Не совершай преступлений против брата
Принцип первый заключается в том, что христиане никогда, ни при каких условиях не должны совершать преступления друг против друга.А между тем мы не только их совершаем, но еще и оправдываем. Давно, еще в России, где я обратился к Богу, произошел случай, в который до сих пор не могу поверить. Три брата в одной церкви решили построить дома. Они пошли в горисполком, выпросили участки земли. Один из них, кстати, дьякон церкви, закончил строительство первым. Второй товарищ уехал из города и передал свой участок другой семье. А третий тянул с постройкой: то денег не было, то времени. И вот самый удачливый строитель просит его временно передать ему участок в пользование, чтобы посадить там картошку - чего земле пустовать-то.
Товарищ согласился: почему не пойти навстречу брату из церкви. Миновал год. И дьякон обращается к доброму другу уже с другой просьбой: "Слушай, отдай мне эту землю полностью, ты все равно ничего не строишь". На этот раз товарищ воспротивился: "Зачем я буду отдавать? Может, я все-таки соберусь?" Прошел еще год. И у него появляется возможность приступить к делу. Он - в горисполком за разрешением на строительство. Там спрашивают: "А у Вас участок есть?" - "Конечно!" - отвечает он. Стали искать документы, нашли и говорят: "Вы знаете, этот участок уже не принадлежит Вам". - "Как не принадлежит? Почему?" Ему вежливо объясняют: "Вы от него отказались. Вот Ваше заявление с подписью. А владеет им теперь тот-то и тот-то". И кто же, вы думаете, оказался новым владельцем? Наш быстрый брат, построивший дом первым, дьякон церкви. Получив отказ, он, недолго думая, написал заявление в горисполком от имени своего друга, что тот, мол, добровольно отказывается от участка, расписался за него. И попросил чиновников высвободившуюся землицу оформить на свое имя. Я узнал эти подробности уже в Германии и просто потерял дар речи. До сих пор не могу поверить в реальность этих событий. Вы знаете, когда мы что-то хотим очень сильно в этом мире, нас захватывают плотские идеи, мысли, жажда иметь усиливается до такой степени, что мы просто теряем разум. Но это в мире, там к таким вещам уже привыкли. А в церкви, казалось бы, такое невозможно. Ан, нет! Даже будучи братьями в одной церкви, даже имея сан служителя, можно совершить определенные поступки, не укладывающиеся в простой здравый смысл, не говоря уже о христианской морали. Как можно было такое сделать? Оказывается, можно. И я думаю, дьякон церкви нашел даже оправдания для своего поступка: "Мне был действительно нужен участок, а вот он просто тянул резину: сам не строил и не давал другим".
Мы ищем оправдания, убеждаем сами себя в необходимости именно этого поступка до такой степени, что начинаем искренне верить, что по большому счету мы правы.Потом мы уверяем окружающих в том, что это правильно. И когда мы сами и окружающие поверили, совесть нас больше не осуждает. Правда, отвергнуть Духа Святого бывает нелегко: надо убеждать себя часами, днями или даже месяцами: "Он не заслужил этого! Да, он плохой! Посмотри на его лицо, посмотри на его детей, как они себя ведут! Нет, надо забрать у него, он не заслужил! Я абсолютно прав!" Мы себя убеждаем, убеждаем и убеждаем. И не замечаем, что к одному греху прибавляем другой, еще более тяжкий.
Но не думайте, что такой поступок мог совершить лишь незнакомый вам дьякон церкви в далекой России. Похожее может произойти с каждым. Возьмем другую ситуацию, на первый взгляд, более безобидную: скажем, у меня есть пять тысяч евро, я насобирал их. Здорово! Я молодец! Они у меня лежат на книжечке под проценты. Приходит ко мне брат и говорит: "Хочу купить машину, но банк не дает кредит. Помоги". А я прикидываю и спрашиваю: "А сколько процентов банк брал бы с тебя?" - "Пять". - "Ладно, дам пять тысяч под эти же проценты! Идет?" - "Идет". И я потираю руки, потому что пять процентов - это намного больше, чем если деньги просто лежат на книжечке. А совесть меня не осуждает. Знаете, почему? Потому что я умный: "Ага, в мире же так? Так. Ну, это справедливо? Справедливо! Если бы он взял в банке пять тысяч, проценты надо было бы платить? Надо. Ну, а почему их мне не получить?" Вот такая логика. А между тем Господь строго-настрого приказал, чтобы братья и сестры в церкви не брали друг с друга процентов и не наживались один за счет другого! Поэтому если даешь, давай без процентов. Как брату. Не совершай преступления.
Но у этой медали есть и другая сторона. Понимаете, у одних наглость проявляется в том, что они, что-то имея, дают в долг и ставят человека в зависимость. А у других, наоборот, наглость проявляется в том, что у них, кроме пустых карманов, ничего нет, и они берут в долг. А когда надо возвращать, ищут причины, чтобы не отдавать. Например, начинают убеждать себя: "А, он и так богатый. В отпуск ездит два раза в год! Не последнюю копейку мне занял. Потом я слышал, люди говорили, не очень честные-то у него денежки... Поэтому отдавать необязательно". И человек убеждает, убеждает, убеждает себя. Так долго, пока не поверит: "Да, точно, я имею право не отдать", - и не отдает. И это тоже беззаконие и преступление среди братьев и сестер. Одно дело, если человек сам подошел к своему должнику, потому что Бог расположил его к этому, и сказал: "Слушай, ты мне был должен 15 тысяч. Но у меня сейчас намного больше, чем было. Бог благословил. Я тебе прощаю". Тогда радуйся и веселись! Десятину, правда, не забудь с пятнадцати тысяч заплатить. Но если нет, то будь добр, с великой благодарностью отдавай тем, кто тебе дал в долг. С благодарностью, а не с неприятием. Вы знаете, через некоторое время у человека, взявшего в долг, возникает неприязнь к тому, кто ему дал взаймы. Он даже начинает сердиться и раздражаться: "Что он от меня вообще требует? Что он хочет? Ходит за мной и ходит..." Уже даже и видеть не можешь человека, которому ты должен. Чешешь лоб себе и думаешь: "Хоть бы он куда-нибудь исчез или переехал бы, или еще что-нибудь... А то ведь никак не отвязаться. Опять глазами ищет меня. Да, отстань ты!" Это натура человека. Поэтому параллельно со строительством духовных стен, характера, наших отношений с Богом очень важно понимать и, главное, соблюдать порядок внутри церкви. То есть знать и исполнять хотя бы самые главные принципы, регулирующие наши отношения друг с другом.
Глава 3
Не "угрызай" брата своего!
Второй принцип. Читаем в Писании:
"Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом"
(Галатам 5:15).
Вдумайтесь, насколько глубоки эти слова. Когда дьявол не может пробить стен, построенных вами, не может вернуть вас к сквернословию, к блуду или каким-то другим грехам, он не отступает. Наоборот, начинает внутри стен, в церкви, между верующими сеять ядовитые семена зависти, гордости, ненависти и т. д. И, если не бодрствовать, не противостоять этому, семена обязательно прорастут. Но мы для этого и живем с Господом, читаем Библию, ходим в церковь, чтобы не дать этим злым росткам взойти, чтобы предотвратить "угрызения и съедение друг друга".
В прежние времена, еще в России, когда приходилось ездить по церквям и проповедовать, я встречался с одним пастором маленькой деревенской церкви. Это был уже пожилой дедушка, и он умер прямо за кафедрой. Знаете, от чего? Сердце остановилось, инфаркт. А в церкви было пятнадцать человек, пятнадцать бабушек. Но каждая имела луженое горло и очень длинный язык. И каждая сестра лучше других знала, как все надо делать, и все учили "бедного братика". И кончилось тем, что "съели" они его, "съели" без хлеба, своими упреками, недовольством, спорами или даже угрозами. Пастор умер, у него остановилось сердце. Думаете, на этом все кончилось? Ошибаетесь. Сестры принялись друг за друга. Они именно "угрызали" одна другую. Этот процесс, если он начался, совсем непросто остановить. Так вот, мы не должны "сгрызать" друг друга. Это не наше призвание.
Глава 4
Не спорь
Третий принцип: берегись споров и состязаний.Писание говорит:
"Глупых же состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны" (Тйту 3:9).
Что значит, удаляйся? Просто перестань на эту тему разговаривать. Некоторые говорят: "В спорах рождается истина". Глупость это! Истина требует от человека тяжелой и напряженной работы, тишины, сосредоточенности, даже самоотречения. А в споре рождается совсем другое: злоба, гнев, обиды, оскорбления, ссоры и т. д. Если мы хотим разобраться в чем-то, меньше всего нам поможет спор. Спор, вообще, не от Бога. Есть разговор, беседа. В беседе можно продвинуться в сторону истины, сто процентов, но в споре - нет. Не до истины, когда из глаз летят искры и спорящие готовы схватить друг друга за горло. Спорят как-то два христианина (это, чтобы вы не заснули, читая эту книгу), и один заявляет другому: "Это ты сделал!" "Нет, брат, это ты сделал!" - отвечает второй. "А я говорю, ты! Ты!" - горячится первый и бьет собеседника по щеке. Тот на мгновение приходит в замешательство, потом выкрикивает: "В Писании сказано: не оставайся должником никому", - и отвешивает ответную оплеуху. Первый поднимается с земли и продолжает: "Слово Божье учит: дающему да воздастся", - и бьет уже кулаком. Два неверующих подходят, смотрят, качают головами: "Что это они делают?" И тут появляется пастырь, хлопает по плечу непонятливых наблюдателей и объясняет: "Да ничего особенного, они просто истолковывают друг другу Слово Божье". Храни нас Господь от таких истолкований!
Я очень много времени провел в спорах среди верующих. И единственная истина, которую я вынес, заключается в том, что споры не приводят ни к чему хорошему.Вот почему Писание настаивает на том, что этого надо удаляться. Задумайтесь о том, что такое спор? Это всегда оправдание своего "я". "Я всем докажу, что я прав!" - это девиз спорщика. А повод для таких схваток, как правило, оказывается самым ничтожным. Вот встречают, например, на улице муж с женой общего знакомого, и муж начинает рассказывать, как месяц назад они прекрасно провели выходной: "Мы ехали на зеленой машине, которую взяли на прокат", - говорит он. Жена перебивает: "На красной". - "На красной? - морщит муж лоб. - Да нет, она была зеленая!" - "А я говорю: красная!" - уже нервно настаивает жена. - "Какая красная, очнись! Зеленая, тебе говорю!" - "Нет, красная, красная!" Спор разгорается, как костер. Уже не разнять их даже постороннему человеку. И вы знаете, они потом не вспомнят причины этой схватки. А вот обида, вражда останутся в сердце надолго.
И верующие не избавлены от этого опасного недуга. Вот ведут чинно беседу два брата. И вдруг один заявляет: "Я тебе говорю, там так написано!" А Библии с собой нет. "Ты ошибаешься, — возражает второй. — Это совсем из другого места!" - "Нет, это ты ошибаешься. Я повторяю, написано именно так". - "Да нет там таких слов, нет!" - и атмосфера беседы начинает накалятся. И внутри у братьев уже такая буря. И кончается обычно такой диспут ссорой. И потом еще долго два брата могут не разговаривать друг с другом и даже не здороваться. Да какая разница, кто из вас прав! Подождите 15 минут, дойдите до дома, откройте Библию, прочитайте и узнайте. Зачем спорить? Тем более ссориться! Верующие грызут друг друга, а дьявол смеется. Послушайте, нам так важно понимать, кто мы такие. Мы - дети Божьи, детям не надлежит друг с другом ссориться.
Глава 5
Свои по вере
Четвертый принцип: своим по вере- особенное предпочтение.Так написано в Библии.
"Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче (или больше всего - авт.) своим по вере" (Га- латам 6:10).
Как это надо понимать? Давайте обратимся к примеру из жизни. Когда мы в России, в баптистской церкви, строили молитвенный дом, одна сестра, уже бабушка, принесла тысячу рублей и сказала: "Я жертвую эти деньги на строительство церкви. Я их собирала себе на похороны. Могла бы отдать своим детям, потому что они всегда нуждаются, но я жертвую их во славу Божью, на церковь". А была другая сестра, тоже бабушка, у нее было пять тысяч, и она дала их сыну на "Жигули". Как вы думаете, в чем разница между этими двумя пожилыми женщинами, которые обе расстались со свои деньгами? Одна отдала своим по вере, а другая — своему по плоти. А что говорит Писание: не своему по плоти, "а наипаче (в первую очередь! - авт.) своим по вере". Почему? Не знаю, так написано, это Божья воля, так Господь хочет. Скажите, кого из этих бабушек больше благословит Бог? Правильно! Первую. Она исполнила Слово Божье. При этом ее сын, возможно, обиделся на мать: "Не дала мне тысячу! А у меня такие проблемы!" А другой, скорее всего, ликовал: "Ой, моя мамочка хорошая! Дала мне на "Жигули"!" И чем же закончилась эта история, спросите вы? Счастливый сын, конечно, купил "Жигули" и стал разъезжать на этой машине. Вы знаете, в то время иметь машину — было просто шикарно, и, естественно, он стал на ней подрабатывать, задерживаться допоздна или даже до утра. И, в конечном итоге, он развелся с женой, потому что стал блудником. Кто же и что приобрел в результате этих даров? Есть, о чем подумать.
Конечно, мы должны любить своих родных и близких, благословлять их, уделять им внимание, обязательно помогать. Но Писание говорит: "В первую очередь отдавайте предпочтение тем, кто во Христе". Предположим, у меня есть какой-то знакомый, друг или родственник, и он пьяница. А я работаю на фирме, там освободилось место, и я беру своего друга или родственника и даю ему работу. А в церкви много братьев и сестер, которые верят в Бога, любят Иисуса, живут честной, чистой жизнью, но я предложил эту возможность не им, а грешнику. В этом случае я поступил неправильно, не по Писанию, не по Божьей воле.
Глава 6
Думай о себе скромно
Пятый принцип: берегись превозношений и обольщений.
"По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но