Тема № 4/5 (семинар) «Роль и место религии в духовной жизни человека и общества»
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Влияние религии на духовную жизнь человека и общества
2. Основные принципы религиозного понимания общества
По первому вопросу:
Влияние религии на миропонимание и мироотношение: религиозная личность как систематизатор и хранитель религиозных идей и традиций; взаимодействие обыденного и теоретического уровней в религиозном мировоззрении: вера как главный способ усвоения религиозного мировоззрения; фундаментальные идеи в религиозном миропонимании и мироотношении.
Проблемы диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений: неискаженное видение проблем человека и общества как одно из условий корректного диалога; точки соприкосновения религиозных и нерелигиозных взглядов (улучшение условий жизни людей, отношение к закономерностям и законам мирового и общественного развития, общность и различия подходов к соотношению веры и разума.
Религиозные и нерелигиозные взгляды на проблему природы человека: религиозный подход к нравственности и духовности как к надприродному аспекту; религиозная трактовка элементов человеческой природы (тело, плоть, душа, дух); христианская концепция о сотворении Богом индивидуальной бессмертной души.
Проблема смерти и бессмертия в религиозном понимании: понятия тенатологии и эсхатологии; религиозно-медицинское обоснование учения о загробной жизни; взгляды Э.Кюблера-Росса, Ст. Гроф, Дж. Хэлифакса, Дж. Хика на бессмертие души. Проблема смерти с позиций нерелигиозного мировоззрения.
Отражение в религии знаний об обществе: представления об обществе в ранних формах религиозных верований; религиозное обоснование богоизбранности народов и правителей; религиозное деление людей по сословной принадлежности; религиозные предписания как нормы права в теократическом государстве; влияние секуляризации общества на изменение взглядов на общественное устройство.
Различия и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества: общество как религиозная сумма индивидов и как объективная относительно самостоятельная система; характеристика позиций мировых религий к проблемам современного общества; общность взглядов различных религиозных и нерелигиозных воззрений на проблемы производства, развитие экономики, преодоления разрыва между бедностью и богатством, решения мировых экологических проблем.
По второму вопросу:
Сущность принципа креационизма как творения мира Богом: общее и особенное в толковании принципа креационизма в мировых и национальных религиях, религиозное обоснование подчиненности общества Божьему замыслу; религиозное обоснование создания общества с сотворения первого человека - Адама, наделенного свободной волей; грехопадение как начало человеческой истории.
Сущность принципа провиденциализма как преооедетт- Богом происходящих в мире событий: постоянное присутствие Бога в обществе; божественное направление общественных событий и судеб людей; религиозное обоснование знамений, пророчеств и чудесных явлений как Божьего промысла в обществе; особенности трактовки принципа провиденциализма в христианстве и исламе. Отражение принципа провиденциализма в сочинении Августина «О граде Божием». Современные взгляды на роль человека в обществе как на соратника Бога.
Сущность принципа телеологии как целесообразности мирового устройства: признание истории развития общества как предустановленная цель промысла Божьего; отражение принципа телеологии в христианском, исламском и иудейском вероучениях.
Эсхатология как принцип о конечных судьбах мира, человека, общества: особенности христианской эсхатологии (библейские пророчества о конце света, страшном суде, втором пришествии Христа, установлении Царства Божьего). Современное соотношение эсхатологии и исторически меняющимся мироощущением верующих.
Проблемы религиозного и нерелигиозного мировоззрения у специалистов МЧС России: влияние религиозного и нерелигиозного мировоззрений на понимание и выполнение задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; взаимоотношения специалистов МЧС.
России с пострадавшими как с представителями различных религиозных и нерелигиозных взглядов.