Тема № 2/4 (семинар) «Основные мировые религии»

Время: 2 часа.

Вопросы:

1.Буддизм как религиозная система

2. Христианство и его характеристика

3.Ислам как мировая религиозная система

По первому вопросу:

а) Основные идеи и направления буддизма как религиозной системы:

Возникновение буддизма: культурное наследие брахманизма как основа буддизма. Сиддхартха Гаутама - основатель буддийского учения: буддийский путь спасения: основные идеи первоначального буддизма: три драгоценности буддизма: учитель - Будда, учение - дхарма, истина -caнгха.

Основные идеи и направления буддизма: четыре великих истинжелания; страдания можно прекратить путем избавления от желаний; ведение добродетельной жизни по законам «правильного поведения» и «правильного знания»); основополагающий смысл «правильного поведения» (не убий, не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков); сущность правильного знания: самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация.

Два основных направления в буддизме: хинаяна как узкий путь спасения: членство в буддийской общине - сангхе, монашеское состояние, самосовершенствование в освоении учения; идеал человека архата, освободившегося от всего мирского, крайний аскетизм; махаяна - широкий путь спасения: возможность спасения мирянина, возрастание роли молитвы; иррациональная и эмоциональная связи с высшими существами; роль буддийского обряда.

Ламаизм как особое направление в буддизме: синтез махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса, особая значимость медитации в достижении нирваны, эзотерических заклинаний, текстов (мантры), символов, образов (янтры), пантеон местных божеств; культ воплощений - бодхисатв; взаимосвязь ламаизма с политическими событиями и этнической историей народов; особая роль обряда в ламаизме.

Буддизм в Российской Федерации: распространение ламаизма как школы гелукпа в Бурятии, Калмыкии и Туве; возрождение традиционных буддийских ценностей; повышение социальной роли буддизма (открытие храмов и монастырей, обучение в школах национальному и тибетскому языкам, изучение истории буддизма, основ тибетской медицины).

По второму вопросу:

Условия возникновения и распространения христианства борьба за политическую независимость Палестины, идея божественного возмездия в позициях хасидеев (правоверные иудеи), фарисеев (отделенные), радикальные движения зелотов и сиксериев; идеи Мессии среди эссенов;

Идейные основы христианства: переосмысление идей иудаизма (монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма); христианские представления о непостижимости Бога, избранничестве, благодати, влияние античной философской традиции на идейные основы христианства: Логос и творящее Слово; добродетель и нравственное учение христианства, строгая оценка собственной жизни и личное спасение.

Две школы споров об Иисусе Христе как об основателе христианства: мифологическая школа (отсутствие реальной исторической основы, идея внепалестинского происхождения христианства, проведение аналогий Иисуса Христа с другими богами древних восточных культов; историческая школа: Иисус Христос - реальная личность, проповедник новой религии, основатель христианского вероучения, подтверждение реальности Иисуса Христа реальностью Евангельских персонажей; роль мифологической и исторической школ в собрании и издании библейских текстов и других источников.

Христианское вероучение: библия и Священное предание - основа Священного писания; множественность писаний раннего христианства, отбор христианских священных книг для Нового Завета и его утверждение на Карфагенском соборе в 419 году; распространение христианства, преодоление его замкнутости, необходимость защиты и отмежевания от иудаизма национальных религий, формирование богословских христианских школ Александрийской и Антиохийской; борьба за утверждение христианского вероучения и культа, Никейский Символ Веры, его последующая редакция на Константинопольском соборе; содержание текста Никео-Царьградского Символа Веры

Разделение христианских церквей: децентрализация Римской империи и возникновение первых автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской; отделение от Антиохийской церкви Кипрской и Грузинской православных церквей, споры

Православие и его особенности: православные автокефальные церкви и их административное деление на экзархаты, епархии, викарианства, благочиния, приходы; возникновение православия; принятие христианства Киевской Русью, особенности православного вероучения, православная церковь в Московском государстве; внутрицерковная борьба и Никоновская реформа; русская православная церковь в условиях Советской власти; возрождение Русской Православной Церкви в современной России.

Католицизм и его распространение: особенности католического вероучения, культа и церковных организаций; содержание социальной доктрины католической церкви; влияние католицизма на политическую жизнь; институты католицизма; обновление социального учения католицизма в современных условиях.

Протестантизм: возникновение и распространение; особенности протестантского вероучения и культа; характеристика протестантских течений; лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм. Основные тенденции в современном протестантизме; социально-политические позиции протестантских церквей.

По третьему вопросу:

Ислам как мировая религия:

Возникновение ислама: Мухаммед - основатель ислама: связь ислама с иудаизмом и христианством; открытые проповеди Мухаммеда; основные идеи проповеди: Аллах - единственный Бог, пятикратная молитва; соблюдение поста; уплата очистительной милостыни: паломничество в Мекку: взаимосвязь проповедей с конкретной обстановкой и запросами последователей; проблемы войны, земли, рабства, кровной мести в проповедях Мухаммеда; споры о личности Мухаммеда.

Коран как священная книга мусульман: структура текста Корана; алгоритм сур и аятов; схема хронологии Корана, отражение в Коране библейских ветхозаветных и новозаветных сюжетов; тафсир как особый способ толкования Корана.

Сунна как источник исламского вероучения: Хадис - основной элемент Сунны; сахабы - передатчики хадисов; отражение в сунне религиозных, правовых, морально-этических аспектов жизни мусульманской общины.

Исламская догматика и ритуал: пять догматов ислама (единобожие (Таухид), вера в правосудие Аллаха, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него, вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир, учение об Имамате-Халифате.

Пять столпов ислама: Шахада - исповедание веры по формуле «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха»; мусульманская каноническая молитва (салат); соблюдение поста (саум); коранический налог в пользу нуждающимся (закят); паломничество в Мекку (хадж); исламские великие праздники : Курбан-байрам и Ураза-байрам; их ритуальное содержание.

Основные направления в исламе: хариджюм и его отношение к власти, борьба за «чистоту» ислама, строгое следование обрядности: шиитское направление в исламе {умеренные и радикальные шииты, расколотость на множество сект, авторитет «праведного халифа» Али. культ мученичества. следование принципу Такин («благоразумное скрывание своей «еры»' ); суннитское направление (негативное отношение к шиитам, признание законной власти четырех «праведных халифов», принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шаффиитской. ханифитской, ханбалитской).

Исламская концепция войны и мира: джихад как одна нз. главных обязанностей мусульман: современная трактовка джихада и ее мусульманская интерпритация; нормы взаимоотношений между мусульманами и немусульманами в мирное и военное время; противоречивость исламской концепции войны и мира, акцентуация созидательных, мирных аспектов джихада.

Мусульманские религиозно-политические движения: ваххабитское движение: доктрина единобожия, отрицание религиозно-догматических новшеств, возрождение крайней непримиримости, призыв к возврату истинной религии; осуждение алчности, роскоши, ростовщичества, воспевание культа бедности, призыв к «священной войне» против неверных, фанатизма и экстремизма в борьбе с противниками ислама.

Движение сенуситов: запрет на контакт с христианами, джихад как крайнее средство в борьбе с иноверцами, суфийский путь самосовершенствования, отрицание роскоши, порицание занятий музыкой, пением, употребления кофе и табака; общая характеристика движений -махдистов, бабидов, движения под руководством Абд аль-Кадира.

Ислам и современность: концепция «исламского государства», идеи панисламизма, «исламской солидарности»; мусульманские международные организации («Всемирный исламский конгресс» (1926), «Лига исламского мира» (1962), «Организация исламская конференция» (1969), «Ассоциация братьев-мусульман» (1928); ислам в России: официальный и народный характер, влияние международных событий в исламском мире на субъективность позиций исламских регионов России.

Наши рекомендации