Не совершай преступлений против брата

Принцип первый заключается в том, что христиане ни­когда, ни при каких условиях не должны совершать пре­ступления друг против друга.А между тем мы не только их совершаем, но еще и оправдываем. Давно, еще в России, где я обратился к Богу, произошел случай, в который до сих пор не могу поверить. Три брата в одной церкви ре­шили построить дома. Они пошли в горисполком, выпро­сили участки земли. Один из них, кстати, дьякон церкви, закончил строительство первым. Второй товарищ уехал из города и передал свой участок другой семье. А третий тянул с постройкой: то денег не было, то времени. И вот самый удачливый строитель просит его временно пере­дать ему участок в пользование, чтобы посадить там кар­тошку - чего земле пустовать-то.

Товарищ согласился: почему не пойти навстречу брату из церкви. Миновал год. И дьякон обращается к доброму дру­гу уже с другой просьбой: "Слушай, отдай мне эту землю полностью, ты все равно ничего не строишь". На этот раз товарищ воспротивился: "Зачем я буду отдавать? Может, я все-таки соберусь?" Прошел еще год. И у него появляется возможность приступить к делу. Он - в горисполком за раз­решением на строительство. Там спрашивают: "А у Вас уча­сток есть?" - "Конечно!" - отвечает он. Стали искать доку­менты, нашли и говорят: "Вы знаете, этот участок уже не принадлежит Вам". - "Как не принадлежит? Почему?" Ему вежливо объясняют: "Вы от него отказались. Вот Ваше за­явление с подписью. А владеет им теперь тот-то и тот-то". И кто же, вы думаете, оказался новым владельцем? Наш быс­трый брат, построивший дом первым, дьякон церкви. По­лучив отказ, он, недолго думая, написал заявление в горис­полком от имени своего друга, что тот, мол, добровольно отказывается от участка, расписался за него. И попросил чиновников высвободившуюся землицу оформить на свое имя. Я узнал эти подробности уже в Германии и просто по­терял дар речи. До сих пор не могу поверить в реальность этих событий. Вы знаете, когда мы что-то хотим очень сильно в этом мире, нас захватывают плотские идеи, мыс­ли, жажда иметь усиливается до такой степени, что мы про­сто теряем разум. Но это в мире, там к таким вещам уже привыкли. А в церкви, казалось бы, такое невозможно. Ан, нет! Даже будучи братьями в одной церкви, даже имея сан служителя, можно совершить определенные поступки, не укладывающиеся в простой здравый смысл, не говоря уже о христианской морали. Как можно было такое сделать? Оказывается, можно. И я думаю, дьякон церкви нашел да­же оправдания для своего поступка: "Мне был действитель­но нужен участок, а вот он просто тянул резину: сам не строил и не давал другим".

Мы ищем оправдания, убеждаем сами себя в необходимо­сти именно этого поступка до такой степени, что начинаем ис­кренне верить, что по большому счету мы правы.Потом мы уверяем окружающих в том, что это правильно. И когда мы сами и окружающие поверили, совесть нас больше не осуждает. Правда, отвергнуть Духа Святого бывает нелегко: надо убеждать себя часами, днями или даже месяцами: "Он не заслужил этого! Да, он плохой! Посмотри на его лицо, посмотри на его детей, как они себя ведут! Нет, надо за­брать у него, он не заслужил! Я абсолютно прав!" Мы себя убеждаем, убеждаем и убеждаем. И не замечаем, что к од­ному греху прибавляем другой, еще более тяжкий.

Но не думайте, что такой поступок мог совершить лишь незнакомый вам дьякон церкви в далекой России. Похожее может произойти с каждым. Возьмем другую ситуацию, на первый взгляд, более безобидную: скажем, у меня есть пять тысяч евро, я насобирал их. Здорово! Я молодец! Они у ме­ня лежат на книжечке под проценты. Приходит ко мне брат и говорит: "Хочу купить машину, но банк не дает кредит. Помоги". А я прикидываю и спрашиваю: "А сколько про­центов банк брал бы с тебя?" - "Пять". - "Ладно, дам пять тысяч под эти же проценты! Идет?" - "Идет". И я поти­раю руки, потому что пять процентов - это намного больше, чем если деньги просто лежат на книжечке. А со­весть меня не осуждает. Знаете, почему? Потому что я ум­ный: "Ага, в мире же так? Так. Ну, это справедливо? Спра­ведливо! Если бы он взял в банке пять тысяч, проценты на­до было бы платить? Надо. Ну, а почему их мне не полу­чить?" Вот такая логика. А между тем Господь строго-наст­рого приказал, чтобы братья и сестры в церкви не брали друг с друга процентов и не наживались один за счет друго­го! Поэтому если даешь, давай без процентов. Как брату. Не совершай преступления.

Но у этой медали есть и другая сторона. Понимаете, у одних наглость проявляется в том, что они, что-то имея, дают в долг и ставят человека в зависимость. А у других, на­оборот, наглость проявляется в том, что у них, кроме пус­тых карманов, ничего нет, и они берут в долг. А когда надо возвращать, ищут причины, чтобы не отдавать. Например, начинают убеждать себя: "А, он и так богатый. В отпуск ез­дит два раза в год! Не последнюю копейку мне занял. По­том я слышал, люди говорили, не очень честные-то у него денежки... Поэтому отдавать необязательно". И человек убеждает, убеждает, убеждает себя. Так долго, пока не пове­рит: "Да, точно, я имею право не отдать", - и не отдает. И это тоже беззаконие и преступление среди братьев и сестер. Одно дело, если человек сам подошел к своему должнику, потому что Бог расположил его к этому, и сказал: "Слушай, ты мне был должен 15 тысяч. Но у меня сейчас намного больше, чем было. Бог благословил. Я тебе прощаю". Тогда радуйся и веселись! Десятину, правда, не забудь с пятнадца­ти тысяч заплатить. Но если нет, то будь добр, с великой благодарностью отдавай тем, кто тебе дал в долг. С благо­дарностью, а не с неприятием. Вы знаете, через некоторое время у человека, взявшего в долг, возникает неприязнь к тому, кто ему дал взаймы. Он даже начинает сердиться и раздражаться: "Что он от меня вообще требует? Что он хо­чет? Ходит за мной и ходит..." Уже даже и видеть не можешь человека, которому ты должен. Чешешь лоб себе и дума­ешь: "Хоть бы он куда-нибудь исчез или переехал бы, или еще что-нибудь... А то ведь никак не отвязаться. Опять гла­зами ищет меня. Да, отстань ты!" Это натура человека. По­этому параллельно со строительством духовных стен, ха­рактера, наших отношений с Богом очень важно понимать и, главное, соблюдать порядок внутри церкви. То есть знать и исполнять хотя бы самые главные принципы, регулирую­щие наши отношения друг с другом.

Глава 3

Не "угрызай" брата своего!

Второй принцип. Читаем в Писании:

"Если же друг друга угрызаете и съедаете, береги­тесь, чтобы вы не были истреблены друг другом"

(Галатам 5:15).

Вдумайтесь, насколько глубоки эти слова. Когда дья­вол не может пробить стен, построенных вами, не может вернуть вас к сквернословию, к блуду или каким-то дру­гим грехам, он не отступает. Наоборот, начинает внутри стен, в церкви, между верующими сеять ядовитые семена зависти, гордости, ненависти и т. д. И, если не бодрство­вать, не противостоять этому, семена обязательно прорас­тут. Но мы для этого и живем с Господом, читаем Библию, ходим в церковь, чтобы не дать этим злым росткам взойти, чтобы предотвратить "угрызения и съедение друг друга".

В прежние времена, еще в России, когда приходи­лось ездить по церквям и проповедовать, я встречался с одним пастором маленькой деревенской церкви. Это был уже пожилой дедушка, и он умер прямо за кафедрой. Знае­те, от чего? Сердце остановилось, инфаркт. А в церкви бы­ло пятнадцать человек, пятнадцать бабушек. Но каждая имела луженое горло и очень длинный язык. И каждая сес­тра лучше других знала, как все надо делать, и все учили "бедного братика". И кончилось тем, что "съели" они его, "съели" без хлеба, своими упреками, недовольством, спора­ми или даже угрозами. Пастор умер, у него остановилось сердце. Думаете, на этом все кончилось? Ошибаетесь. Сес­тры принялись друг за друга. Они именно "угрызали" одна другую. Этот процесс, если он начался, совсем непросто остановить. Так вот, мы не должны "сгрызать" друг друга. Это не наше призвание.

Глава 4

Не спорь

Третий принцип: берегись споров и состязаний.Писа­ние говорит:

"Глупых же состязаний и родословий, и споров, и рас­прей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны" (Тйту 3:9).

Что значит, удаляйся? Просто перестань на эту тему раз­говаривать. Некоторые говорят: "В спорах рождается исти­на". Глупость это! Истина требует от человека тяжелой и на­пряженной работы, тишины, сосредоточенности, даже са­моотречения. А в споре рождается совсем другое: злоба, гнев, обиды, оскорбления, ссоры и т. д. Если мы хотим разо­браться в чем-то, меньше всего нам поможет спор. Спор, во­обще, не от Бога. Есть разговор, беседа. В беседе можно про­двинуться в сторону истины, сто процентов, но в споре - нет. Не до истины, когда из глаз летят искры и спорящие го­товы схватить друг друга за горло. Спорят как-то два христи­анина (это, чтобы вы не заснули, читая эту книгу), и один за­являет другому: "Это ты сделал!" "Нет, брат, это ты сделал!" - отвечает второй. "А я говорю, ты! Ты!" - горячится первый и бьет собеседника по щеке. Тот на мгновение приходит в за­мешательство, потом выкрикивает: "В Писании сказано: не оставайся должником никому", - и отвешивает ответную оплеуху. Первый поднимается с земли и продолжает: "Слово Божье учит: дающему да воздастся", - и бьет уже кулаком. Два неверующих подходят, смотрят, качают головами: "Что это они делают?" И тут появляется пастырь, хлопает по пле­чу непонятливых наблюдателей и объясняет: "Да ничего осо­бенного, они просто истолковывают друг другу Слово Бо­жье". Храни нас Господь от таких истолкований!

Я очень много времени провел в спорах среди верующих. И единственная истина, которую я вынес, заключается в том, что споры не приводят ни к чему хорошему.Вот почему Писание настаивает на том, что этого надо удаляться. Задумайтесь о том, что такое спор? Это всегда оправдание своего "я". "Я всем докажу, что я прав!" - это девиз спорщика. А повод для таких схваток, как правило, оказывается самым ничтож­ным. Вот встречают, например, на улице муж с женой обще­го знакомого, и муж начинает рассказывать, как месяц на­зад они прекрасно провели выходной: "Мы ехали на зеле­ной машине, которую взяли на прокат", - говорит он. Жена перебивает: "На красной". - "На красной? - морщит муж лоб. - Да нет, она была зеленая!" - "А я говорю: красная!" - уже нервно настаивает жена. - "Какая красная, очнись! Зе­леная, тебе говорю!" - "Нет, красная, красная!" Спор разго­рается, как костер. Уже не разнять их даже постороннему че­ловеку. И вы знаете, они потом не вспомнят причины этой схватки. А вот обида, вражда останутся в сердце надолго.

И верующие не избавлены от этого опасного недуга. Вот ведут чинно беседу два брата. И вдруг один заявляет: "Я тебе говорю, там так написано!" А Библии с собой нет. "Ты ошибаешься, — возражает второй. — Это совсем из дру­гого места!" - "Нет, это ты ошибаешься. Я повторяю, напи­сано именно так". - "Да нет там таких слов, нет!" - и атмо­сфера беседы начинает накалятся. И внутри у братьев уже такая буря. И кончается обычно такой диспут ссорой. И по­том еще долго два брата могут не разговаривать друг с дру­гом и даже не здороваться. Да какая разница, кто из вас прав! Подождите 15 минут, дойдите до дома, откройте Биб­лию, прочитайте и узнайте. Зачем спорить? Тем более ссо­риться! Верующие грызут друг друга, а дьявол смеется. По­слушайте, нам так важно понимать, кто мы такие. Мы - де­ти Божьи, детям не надлежит друг с другом ссориться.

Глава 5

Свои по вере

Четвертый принцип: своим по вере- особенное предпо­чтение.Так написано в Библии.

"Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче (или больше всего - авт.) своим по вере" (Га- латам 6:10).

Как это надо понимать? Давайте обратимся к примеру из жизни. Когда мы в России, в баптистской церкви, строили молитвенный дом, одна сестра, уже бабушка, принесла ты­сячу рублей и сказала: "Я жертвую эти деньги на строитель­ство церкви. Я их собирала себе на похороны. Могла бы от­дать своим детям, потому что они всегда нуждаются, но я жертвую их во славу Божью, на церковь". А была другая сес­тра, тоже бабушка, у нее было пять тысяч, и она дала их сы­ну на "Жигули". Как вы думаете, в чем разница между этими двумя пожилыми женщинами, которые обе расстались со свои деньгами? Одна отдала своим по вере, а другая — свое­му по плоти. А что говорит Писание: не своему по плоти, "а наипаче (в первую очередь! - авт.) своим по вере". Почему? Не знаю, так написано, это Божья воля, так Господь хочет. Скажите, кого из этих бабушек больше благословит Бог? Правильно! Первую. Она исполнила Слово Божье. При этом ее сын, возможно, обиделся на мать: "Не дала мне тысячу! А у меня такие проблемы!" А другой, скорее всего, ликовал: "Ой, моя мамочка хорошая! Дала мне на "Жигули"!" И чем же закончилась эта история, спросите вы? Счастливый сын, ко­нечно, купил "Жигули" и стал разъезжать на этой машине. Вы знаете, в то время иметь машину — было просто шикар­но, и, естественно, он стал на ней подрабатывать, задержи­ваться допоздна или даже до утра. И, в конечном итоге, он развелся с женой, потому что стал блудником. Кто же и что приобрел в результате этих даров? Есть, о чем подумать.

Конечно, мы должны любить своих родных и близких, благословлять их, уделять им внимание, обязательно по­могать. Но Писание говорит: "В первую очередь отдавайте предпочтение тем, кто во Христе". Предположим, у меня есть какой-то знакомый, друг или родственник, и он пья­ница. А я работаю на фирме, там освободилось место, и я беру своего друга или родственника и даю ему работу. А в церкви много братьев и сестер, которые верят в Бога, любят Иисуса, живут честной, чистой жизнью, но я предложил эту возможность не им, а грешнику. В этом случае я посту­пил неправильно, не по Писанию, не по Божьей воле.

Глава 6

Думай о себе скромно

Пятый принцип: берегись превозношений и обольщений.

"По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но

Наши рекомендации