обеспечения. Это ясно описано во 2 Петра 1:2-4:
Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.
Обратите внимание на время глагола, которое использует Писание: «Божественной силой Его нам даровано – не будет даровано, но уже даровано – все необходимое для жизни и благочестия». Богу не нужно давать нам еще что-то. Все уже было дано нам во Христе Иисусе. Все это приходит через познание Христа, и содержится в величайших и драгоценнейших обетованиях Его Слова.
Адам был сотворен и помещен в место совершенного обеспечения. Ни в чем не было недостатка. Единственными условиями пребывания там были вера и послушание Божьему Слову.
Подобным образом, вы и я, сотворенные вновь во Христе, помещены в полное и совершенное обеспечение. Все, в чем мы только будем нуждаться, во времени и в вечности, уже предусмотрено. Единственные условия для пребывания в этом совершенном обеспечении – это вера и послушание Слову Божьему. Основная ошибка Адама заключалась в том, что он не подчинился власти Слова Божьего. Это также основная великая ошибка и для нас, как христиан.
Глава 7
Один человек и его молитва.
Гордость и бунт сатаны стоили ему места почета и привилегии на небесах. Многие христиане делают вывод, что он был навсегда изгнан из небесных сфер. Они говорят и молятся так, как если бы сатана был в аду, но не такую картину рисует нам Писание. Согласно Откровению 20:13-15, как я уже упоминал, Смерть и Ад – это ангелы сатаны, правящие сейчас в нижнем мире, которому предается неверие после смерти, вместе с другими творениями, которые принимали участие в восстании против своего Творца (см. 2 Петра 2:4). Это может включать ангелов, которые имели половые отношения с земными женщинами, как описано в книге Бытие 6:2-4.
Ад это также название места, которым они правят. Но сам сатана не заключен там вместе с ними. В конце концов, Смерть и Ад будут брошены в озеро огненное вместе со всеми, кто остался врагом Богу.
В Ефесянам 2:2 сатана назван «князем, господствующем в воздухе», подразумевая сатанинское правление в духовной сфере определенной как «воздух». В греческом языке есть два слова означающие «воздух»: aйтер, связанное со словом эфир, и aэр, связанное со словом аэро. Второе слово, aэр, означает воздух, прилегающий к поверхности земли. Первое слово, aйтер, означает высокие слои разряженной атмосферы и никогда не применяется для обозначения воздуха над поверхностью земли.
Интересно, что там, где сатана назван «правителем воздуха», использовано слово aer. Другими словами, сатана провозглашен, как правитель над самой поверхностью земли.
В книге Даниила, 10-ой главе, нам приоткрывается завеса на то, что происходит в среде ангелов, т.е. ангелов Божьих и ангелов сатаны. Очевидно, что идет продолжающийся конфликт между ангелами Божьими и силами сатаны, которые противостоят им. Это происходит в сфере, определенной нами как среднее небо.