Священномученик илия бажанов
Память 3 / 16 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Рязанских святых
Родился 24 июля / 6 августа 1877 года в семье псаломщика Покровской церкви села Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татьяны Исмайловны. Младший брат - протоиерей сщмч. Константин Бажанов (+ 1937).
В 1895 году окончил Касимовское духовное училище[268].
После окончания IV курса Рязанской духовной семинарии[269], в 1900 году, поступил на должность учителя в церковно-приходскую школу д. Кочемары Касимовского уезда, но Преосвященным Полиевктом (Пясковским), епископом Рязанским и Зарайским в 1901 году был определен во диакона к Казанской церкви села Малахово и там же был рукоположен. Состоял учителем сельской школы.
Прот. Илья Васильевич Бажанов |
По собственному прошению, 13 / 26 ноября 1904 года был переведен на штатную диаконскую должность к Покровской церкви села Никиткина Егорьевского уезда.
В семье о. Илии родились две дочери - Валентина (1902 г.р.) и Зинаида (1905 г.р.).
23 июня / 6 июля 1914 года был переведен на штатное священническое место к Никольской церкви села Ксенофонтово того же уезда, а 19 июля / 1 августа рукоположен во священника Преосвященным Амвросием (Смирновым), епископом Михайловским, викарием Рязанским. В его послужном списке в клировой ведомости указано, что все это время он состоял заведующим и законоучителем при Кочемарской церковно-приходской школе.
В 1921 году был переведен в Воскресенский храм села Карамышево Касимовского уезда. Здесь о. Илия за усердную многолетнюю службу Церкви Христовой удостоен сана протоиерея.
В 1928 году был арестован и осужден на 6 месяцев принудительных работ за "несвоевременную уплату сельхозналога". В счет налога у о. Илии были отобраны дом, надворные постройки, лошадь, корова, мелкий скот. Срок наказания отбывал в Касимове. Дом о. Илии отдали пионервожатой, и когда она уезжала на юг отдыхать, о. Илию в счет сельхозналога заставляли сторожить этот дом, и он был вынужден ночью спать на крыльце своего бывшего дома, не имея возможности войти в него.
После отбытия наказания продолжил служить в Карамышевском храме и, одновременно - настоятелем Успенского храма села Котрово (Которово).
Из доносов на о. Илию в НКВД: "Летом 1935 г., во время засухи, ходил с молебном по окрестным местам, говорил в проповедях что только Бог может послать дождь, призывал обратиться к Богу".
Встречу со школьниками и пожелание батюшки хорошо учиться власти истолковали как призыв записаться в прихожане. Обход села с пением пасхальных песнопений на праздник Пасхи председатель запретил несмотря на протест прихожан. Несмотря на такое отношение и активное давление властей о. Илия твердо, смело и мужественно продолжал свое служение, не боялся проповедовать, вопреки желанию властей ходить по приходу на Пасху и в великие праздники, не оставляя своих прихожан один на один с безбожной властью
Был арестован 20 августа[270] 1937 года. Признал вину частично. Подтвердил, что не только среди молодежи "проводил религиозную пропаганду", но и "среди остального населения". Из показаний о. Илии (в записи следователя): "Да, действительно, со стороны меня проводилась контрреволюционная работа, но только я ее производил на почве религиозной пропаганды... Все силы и могущество - в Боге. Нужно надеяться на Бога, а на советскую власть надеяться нечего, они вам не помогут".
15 сентября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области, по обвинению - "активная к/р работа среди населения и учащейся молодежи, организовывал массы для восстания против Советской власти" (ст.58-10 УК РСФСР), был приговорен к расстрелу.
16 сентября 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Погребен вблизи поселка Бутово на огороженной территории бывшего полигона НКВД СССР.
15 августа[271] 1989 года был реабилитирован по указу Президиума Верховного Суда СССР.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Касимовской епархии
- http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article...d=5
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...tk*
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
6Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
9Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; 10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Апостол обличает свою паству за царящие в ее среде нестроения, а также за некоторые другие тяжкие грехи. грозя прещениями и тут же призывая к исправлению, вопрошая с упреком – с любовью ли к ним прийти или с палкой. Под палкой, разумеется, имеются в виду духовно-дисциплинарные меры воздействия. Таково служение епископа, который должен иногда и наказывать. Но апостол здесь не господствует и подавляет, а призывает к исправлению, дабы ему не пришлось применять эти меры, а ожесточенных – извергнуть из своей среды, дабы они не смущали других. Впрочем, позднее до него дойдут сведения, что коринфяне так и поступили, а потому во втором послании к ним будет призывать простить этих людей, говоря уже не с точки зрения справедливости, но по любви, готовой прощать ближних….
Евангелие (от Матфея): 1И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это - начало болезней.
9Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется.
14И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- 16тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25Вот, Я наперед сказал вам.
26Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; 40тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- 50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Господь говорит о разрушении Иерусалима и храма римлянами и тут же – о последних временах мира сего. Также говорится о гонениях на всех последователей Его. Но верных Божиих гнали с самых первых дней существования Церкви, как народ на народ и царство на царство восставали от начала времен и даже доныне непрестанно кто-то с кем-то воюет, не говоря уже о лжехристах и лжепророках, о которых паству предупреждали уже апостолы, обличая лжеучения, кои те распространяли. Поэтому конца времен и пришествия Христова люди ждали постоянно. Разумеется, считается, что перед концом времен все это достигнет особенной силы, но и ныне все это есть, ак и ныне для мира вера наша есть безумие. Что сказать? Сам Господь сказал об этих днях: «Не ваше дело – знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти….» «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий придет….» - В этом – вся суть сих слов и на этом, а не на выискивании признаков конца света, следует делать акцент….
И чтения праздника священномученика Анфима. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Начальные слова этого отрывка «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», означают суть почитания святых, ибо без желания подражать жизни их все наше их почитание и чтение их житий имеет довольно мало смысла (разве что молитва им имеет многую пользу, но и здесь без собственной духовной работы человек немногого добьется, ведь человек, беспарерывно кричащий о помощи, а сам лежащий на печи, этой помощи не добьется)…
Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.
3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить….