Тема № 4/3. Религия в системе отношений человека и окружающего мира.

Религия в системе отношений человека и окружающего мира. Религиозное решение вопроса о смысле жизни человека. Религия и атеизм как главные миро­воззренческие парадигмы человеческого универсума. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. Мировоззренческое значение религии. Нравст­венное значение религиозного мировоззрения. Религиозные предпосылки нрав­ственности. Религия и наука. Религия и идеология. Государство и религия. Рели­гиозное просвещение и проблемы духовной жизни общества.

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНА­РАМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ЗАЧЕТУ

Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой заня­тий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и ана­лиза учебной информации, формирование и развитие у них научного мышле­ния, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Что нужно учитывать при подготовке к семинару?

Во-первых, подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов семинаров), представленных в треть­ем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего семинара, т.к. это нацелит на акцентированное вни­мание к тем проблемам, которые будут предметом семинарского обсужде­ния.

Во-вторых, подготовку к семинару не следует оставлять на день, пред­шествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лек­цией по семинарской теме и семинаром предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к семинару целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подго­товкой одного вопроса семинара в один из часов ежедневной самостоятель­ной подготовки.

В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к семинару была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в от­дельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в об­щем, бесполезно переносят без творческой переработки материал закон­спектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к семинару в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товари­щами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из пер­воисточников.

В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксирован­ных выступлений, предусмотренных планами семинарских занятий. Данные ви­ды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме.

Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется препода­вателями в один из дней самоподготовки накануне семинара.

Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме семинарского занятия, может служить такая форма, как реферирова­ние литературы и источников. По заданию педагога один из сту­дентов анализирует и представляет в начале семинара краткую информа­цию о содержании учебной и монографической литературы, статей в фило­софских журналах, относящихся к изучаемой теме.

Методические рекомендации докладчику

Текст доклада записывается в форме тезисов, которыми можно свободно выступать перед аудиторией. В содержании доклада необходимо кратко оха­рактеризовать различные религиоведческие подходы к проблеме, высказать свою точку зрения. Посмотреть, как раскрывается данная проблема (тема) в учебниках, монографиях, учебных пособиях.

В докладе необходимо показать реальные проблемы религиозной жизни.

В заключение доклада необходимо определить значимость раскрывае­мой проблемы для практической деятельности специалистов МЧС России, по­казать основные пути и средства повышения уровня работы и взаимодействия с верующими из разных конфессий и религиозных течений.

Методические указания по подготовке к практическому занятию.

Учебной программой по дисциплине «Религиоведение» предусмотрено 2 практическихзанятия по 2 часа каждое.

При подготовке практическомузанятию следует прочитать план задания на самоподготовку по «методике изучения религиоведения».

Изучить содержание материала лекции по теме практического занятия, ре­комендованную литературу. На самостоятельной подготовке под руково­дством старосты провести тренировку на индивидуальное и коллективное выполнение задания.

Например, для практического занятия 4/4 обучающиеся обязаны ознакомиться с литературой, посвященной специфике ЧС и ликвидации ее последствий.

При подготовке к практическому занятию обучающийся на самоподготовке вырабатывает следующие умения и знания:

1. углубление понимания сущности религии как социального феноме­на;

2. обогащение объема социально-философских, общенаучных, узко­специализированных категорий, понятий и терминов религиоведе­ния;

3. формирование познавательного интереса к религии как мировоз­зренческому комплексу народов мира;

4. совершенствование навыков и умений устной речи, ведения дискус­сии по актуальным религиоведческим проблемам.

В ходе практического занятия соответственно замыслу его проведения. Ка­ждый обучающийся пребывает в готовности доложить теорию рассматривае­мого вопроса и продемонстрировать умения и навыки, приобретенные на са­моподготовке по соответствующей теме практического занятия.

По заданию преподавателя и по согласованию с деканом на­кануне занятия, обучающиеся должны просмотреть видеофильм с соответствующим занятию содержанием.

Методические рекомендации обучающимся по организации само­стоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Религиоведе­ние»

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учеб­ного процесса. Это активная деятельность обучающегося, направленная на глубокое и всестороннее овладение знанием изучаемого предмета, прочными навыками самообразования, умениями исследователя.

Качество и эффективность самостоятельной работы обучающихся скла­дывается из:

• предварительного изучения учебной программы и тематического плана проведения семинара по религиоведению;

• глубокого осмысления содержания лекций, предшествующих се­минару;

• изучения рекомендованной литературы и подготовки тезисов вы­ступлений по каждому вопросу семинара (данная работа оценива­ется преподавателем);

• уточнения неясных вопросов на групповой и индивидуальной кон­сультациях;

• рационального планирования времени с целью заблаговременной подготовки к занятию.

При составлении плана самостоятельной работы по подготовке к семи­нару каждый обучающийся планирует для выполнения задания необходимое время.

Самостоятельная работа должна быть ежедневной, систематической и начинается с работы над лекцией. Очень важно научиться внимательно, слу­шать лекции, кратко их записывать (составлять конспект).

Записать лекцию - значит записать название темы, учебные вопросы, ре­комендованную литературу, кратко и своими словами изложить содержание лекции, обратить особое внимание на запись основных положений и выводов, выделяемых преподавателем.

Конспекты целесообразно хорошо оформлять и отрабатывать, применяя для этого фломастеры, цветные карандаши. При конспектировании удобно пользоваться сокращениями часто встречающихся словосочетаний и отдель­ных слов, не искажая их смысла.

Конспект лекции необходимо дорабатывать во время самоподготовки в день проведения занятия.

Чтобы лучше воспринимать материалы лекции, необходимо накануне занятия просмотреть содержание предыдущей лекции и новой темы по тема­тическому плану, содержащемуся в данном учебном пособии. Это в значи­тельной мере облегчает самостоятельную работу.

Методические указания по подготовке к зачету

Изучение дисциплины «Религиоведение» завершается сдачей обучающи­мися зачета без оценки.

В ходе подготовки к зачету обучающимся доводятся заранее подготовлен­ные вопросы по дисциплине. Перечень вопросов для зачета содержится в данном учебно-методическом пособии.

В преддверии зачета преподаватель заблаговременно проводит групповую консультацию и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с обу­чающимися. При проведении консультации обобщается пройденный материал, раскрывается логика его изучения, привлекается внимание к вопросам, представ­ляющим наибольшие трудности для всех или большинства обучающихся, реко­мендуется литература, необходимая для подготовки к зачету.

При подготовке к зачету обучающиеся внимательно изучают конспект, учебную и справочную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу зачета. Такая методика позволяет получить прочные и систематизированные знания, необходимые на зачете.

Обучающиеся, имеющие задолженность или неисправленные неудовлетво­рительные оценки по семинарским занятиям, к зачету не допускаются.

В ходе сдачи зачета учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося. Ведомость после сдачи зачета закрывается и сдает­ся в учебную часть факультета.

V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации