Давайте полностью, умерев для себя
Дитрих Бонхоффер, убитый нацистами немецкий христианин, сказал: «Когда Иисус зовет нас к Себе, Он зовет нас прийти и умереть». В четвертой главе я говорил о важности сдачи на библейском пути благословения. Однако в конечном итоге сдача означает, что мы должны умереть для самих себя.
Подумайте об этом — человек, который все отдает и умирает для самого себя, абсолютно ничем не владеет. Он мертв! Он говорит: «Бог, моя жизнь — Твоя, мой дом — Твой, мои дети — Твои, все, что я имею, — Твое. А поскольку это все Твое, я ничего не удерживаю. Я охотно отдаю все это Тебе, Господь». И в этот момент поменялся владелец: им стал новый Господин.
В этот момент, момент смерти, начинается даяние. Люди, которые не могут давать, еще не умерли. Вот утверждение, которое я хочу, чтобы вы внимательно обдумали: Дают только мертвые; живые не дают. Если я полностью не сдаюсь Богу и продолжаю упорно держаться за вещи, то в сущности я говорю: «Мое, мое, мое и мое», и я совсем не мертвый. Но когда похоть и жадность мертвы, происходит даяние.
Что же это за смерть, о которой идет речь? Как мне умереть, чтобы я мог жить? Как мне сдаться, чтобы я мог быть благословенным? Какова истинная смерть для себя? Иисус дал нам ответы на эти вопросы.
В Евангелии от Иоанна 12 мы читаем о том, как некоторые люди пришли к Филиппу и сказали: «Господин, нам хочется видеть Иисуса» (ст. 21).
Мы не можем обратиться с большей просьбой, чем сказать: «Мы желаем видеть Иисуса». Вот что сказал Господь: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12:24).
Каков ответ! «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно». Если оно не умрет, то останется одно. Но если оно готово умереть и быть посеянным, то оно принесет много плода.
Каждый год седьмого декабря я вспоминаю о том, что произошло в тот день в 1974 году. Я по-прежнему помню тот первый вечер, когда я стоял на платформе в подвальном этаже пятидесятнической церкви в Ошаве, Онтарио, в Канаде, и произносил свою первую проповедь. Я страдал от заикания все свои двадцать один год, но за одну долю секунды Бог исцелил мое заикание, когда я начал проповедовать и провозглашать Его Слово со свободой, которую я никогда раньше не испытывал.
Сегодня я оглядываюсь назад и осознаю, что я все еще учусь тому, что сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 12:24: Если это семя не умрет, оно не сможет принести плод. Если это семя не умрет, то оно останется одно.
Пока я самостоятельно старался — по своей плоти — ясно говорить, я заикался. Иногда я так упорно старался говорить, что полностью был связан языком, и меня даже не понимали. В такие моменты я так смущался, что просто хотел исчезнуть! Но когда я, наконец, сдался, отдал мое заикание Господу и умер для себя, тогда пришло чудо. Да будет вся слава Богу!
Вот одна из великих истин царства Божьего: смерть должна произойти до того, как станет возможной обновленная жизнь. В естественном мире семя должно отдать свою жизнь и погрузиться в темную смерть почвы, прежде чем плод пустит ростки, вырастет и будет пожат. И как плод пожинается в естественном мире, такие же принципы применяются в сфере даяния.
Этот принцип смерти, предшествующий настоящей жизни, неоднократно отображается в жизни многих библейских героев.
Авраам и смерть для себя
В этой книге я уже много раз писал об отце основателе нашей веры, Аврааме, но еще не писал о том, как Авраам умер — не о его физической смерти, а о его смерти для себя. Когда Бог призвал Аврама (Быт. 12) выйти из его страны и пойти в ту землю, которую ему укажет Бог, началась его смерть для себя. Но это было только началом процесса смерти, так как еще очень многое в Аврааме было живым, и Богу пришлось потрудиться над ним.
Когда Аврам пришел в обетованную землю, вместо того чтобы остаться там, он пошел в Египет, потому что столкнулся с голодом и начал сомневаться. Позже он спросил у Бога: «Что Ты даешь мне? Я остаюсь бездетным» (Быт. 15:2). Бог уже обещал ему, что он будет отцом, но Аврам не умер для своего неверия. Затем Сара и Аврам вместе пытались «помочь Богу» (эпизод с Агарью). Было ясно, что Аврам еще был очень живым. Помните: если вы думаете, что можете помочь Богу, то вы определенно еще не мертвы!
Наконец, когда Авраму уже было почти сто лет, произошло что-то славное. Ему явился Господь и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен... И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17:1,5).
Авраму было девяносто девять лет. Почему Бог так долго ждал, чтобы исполнить свое обещание? Почему имя Аврама не было изменено до того времени? Я верю, что это было потому, что Бог не открывал Авраму Себя как Бога Всемогущего, доколе плоть Аврама не стала слишком слабой, и он больше не мог на нее надеяться. Только когда Аврам понял, что происходит — не воинством, не силой, не способностью, не умом, не образованием, не обучением, а «Духом Моим, — говорит Господь». Только тогда Аврам был готов для нового имени и новой отданной жизни.
И когда Аврам умер для плоти, Бог сказал: «Ты больше не Аврам. Ты — Авраам». В его жизнь вошли естество и дыхание самого Бога. Тогда только и явился Исаак.
Помните этот важный принцип: обетование не придет, пока плоть жива.
Аврам стал Авраамом, когда умер для себя. А смерть для себя пришла, когда Аврам обнаружил, что физически он не может произвести ребенка. Некоторые спрашивают: «Сколько лет ждал Аврам исполнения Божьего обетования?» Но это не тот вопрос. Настоящий вопрос в том, сколько ждал Бог?
Бог обещал, что родится Исаак, и Он никогда не уклонялся от обещания. Но Исаак не был рожден силой плоти, так как к тому времени плоть Авраама была не способна произвести ребенка.
Исаак был рожден силой Божьего обещания. Но Божье обещание не могло исполниться, пока плоть Авраама была живой.
Смерть для плоти является самым трудным. Плоть не может быть обращенной; плоть нельзя спасти. Поэтому единственным безопасным местом для вас и для меня является крест!
Крест — это наше место безопасности. Там наша плоть распинается с тем, чтобы могла прийти настоящая, Духом вдохновенная жизнь. Как и в случае с Авраамом, в тот момент, когда мы умираем, Бог свободен благословить нас.
Иосиф и смерть для себя
Иосиф был другим героем веры, которому сначала пришлось умереть для себя и для плоти. Несмотря на то, что он был юношей, Бог через сон обратился к нему и сказал: «Однажды ты будешь править на троне и станешь великим человеком». Немного времени спустя Иосиф призвал своих братьев и сообщил им, что однажды они все преклонятся перед ним.
Иосиф, не имея рассудительности, не мог подождать и рассказал своим братьям о своем сне. Тот сон осуществился, но только после того, как Иосиф умер для себя. Смерть никогда не дается легко. Иосифу пришлось пережить ужасы предательства и рабства, ярость и стыд от ложного обвинения и, наконец, щемящее отчаяние тюрьмы, прежде чем он научился тому, как умереть для себя.
Процесс умирания по-настоящему начался для Иосифа, когда он был в тюрьме. С самого начала он умирал для себя, но все же еще оставалось достаточно плоти, боровшейся за жизнь, так что Бог не готов был использовать его. Даже в тюремной камере Иосиф искал признания: он сказал заключенному с ним виночерпию: «Обязательно расскажи фараону обо мне, пожалуйста, не забудь сказать ему о том, что я существую». Я думаю, вы согласитесь, что всякий, кто ищет признания и повышения, еще не мертв.
Поэтому Бог позаботился о том, чтобы виночерпий не упомянул фараону об Иосифе после своего освобождения из тюрьмы. Поэтому Иосиф остался забытым, томящимся в тюрьме, день за днем чувствуя, что жизнь проходит мимо. Затем в тайниках своей души Иосиф сдался Богу и в дни умирания для себя обрел жизнь, которую Бог приготовил для него еще до начала времен.
Фараону приснился необычный сон. Он знал, что этот сон был более, чем беспорядочная смесь мыслей в конце занятого дня. Сон имел какое-то значение — значение, которое он должен был узнать любой ценой. И когда фараон отчаянно искал того, кто мог истолковать сон, тогда Бог и сделал так, что виночерпии вспомнил об истолкователе снов из прошлого. Иосиф полностью умер для себя и, сделав это, он стал полностью живым для Божьих целей.
Когда раньше я слушал Кэтрин Кульман, я часто слышал подобные слова: «Я умерла уже давно» или «Я умираю каждый раз, когда выхожу на платформу». Ее заявления приводили меня в недоумение, и я думал: «О чем она говорит? Что же она имела в виду, когда сказала, что умерла уже давно?
Но я знал, что в ее словах было что-то значительное. И поэтому в своем рвении переживать все от Бога и быть использованным Им, я обычно молился: «Боже, пожалуйста, убей меня!» Когда я думаю о тех днях, я только качаю головой и смеюсь. Но сейчас, по Его благодати, я понимаю, на что она указывала, и это такая драгоценная истина!
Теперь я знаю, что самые помазанные люди на земле — это мертвые. Мертвые не физически, а мертвые для этого мира. И я обнаружил, что Господь помазывает только «мертвых людей», потому что в умирании для себя мы становимся полностью живыми для воли и пути Господа.
Моисей и смерть для себя
Подумайте о Моисее, которого Бог послал в пустыню. Он пережил изоляцию и изгнание, когда пас овец своего тестя в безлюдной степи. Там он научился умирать для себя и своего честолюбия.
Когда Бог при Хориве явил себя Моисею, бывший принц к тому времени потерял свое положение, свое влияние и самые лучшие годы своей жизни в естественном мире. Ему, возможно, было восемьдесят лет, но он «был очень скромным человеком. Скромнее его не было человека на земле» (см. Числ. 12:3, Современный перевод). Иными словами, Моисей умер для себя. Иными словами, он был тем человеком, которого искал Бог.
И со встречи с горящим кустом до взгляда на прекрасный вид обетованной земли перед смертью, величайшее откровение когда-либо пережитое человеком, пришло к Моисею после того, как он умер для себя.
Бог не ищет «несколько хороших людей» — он ищет несколько мертвых людей — мужчин или женщин, которые на опыте понимают силу и тайну величественных слов апостола Павла во Втором послании к Коринфянам:
«Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:14).