Травы от колдуна, бесовскаго навождения и нечистаго духа
Трава Могойт. Ростом в локоть, видом синя, по сторонам по четыре листка, наверху по четыре цвета: чернен, багров, зелен, синь. Кто носит при себе, тот человек не боится дьявола и колдуна; на суд пойдешь, одолеешь сопротивника своего, и всяк его любит. Которая жена детей неродит, той с корнем дать пить в козьем молоке, то дети пойдут.
Трава Вуквица. Кто ея во храмине держит и носит при себе, того человека никакое колдовство не возьмет; а кто детищем страждет, да пьет часто в питии каком-либо ту траву, тако освободится.
Трава Бельзевец. Ростет она в воде, цвет на ней синь. Аще кто сию траву найдет, великую собе благодать получит. А рвать ея не просто. Добра сия трава; кто при себе носит: никаких бед, ни диавола и напастей не боится. Аще кто на него станет зло мыслит, все уведает. От того корня никакой замок не устоит.
Трава Архитриклин. Ростом в локоть, видом синь, на сторонах по девять листов, а вверху четыре цвета: чермев, багров, бел, синь. И та трава вельми добра. Кто ее рвет на Иванов день купалы сквозь златую или серебряную гривну и носить на себе, тот не боится еретика и диавола; и кто на тебя зло мыслит, не боится ни во дни, ни в нощи; на суд пойдет, сопротивника потяжет, и люди любить тя станут. А корень той травы утопить с козлиным молоком, дай жене, коя не носит детей, то станет носить.
Трава Адамова-глава. Ростет кустиками, волотей по десяти и больше по ней, листка по три и по пяти, и по шести, и по девяти, и по десяти, и по двенадцати вместе, а вышиною в пядень и в локоть; цвет на ней бел, или рудожелт, багр или синь; а как отцветет, кувшинцы – всяким видом и цветом. Кто цвет носит на себе с воском в чистоте, того человека всякие люди станут любить и покоряться ему и зла на него в очи и по за очи мыслить не будут. А корень у ней бел, яко бы волосья. И брать в Иванов день купальницы после заутрени пред обедней, со крестом Господним и молитвою «Отче наш», сквозь златую или серебряную гривну, и принести ту траву в дом с молитвою и отнести в церковь на престол на 40 ден, где повседневная литургия совершается. Кто тую траву носит при себе, тот узрит своего супостата, и еретика, и диавола.
Трава Архалим или Хралин. Ростет кустиками по пяти и по шести и по девяти вместе, вышиною в пядень и в локоть, видом синя, а ростет при больших реках и при болотниках. И та трава вельми добра, кто ее рвет на Иванов день Купалы. Кто ту траву носит при себе, и тот человек не боится ни диавола ни в день, ни в нощь, никакого злаго человека, ни еретика. И в путь ити с нею добро от врагов.
Трава Папоротник. Ростет на восток лицем. Брать ее о купальнице с корнем, а копая ея, положить серебра с четырех сторон и, вынимая, говорить: «Господи, благослови меня, Отче, сию траву взять, иже в себе, не имеет сердца, тако бы не имели сердца на меня раба Божия недруги мои и супостаты и вси человецы; и как люди радостны бывают и убиваются о сребре, так бы радостны были о мне сильнии и вси человецы». Кто ее носит при себе, никоторой человек на него сердит не бывает. Хотя и не друг, то за не мыслит.
Трава Молчан. Ростет по перегородам и по межам, во ржи и в жите, ростом в колено, а стволица тонкая, цвет синь – то женка, а другой бел – то мужичек; а сверху той травы, что косточка, как человечий белок (с полунокотка от лобка, того груди и борода), а стоит наклоняся. А ту траву рвать с приговором сквозь сребренную нитку, а вырвать ту траву и обнести вкруг себя трижды и носить при себе, то никто против тебя говорить не станет и зла думать не будет.
Трава Мурат-царь. Ростет на пашнях, собою не высока, ростом в стрелу и выше, по ней по всей шипы, что иглы, ни даст голою рукою взяти себя. Угодна держать в домах и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый дух отнюдь не коснется человеком и скоту. От черной болезни добра. Аще когда скорбь, то взять тоя травы с корнем и бить того человека не жалея, хотя исколешь, поможет.
Трава Солнечник. Ростет при морях и при великих реках и при болотниках, ростом в локоть, цвет на ней разный; копать ея не просто и носить при себе, то дух нечистый не прикоснется и тот человек не убоится врагов и супостатов. А кто на себе носит, тот силен вельми и храбр, и воин и полководец, и страсть всем земным врагам и победа.
Трава Плакун. Ростет по лугам и возле рек, на древах и возле болот; а ствол вышиною в аршин и больше и меньше; а ростет о пяти и о четырех, о трех и о двух и об одной стволине, а цвет на ней красно-вишнев, а по стволу на четверти аршина отрасли имеет малы, а корень у ней вельми крепок. И тот корень добр от всякого ухищрения бесовскаго: бегают от него бесове. У кого скот вертится и не стоит – давай скоту. Корень добр, кто болен черною немочью. Сделай из него крест и носи при себе.
А без него никаких трав не рви, хотя и вырвешь, а пользы не будет.
Трава Кавыка. Ростом в человека, а по ней, что иглы; цвет мохнат и синь; ростет по пахотным местам и по межам. Добра во всякой храмине держать и в ясли класть, где скот имеется, тут нечистый дух не может быть. А которая скотина вертится, положи корень с воском в шерсть, и отъидет нечистый дух.
Травы от порчи
Трава Малина. Ростет по лугам и по низким местам, ствол вышиною в полъаршина, а цвет на верху аки шапочка и видом красновишнев, и темновишнев, и бел, а лист ея не велик, в серебрянную копейку, и ростет по три листочка вместе. А потом ея познати, что часто на нее пчелы и шмели садятся. Корень ея кудряв, тонок. А копать ее на Иванов-день, очертя серебром или золотом. Аще у кого лихая порча, то взять тоя травы и с корнем и истолочь мелко, примешать ладана рослаго, и все истерти и давать пить тому человеку: поможет; а пить по чарки по утру и по вечеру по три дня, и ту порчу изнутри выгонит. На кого обморок находит, тое-ж траву вари в уксусе три дни и три нощи, да и как трои сутки пройдут, то простуди и пей по утру на тощее сердце, а достальным мочи голову и завяжи платком и держи три дни и три ночи, а на четвертый день отними. А буде в шесть дней откинется, то опять чинить как выше писано, и тако тоя болезни избудешь. А сие лекарство испытано. Аще моровое поветрие или моровая болячка или пострел на человеке или на скотине, и тоя травы взять с корнем, да еще Палашнику и смешать с тою травою и смешать с дегтем и мазать моровыя болячки, – и оне скоро от того проваливаются; или хотя по всему телу мазать вельми хорошо; и как в то время вскочит пузырь видом черн, и пострел станет вельми сворбеть, то отнюдь его не чесать и не прочикать. И взять того семени, как выше писано, и тот пострел помазать; аще от единой мази не провалится, то мажь раза три и станет есть; тогда надобно терпеть и ничем не трогать и увивать платком на крепко. А у кого болит проход, такожде тоя травы взять; у кого кашель, мешать ее с медом и пить и то кашель выгонит.
Трава Ангелик. Вышиною двух локтей, цвет бел-мелок. Та трава варена в чем нибудь, всю внутреннюю укрепляет и силу подает и всякую порчу и окорм выгоняет.
Трава Золотуха. Ростет на борах раменских, кустиками, ростом маленькая, в пядень; на едином корне бывает высотой по десяти и больше; сама как золотом перевита; от корня цвет-пыльца белая. Добра от порчи пить в меду; и давать пить еще, в ком диавол заградит, поможет. А давать ее с разсуждением золотниками.
Трава Девясил. Ростет на удобных местах. Вельми добра от порчи, утопя с пострелом, да с редькою хлебать, поможет. У кого удушье, то пей корень ея в каком нибудь питии, и пить, поможет. А вещей в ней девять сильных, к лекарству потребных, потому она и словется девясил.
Трава Петров-крест. Ростет при морях и при реках, собою в локоть; цвет красноват, а корень как есть самой крест. Угоден порченым людям; пить в каком нибудь питье, поможет.
Трава Одолен. Ростет при больших реках, при каменных местах, на старинных лугах; собою голуба, ростом в локоть, цвет рудожелт, а листочки белы. И та трава добра, коли лихие люди испортят травами. Корень ея толки мелко; давать пить, в уксусе утопивши, то скоро пронесет. Также корень ея добр от зубов. А коровам в шерсть влипать, то не станут расходиться и станут домой ходить. Или коего мужа жена не любит, истерши дай пить, – будет любить. А онаж добра и конскому сидению на запуск; держать при себе или коню в гриву положить. А цвет ея носят при себе с воском, и тот человек везде честен будетъ и супостата одолеет. А брать ея скрось сребро или злато.
Трава Былей. Ростет на горах и на бору под дубом. Образ ея человеческой. У корени имеет два лица: один сухой, а другой сырой. И ты изотри и дай больному пить и разрешит от порчи и от всякаго зла.
Трава Бронец. Ростет на каменных и брусничных местах, по горам, при ключах и елочках зелененьких; листки узеньки, что векшей кокоть; а сверху коленцами, и коленец по семи на маточке. Утопя в уксусе горазно, запечатай пресным тестом на сутки в горшочке, и то давать пить тем, кои испорчены на смерть. Большому человеку давать два золотника, среднему один золотник, а малому пол-золотника.
Трава Лазорь. Ростет при березниках, ростом в локоть, цвет у нея багров и два корня: один бел и едрен, а другой черен и мякок. Добра та трава, всякую порчу вон выводит. А белой корень от всякия болезни пригоден: топя в молоке или в меду, пить, здрава творит.
Трава Ревилка. По зарям стонет и ревит по вечерним и по утренним. И та трава давать порченным людям; и он станет говорить и вопить, именно скажет, кто его испортил. А кому положить в головы и он все скажет, что думает на тебя. Также и женщине положишь, и она все скажет, с кем живет. А ростет та трава в воде или близ воды, ростом в локоть, листом красновата, цвет малинов или гнидоват; мала собою; а при огне не сгорит, а кинь на воду, и она пойдет против воды. Добро человеку плавать с нею, а корень во рту держать, и тот человек легок на воде.
Трава Церекон. Ростет при реках и при болотах и на чистых местах, цветом красноват; а как отцветет – семячко сверху; а корень красен, курчеват. И та трава вельми добра испить порченым людям. А кто ея при себе носит и пойдет к кому, честь узрит от всех людей. А рвать ее с приговором.
Трава Пострел боровой и полевой. Ростет на бору; ростом в локоть или в пядень, цвет синь, раскидывается как мак. И ту траву рвать апреля 9 дня. Угодна она от порчи и болезни смертной. Сложить с лесовым пострелом вместе, занеже они слывут братья, друг без друга не хощут врачевати. Да она ж добра, у кого голосу нет; пить с капустою и голос вельми будет ясен, что труба. Сию траву добро держать певчим, а не простым людям. А кто на себе носит, не боится никакой пакости.
Трава Пострел лютик лесовой. Ростом в стрелу и выше, цвет синь петушками, а лист щедроват. Добра та трава от всякаго нечистаго духа, и от порчи, и от всякой пакости. Когда восходится у человека какая болезнь, накопать да настоять в молоке или в меду, да гораздо нахлебаться не по однажды, поможет и здрава человека учинит. А от порчи никакия травы без нея не давать.
Трава Скопидон. Ростет при березниках и по борам; ростом как свеча восковая, сверху крючком. И та трава – добра от порчи.
Трава Кудрявая дигиль без сердеца. Ростет при реках и при болотниках коленцами; цвет бел, а иной желт. Та трава носить при себе от еретика и от колдуна и от чародейства; на которой день человек ест или хлебает, и того человека не может кто испортить. Или кой человек пойдет в мир или на свадьбу, возьми с собой той травы, и того человека не могут испортить. Да она-ж добра запускам конским. А кто ествы в себе не держит и блюет, ешь дигиль на тощее сердце, перестанешь блевать, а буде на еду охоти нет, а ел бы да нехочется; ешь тот-же дигил, станешь есть.
Травы для привораживания
Трава Пересьяка. Листья велики по земле, а корень длиною в пядень. Кто тот корень носит при себе, и того человека любит женка и девка.
Трава Копус. Ростет по березнякам синя и пестра, листочки – что язычки; а корень ея на двое: един мужичек, а другой женочка. Когда муж жены не любит, и дай ему женочку съесть и будет любить, а ежели жена не любит мужа, дай ей мужичка съесть, будет любить. А корни: мужичек бел, а женочка черна.
Трава Визил. Ростет по мокрой земле, ростом в пядень; корень, как огурец большой. Добра женихам и невестам: за котораго жениха невесты не дают, или от которой невесты жених прочь отбегает, и той травы корень положить под порог или под воротню, то жених с двора неможет от невесты отъехать. А буде жених пойдет – то и невесту возьмет с собою.
Трава Какуй. Ростет при березниках и в лугах, листочки долгоньки, что язычки; цвет на ней багор с белостью; кореня у ней два: един бел, а другой черн. Буде муж жены не любит – дай мужу чернаго, а ежели жена мужа не любит – дай жене белаго и станут друг друга любить.
Трава Хорострец. Ростет на боровых местах, ростом в пядень, а цвет бел. Корень красен. Ту траву аще дать женскому полу, то вельми станет любить.
Трава Напахт. Ростет по песчаным местам без сердца; а сверху лапка на одну сторону, а листы что у рябины, а корень у ней что медвежий ноготь. А брать ее в день св. мученицы Агрипины июня 23 дня, сквозь сребрянную гривну, то-есть сто копеек сребрянных кругом ея оклади и бери. И носи тую траву при себе в чистоте, то никто на тебя не думает иметь сердца; кто был гневен, тот будет добр, т. е. всякой человек будет тебя любить.
Трава Либист. Ростет при болотах, при великих реках, при ражинских местах, ростом в локоть, цвет рудожелт, середи цвету кисточки; корень что лодышка барановая; а добр тот корень носить при себе: люди любить и покоряться пред тобою станут и зла на тебя не мыслят. Цветом ея добро умываться рябому, будет гладок.
Трава Хилитония, по русски Ластовичья. Ростет по подгородьям, на песку, при реке, – в то время как ласки и орлы гнезда делают; цвету нет никакого, токмо един лист багров. Сию траву кто носит при себе, победит всех врагов и все припадки и все вражды отвергает. Аще та трава полагается на главе болящаго, и аще будет не к смерти – воспоет светлым гласом, аще ли нет – во смерть.
Трава Царския Очи. Вельми добра, у кого очи болят: парь ею. Собою мала, ростом в иглу и тонка; листочки красны, видом желта, цвет как золото кажется; ростет кустиками на болоте, где клюква родится. Коя жена мужа не любит, носи при себе и станет любить. На бой пойдешь, супостата одолеешь. Кто хочет птицу ловить, носи при себе, много уловишь птиц всяких. В пути с нею добро идти или в пир, честен будешь. Конскому сидельцу держать при себе и у того человека не будет никакая болезнь.
О разрыв-траве
Трава Муравей, или Разрыв. Ростет в лугах добрых, на ней четыре листа крестиками; а из земли сия трава не выростает, но в земли пребывает, видом яко бы брусничник. Аще на сию траву коса найдет, то вскоре переломится; а ежели лошадь скованная на нее найдет, тотчас раскуется. А сию траву едва мудрец найдет. Велику себе благодать получишь, когда вложишь в руку и заростишь; и замок никакой не устоит. А в кузницу кинешь, кузнец ковать перестанет. И петля человека не удавит, аще при себе ту траву держит.
Трава Прыгун-Скачек. Ростет на добрых землях боровых, ростом в пядень, цвет голуб кувшинцами, корень как чесноковка. Угодна ко всему, а более всего, где старая казна заговорная. И она все разрушит и взять поможет.
Трава Сава. Ростет на лесах и на больших степях, ростом мала, листьем черна, цветом синя. И на ту траву кто найдет, заблудится, а в мельницу кинуть, все разрушит.