Суеверия крестьян села Песчаннаго, Пудожскаго уезда

Болезни и их лечение

Чтобы в дом не зашла никакая болезнь (болезнь крестьяне считают каким-то особенным, одушевленным существом), крестьяне весят к дверной тяге замок, к порогу прибивают подкову, а над дверями в избе кладут щучьи зубы. «Хворость (болезнь) придет», говорят крестьяне, «увидит замок и уйдет. Если-же пройдет под замок, то щучьи зубы ее перегрызут». При повальных болезнях, кроме того, двери и липины мажут смолой или дегтем, стреляют из ружья в комнатах, на дворах и сараях, чтобы болезнь испугалась и ушла.

Призор

Призор – болезнь от сглазу. Сглазить, по мнению крестьян, может только дурной человек, а чаще рыжий и черноглазый. Если этот человек похвалит, позавидует, взглянет на другого, то этот последний обязательно заболеет. Оговорить же может всякий, если похвалит не во время. Например, кто-нибудь, глядя на человека, исполняющаго что-нибудь необыкновенное (поднять куль муки, поднять большой камень и мн. др.) похвалит его в то время, когда тот еще не кончил своего дела, то последний обязательно заболеет.

Заговоры от призора

410. «Встану благословясь, пойду перекрестясь из избы дверями, из сеней воротами в чистое поле к синему морю. В Океан море „пуп“ морской, на том пупе белый камень, на том камне сидит белая птица. Летала белая птица по городам, по пригородкам, по селам, по приселкам. Залетела к рабу Божьему (имя) (или рабе бож. N), садилась на темя – буйную голову. Железным носом выклюивала, булатными ногтями выщипывала, белыми крыльями отмахивала призоры и переговоры, и тяжелыя немощи с костей, с мозгей, с ясных очей, с главы его, с белаго лица, с черных бровь, с ясных очей, с ретиваго сердца, с белых рук, с резвых ног, с тридевяти жил становых, со всего стану человеческаго. Уносила призоры и переговоры за синее море, полагала под белый камень. Буди мои слова крепки и тверды в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

411. «Встану благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле. В чистом поле белая береза – сама матушка Пречистая Пресвятая Богородица. Я, раба Божья, (имя) помолюсь покорюсь, на все стороны поклонюсь: Пречистая матушка, Пресвятая Богородица пособи, помоги рабе Божией (имя) отговорить притчи, призоры, ветрянные переговоры и чужие переломы с костей, с мозгей, с ясных очей, с ретиваго сердца, с буйной головы, с тридевяти костей, с тридевяти мозгей, со единой становой жилы и со всего стану человеческаго у раба Божьяго (имя) (или у рабы Божьей N) во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

Заговоры от призора детей

412. «Откаливаю, отговариваю притчи, призоры, ветренные переговоры и поганыя свои думы с костей, с мозгей, с буйной головы, с ясных очей; с черных бровей с румяннаго лица, со всей горячей крови у раба Божьяго младенца (имя) от девки шимоволоски, от бабы простоволоски, от мужика вертополоха и от всякаго нечистаго духа: от бороваго, от моховаго, от лесоваго, от болотняго, от ветреннаго, от ветренницы, от баеннаго, от каменнаго, от небеснаго, от земнаго. Все цари простите раба Божьяго младенца (имя). Возьмите свою красоту, отдайте ему добро(е) здоровье. Буди мои слова тверды и крепки из ключа в ключ, из замка в замок во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

Говорят эти слова над камешками, над каждым один раз. После каждаго раза зевнуть и плюнуть три раза в воду. Камешки спускают в воду, которой окачивают ребенка то же над трубой или на третьей подпольной ступени и поят его.

Если наговоренная таким образом вода не поможет, то берут три распятия (большие медные кресты), кладут в котел с водой и кипятят. Над кипяченой водой говорят вышеуказанныя слова. Водой окачивают и поят ребенка.

413. «Из озера в озеро, из Онега в Онего обливаем пеньки и клочки и белые камешки, так же измою раба божьяго младенца (имя) от худой худобы, от лихой лихоты, от матерной думы, от отцовских помыслов, от девки простоволоски, от бабы шимоволоски, от мужика клеветника, который наперед ногами родился, от парня ябедника. Буди мои слова тверды и крепки в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь».

Заговор от «думы»

414. Думою крестьянин наводит болезнь сам на себя, – таково его мнение. Когда человек, глядя на болезнь другого, подумает: «хотя-бы мне не пристала эта болезнь» и если тотчас не скажет: «думы под пяты, а мысли в сердце» или «думы мои в землю, а словеса мои на ветер», то непременно заболеет этой болезнью. Или если человек упадет и подумает: «неужели я ушибся», и если опять не скажет: «думы под пяты, а мысли в сердце», или пр., то ушиб обязательно даст себя знать; или поднимая очень тяжелую вещь, подумает во время самаго действия и если не скажет: «думы под пяты» и пр. то заболеет непременно.

Лечение. Взять соли и в нее говорить слова:

"Царь Голький, не ты ли подшутил над рабом Божьим (имя). Если ты подшутил, то прости. Царь Голький, не царица ли твоя подшутила? Буди царица твоя подшутила, то ты прости. Царь Голький, не дети ли твои подшутили над рабом Божьем (имя). Если дети твои подшутили, то ты прости. Царь Голький, не слуги ли твои подшутили над рабом Божьим (имя). Если слуги, то прости. Буде не простишь, то я поеду в Питер на тебя белому царю просить. Белый царь пошлет роту солдат; скуют они тебя и свяжут и свезут тебя к белому царю. Белый царь посадит тебя в темную темницу; просидишь ты там век по веку от ныне и до веку. Аминь, аминь, аминь".

Говорить слова три раза, после каждаго раза плюнуть в соль три раза. Наговоренную соль растворить в воде, которой и обдать больного под трубой или на третьей подпольной ступенине. Если ушиб, то больное место мыть этой водой.

Заговоры на прощанье

415. Если слова на думы от ушиба не помогают, то больной ходит или его водят прощаться. Прощанье состоит в том, что больной в утреннюю и вечернюю зорю идет, на то место, где ушибся и подумал и говорит слова:

"Царь небесный, царица небесная с малыми детушками, царь водяной, царица водяная с малыми детушками, царь земной, царица земная с малыми детушками, царь лесной, царица лесная с малыми детушками простите меня раба Божьяго (или рабу Божью), что я согрешил, подумал. Сделай-те по старому, по прежнему".

Говорить слова три раза, после каждаго раза плюнуть три раза и поклониться на все четыре стороны. Ходить по 3 зари. Если-же и прощанье не поможет, то нужно взять с места, где ушибся, земли со словами:

"Царь земляной, царица земляная с малыми детушками благословите земли взять не для хитрости, не для мудрости, а ради добраго здоровья".

Землю зашить в тряпку и носить у креста трое суток. Потом опустить землю в тряпочке в котел с водою, вскипятить и окатить больнаго, а землю снести где взята.

Заговор на родимец

416. Лечение. Взять воды или молока и говорить в них слова:

"Забаиваю, заговариваю я, раба Божья, (имя) у сего младенца (имя) родимец с костей, с мозгей, с ретиваго сердца, с тридевяти жил и с тридевяти суставов, чтобы больше не болело, не щемило. Заговорила, зааминила дитимец (болезнь детей) и родимец и всякую немочь у раба Божьяго младенца (имя). Чего сама не договорила, чего мастер не доучил, а будьте мои слова тверды и крепки в ключи и замки во веки веков. Аминь, аминь, аминь".

Говорить слова три раза, после каждаго раза плюнуть в воду или молоко три раза. Наговоренной водой напоить и окатить ребенка. Если слова говорены в молоко, то последнее выпоить ребенку.

Заговоры от ночного вопля

417. Болезнь эта состоит в том, что ребенок по ночам сильно плачет.

Лечение. После заката солнышка женщина с растрепаными волосами и в одной сорочке несет ребенка на крыльцо, положивши его голову к себе на правую руку. Лицом встать на восток, оставивши левую ногу в сенях, а правую поставить за порог на крыльцо и говорить слова:

"Заря заряница, красная девица! вот тебе от раба Божьяго младенца (имя) безсонье, а ему дай крепкий сон. Греза вечерняя, греза ночная, греза полуночная, греза утренняя не сидите вы, не майтесь, не тешьтесь у этого младенца, а майтесь и тешьтесь у своих роженых детушек". Говорить слова три раза, после каждаго раза плюнуть три раза через ребенка. Лечить таким образом по три зари вечерних.

418. Другия слова:

"Я, раба Божья, (имя) с рабом Божиим младенцом (имя) отказываю ночной вопль. Утренняя заря Татьяна, вечерняя заря Мартемьяна возьмите от раба Божьяго младенца (имя) безсонье. Снесите это безсонье на буйные ветры, на темные леса, а дайте ему сон, чтобы спал по ночам. Аминь, аминь, аминь".

Говорить слова три раза, после каждаго раза плюнуть три раза.

419. Еще слова. Их говорить в избе. Встать с ребенком к печи, положивши его голову на правую руку и говорить слова:

"Денная щекотка, ночная зевотка, нет тебе дела до этого младеня. Тебе дело за рекой на кусту, на осиновом листу. Там тебе красованье, там тебе пированье во веки веков. Аминь, аминь, аминь".

Говорить слова три раза и плюнуть три раза через правое (свое) плечо.

Наши рекомендации