Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Практическая работа№8

Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:
Определение Суть понятия
Цзин
энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма Выделяются два вида данной психофизической энергии: • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци
материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения). Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму; • духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь
неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).   Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии: •ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Самостоятельная работа№8

Используя справочную литературу, ответьте на ряд вопросов:

1.Восприятие китайской философией человекаимеет ряд осо­бенностей (перечислите их):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Главными условиями долголетия в Китае считаются (перечислите их):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 7. Даосизм – древнейшее философское учение Китая

Практическая работа№9

Даосизм— древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы(Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э.

Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао"имеет два значения:
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.


Самостоятельная работа №9

Используя справочную литературу, напишите основные идеи философии даосизма:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

Практическая работа №10

Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1.Как необходимо управлять людьми?

2.Как вести себя в обществе?

Конфуцианское золотое правилоповедения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

       
  Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru   Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии - student2.ru
 

жить в обществе и для общества; уступать друг другу;

слушаться старших по

возрасту и по званию; подчиняться императору;

сдерживать себя, соблюдать меру

во всем, избегать крайностей; быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник(руководитель).

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).

Его основателя­ми были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

Самостоятельная работа№10

Используя справочную литературу ответьте на ряд вопросов:

1.Прочитайте Учение Конфуция о том, каким должен быть начальник и напишите эти качества, следуя данному учению:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используя справочную литературу, напишите основные постулаты легизма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации