Тема № 4/3. Религия в системе отношений человека и окружающего мира.
Религия в системе отношений человека и окружающего мира. Религиозное решение вопроса о смысле жизни человека. Религия и атеизм как главные мировоззренческие парадигмы человеческого универсума. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. Мировоззренческое значение религии. Нравственное значение религиозного мировоззрения. Религиозные предпосылки нравственности. Религия и наука. Религия и идеология. Государство и религия. Религиозное просвещение и проблемы духовной жизни общества.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ЗАЧЕТУ
Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Что нужно учитывать при подготовке к семинару?
Во-первых, подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов семинаров), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего семинара, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом семинарского обсуждения.
Во-вторых, подготовку к семинару не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией по семинарской теме и семинаром предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к семинару целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса семинара в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки.
В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к семинару была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к семинару в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников.
В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами семинарских занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме.
Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне семинара.
Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме семинарского занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из студентов анализирует и представляет в начале семинара краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей в философских журналах, относящихся к изучаемой теме.
Методические рекомендации докладчику
Текст доклада записывается в форме тезисов, которыми можно свободно выступать перед аудиторией. В содержании доклада необходимо кратко охарактеризовать различные религиоведческие подходы к проблеме, высказать свою точку зрения. Посмотреть, как раскрывается данная проблема (тема) в учебниках, монографиях, учебных пособиях.
В докладе необходимо показать реальные проблемы религиозной жизни.
В заключение доклада необходимо определить значимость раскрываемой проблемы для практической деятельности специалистов МЧС России, показать основные пути и средства повышения уровня работы и взаимодействия с верующими из разных конфессий и религиозных течений.
Методические указания по подготовке к практическому занятию.
Учебной программой по дисциплине «Религиоведение» предусмотрено 2 практическихзанятия по 2 часа каждое.
При подготовке практическомузанятию следует прочитать план задания на самоподготовку по «методике изучения религиоведения».
Изучить содержание материала лекции по теме практического занятия, рекомендованную литературу. На самостоятельной подготовке под руководством старосты провести тренировку на индивидуальное и коллективное выполнение задания.
Например, для практического занятия 4/4 обучающиеся обязаны ознакомиться с литературой, посвященной специфике ЧС и ликвидации ее последствий.
При подготовке к практическому занятию обучающийся на самоподготовке вырабатывает следующие умения и знания:
1. углубление понимания сущности религии как социального феномена;
2. обогащение объема социально-философских, общенаучных, узкоспециализированных категорий, понятий и терминов религиоведения;
3. формирование познавательного интереса к религии как мировоззренческому комплексу народов мира;
4. совершенствование навыков и умений устной речи, ведения дискуссии по актуальным религиоведческим проблемам.
В ходе практического занятия соответственно замыслу его проведения. Каждый обучающийся пребывает в готовности доложить теорию рассматриваемого вопроса и продемонстрировать умения и навыки, приобретенные на самоподготовке по соответствующей теме практического занятия.
По заданию преподавателя и по согласованию с деканом накануне занятия, обучающиеся должны просмотреть видеофильм с соответствующим занятию содержанием.
Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «Религиоведение»
Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебного процесса. Это активная деятельность обучающегося, направленная на глубокое и всестороннее овладение знанием изучаемого предмета, прочными навыками самообразования, умениями исследователя.
Качество и эффективность самостоятельной работы обучающихся складывается из:
• предварительного изучения учебной программы и тематического плана проведения семинара по религиоведению;
• глубокого осмысления содержания лекций, предшествующих семинару;
• изучения рекомендованной литературы и подготовки тезисов выступлений по каждому вопросу семинара (данная работа оценивается преподавателем);
• уточнения неясных вопросов на групповой и индивидуальной консультациях;
• рационального планирования времени с целью заблаговременной подготовки к занятию.
При составлении плана самостоятельной работы по подготовке к семинару каждый обучающийся планирует для выполнения задания необходимое время.
Самостоятельная работа должна быть ежедневной, систематической и начинается с работы над лекцией. Очень важно научиться внимательно, слушать лекции, кратко их записывать (составлять конспект).
Записать лекцию - значит записать название темы, учебные вопросы, рекомендованную литературу, кратко и своими словами изложить содержание лекции, обратить особое внимание на запись основных положений и выводов, выделяемых преподавателем.
Конспекты целесообразно хорошо оформлять и отрабатывать, применяя для этого фломастеры, цветные карандаши. При конспектировании удобно пользоваться сокращениями часто встречающихся словосочетаний и отдельных слов, не искажая их смысла.
Конспект лекции необходимо дорабатывать во время самоподготовки в день проведения занятия.
Чтобы лучше воспринимать материалы лекции, необходимо накануне занятия просмотреть содержание предыдущей лекции и новой темы по тематическому плану, содержащемуся в данном учебном пособии. Это в значительной мере облегчает самостоятельную работу.
Методические указания по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Религиоведение» завершается сдачей обучающимися зачета без оценки.
В ходе подготовки к зачету обучающимся доводятся заранее подготовленные вопросы по дисциплине. Перечень вопросов для зачета содержится в данном учебно-методическом пособии.
В преддверии зачета преподаватель заблаговременно проводит групповую консультацию и, в случае необходимости, индивидуальные консультации с обучающимися. При проведении консультации обобщается пройденный материал, раскрывается логика его изучения, привлекается внимание к вопросам, представляющим наибольшие трудности для всех или большинства обучающихся, рекомендуется литература, необходимая для подготовки к зачету.
При подготовке к зачету обучающиеся внимательно изучают конспект, учебную и справочную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу зачета. Такая методика позволяет получить прочные и систематизированные знания, необходимые на зачете.
Обучающиеся, имеющие задолженность или неисправленные неудовлетворительные оценки по семинарским занятиям, к зачету не допускаются.
В ходе сдачи зачета учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося. Ведомость после сдачи зачета закрывается и сдается в учебную часть факультета.
V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ