Не бываетъ несчастья во градё и ни въ какомъ другомъ мёстё, которое бы не было послано Господомъ (Амос., 36).
На первыхъ порахъ и сосёди Н. признали въ этомъ событ\и перстъ Бож\й, и самъ онъ созналъ безумными рёчи, которые дерзнулъ произносить утромъ, и, разкаиваясь въ своемъ безум\и и дерзости, благословилъ Бога за милость и пощаду, ему самому оказанную.
Но долго ли будутъ помнить это событ\е сосёди Н., долго ли самъ онъ сохранитъ благоговёйные чувства, кои возбудило въ немъ грозное явлен\е, допущенное Богомъ для его вразумлен\я?
Желательно, чтобы подобные вещи какъ можно дольше не забывались и держали насъ въ благоговёйномъ трепетё предъ могуществомъ Вышняго.
Въ доказательство того, какъ небезопасно нарушать святость дней праздничныхъ, приведу еще одинъ примёръ.
Я знаю въ городё В. семёйство честное, скромное, трудолюбивое, состоящее изъ мужа и жены, еще во всей порё лётъ, трехъ дочерей взрослыхъ и мальчика лётъ тринадцати.
Всё члены этого образцоваго по честности, благонрав\ю, домашнему миру и соглас\ю семёйства трудятся очень много, работаютъ каждый по своей части безъ устали и, къ сожалён\ю, не разбирая праздниковъ Господнихъ.
Къ нимъ никакъ нельзя подвести пословицу «Не умёешь шить золотомъ, такъ бёй молотомъ». Нётъ, здёсь превозходно шьютъ и золотомъ, и серебромъ, и чёмъ угодно, но хозяйство не спорится и богатство не копится.
Много разъ увёщевалъ я ихъ хранить Заповёдь Господню освящен\я праздниковъ и всегда получалъ отъ хозяйки отвётъ на такой ладъ: «Да какъ же будутъ приходить къ намъ деньги, если не будемъ пр\обретать ихъ трудомъ, если станемъ сидёть, сложа руки? Вотъ теперь и трудимся до поту (надо сказать правду - съ немалымъ ущербомъ и здоровью), а едва держимся. Дёвицамъ бёднымъ не можемъ скопить на приданое, хоть сколько-нибудь. Что же будетъ тогда, когда, по вашему, дёсятки дней будемъ праздновать?»
Бёдная женщина никакъ не могла понять (какъ не хотятъ понимать весьма мног\е), что Небесный Домовладыка имёетъ въ рукахъ тысячи средствъ къ обезпечен\ю рабовъ Своихъ.
Такимъ образомъ, муж ея, человёкъ добрый и честный, хорош\й мастеровой, отчего-то всегда очень много теряетъ въ своемъ промыслё, дочери, дёвицы скромные и безукоризненные по поведен\ю, мастерицы по многимъ рукодёл\ямъ, при усиленныхъ трудахъ не могутъ скопить себё на приданое столько, чтобы прилично выйти замужъ, а годы идутъ, идутъ... Таковыхъ примёровъ много, но, къ сожалён\ю, не всё вразумляются ими. Мног\е жалуются на худые времена, на неуспёхъ въ дёлах, несмотря ни на как\е съ ихъ стороны старан\я. А мног\е ли спросятъ себя: вёрны ли мы Богу, безъ благословен\я Котораго никакое дёло не можетъ быть благоуспёшнымъ?
Въ Н-скомъ уёздё есть два смежныхъ селен\я, въ которыхъ храмовые праздники посвящены Успен\ю Бож\ей Матери. Но чтобы угожден\е мамонё не потерпёло лишен\я, прихожане одной изъ этихъ церквей празднован\е Успен\я перенесли на 26 августа, въ которое Св. Церковь празднуетъ Сретен\е иконы Владимирской Бож\ей Матери. Такимъ образомъ, въ одномъ изъ этихъ приходовъ пива варились къ 15 августа, а въ другомъ къ 26 августа, и досуж\е люди бражничали сначала въ одномъ, а потомъ въ другомъ селё. мамона изобретательна...
Въ 1857 году жившая въ приходё той церкви, въ которой Успен\е вмёсто 15 августа праздновали 26-го, одна женщина вышла въ Успеньевъ день съ ранняго утра на поле жать яровое и проходившимъ мимо нее въ соседнее село къ обёднё крестьянкамъ, приглашавшимъ ее оставить работу въ праздникъ и идти въ церковь, отвёчала съ укоризной и видимымъ неудовольств\емъ: «Идите, празднуйте, а я себё пожну. Праздники да праздники, пиво да брага, плохой запасъ впрокъ». Господь знаетъ, что было на умё и сердцё бёдной женщины, только видно неугодное Ему, потому что конецъ выпалъ ей очень недобрый. Она была найдена въ полё мертвой съ серпомъ въ одной и полною горстью ячменя въ другой рукё. Руки такъ крёпко были стиснуты, что изъ правой серпъ кое-какъ вынули, а лёвую принуждены были оставить съ сжатой въ ней горстью ячменя, какъ бы во свидётельство неуважен\я къ св. праздникамъ на день Всем\рнаго Суда и во обличен\е ея невёр\я въ благость и промышлен\е Бож\е о насъ.
Въ приходё Котинской Иннокент\евской церкви схоронили однаго прихожанина - крестьянина. 15 августа 1881 года, въ день Успен\я Пресвятой Богородицы, и въ слёдующ\й день воскресный, который былъ вмёстё и днемъ праздника въ честь Нерукотворнаго Образа, этотъ крестьянинъ молотилъ хлёбъ, то есть, не боясь Господа, въ оба эти велик\е дни работалъ. 17 числа отправился на поле сёять хлёбъ, тотъ самый хлёбъ, который молотилъ. Отправился здоровымъ, а къ полудню привезли его домой больнаго, едва живаго. Пригласили священника напутствовать его, а на другой день былъ приглашенъ и лёкарск\й помощникъ. Какъ ни бились, какъ ни хлопотали семёйные болящаго, больной умеръ. Да, умеръ преждевременно, оставивъ старика 80 лётъ, сестру 50 лётъ - болёзненную, не владёющую одной рукой, жену и двухъ малыхъ дётей. Слёдовательно, остались пять сиротъ, изъ коихъ ни одинъ не способенъ къ труду, чтобы зарабатывать насущный хлёбъ. Помоложе и способнёе къ труду изъ этихъ пяти человёк - жена умершего, но она не въ состоян\и поить и кормить другихъ четырехъ человёкъ.
Сколько теперь предстоитъ горя осиротёвшему семёйству... Сколько было воплей и рыдан\й надъ гробомъ умершего... Невольно слеза катилась изъ глазъ при видё старика 80 лётъ, хоронившего своего сына - опору старости. Грустное впечатлени\е можно было замётить на всёхъ присутствующихъ. Но старикъ стоялъ не одинъ около гроба. Тутъ кромё старика были еще четыре человёка - двое малолётнихъ дётей, сестра-калека и жена усопшего.
Судьба, постигшая нашего прихожанина, да послужитъ назидан\емъ другимъ и предостережен\емъ отъ подобнаго непочитан\я праздниковъ Бож\ихъ.
«Сидёла я однажды утромъ въ большой праздникъ у окна, - говорила одна почтенная дама, - и увидёла знакомаго мнё господина, ёхавшего верхомъ мимо нашего дома.
- Куда вы такъ рано? - спрашиваю его.
- На охоту! - отвёчаетъ.
- Въ такой велик\й праздникъ и такъ рано? Еще не было поздней обёдни!
- У насъ всё праздники! - говоритъ онъ съ ироническою улыбкой. - Посмотрите въ календарь, тамъ каждый день праздникъ!