Жестокость сердца от перенасыщения
96). Малик ибн Динар сказал: «Сытность ужесточает сердце и ослабляет тело».
97). Сообщают, что Малик ибн Динар говорил: «Кто совладал со своим животом, совладал со всеми благими деяниями».
98). Аль-Хасан ибн Абдур-Рахман сказал, что раньше говорили: «Большое количество еды умертвляет сердце так же, как большое количество воды губит посевы».
99).Сообщают, что Абдур-Рахман ибн Зайд сказал: «Первое, над чем должен работать человек – это его желудок, если его желудок будет уравновешенным, станет уравновешенной его вера, у кого же беспорядочный желудок, у того беспорядочна его религия».
100). Аль-Хуссейн ибн Абдур-Рахман говорил: «Мудрость не селится в полном кишечнике».
101). Ахмад ибн Абу аль-Хавари сказал: «Я слышал, что Абу Сулейман ад-Дарани прокомментировал слово Аллаха:
وَجَزَاهُمْ بِمَا صَبَرُوا جَنَّةً وَحَرِيرًا
«И вознаградил их за то, что они вытерпели, садом и шелком. (76:12) – т.е. вытерпели воздержание от страстей».
102). Джафар сказал: «Как-то мы были у Малика ибн Динара, и к на м пришёл Хишам ибн Хасан и спросил: «А где Абу Яхья (Малик ибн Динар)?» Мы ответили: «У лавочника». Он сказал: «Пойдёмте к нему». Я снисходительно посмотрел на Хишама. Малик ибн Динар сказал: «О, Хишам, я трачу на лавочника динар с лишним в месяц и беру у него шестьдесят лепёшек хлеба – по две лепёшки в день. Я покупаю их горячими, но ем уже чёрствыми. Я читал в псалмах Дауда (мир ему): «О, Мой Господь, Ты видишь мои заботы с высоты своего величия». Посмотри же на свои заботы, о, Хишам».
104). Мухаммад ибн Мусри’ сообщает, что Малик сказал: «Не подобает мусульманину, чтобы его основной заботой был его желудок, а его страсти одолели его».
105). Как-то Малик ибн Динар встретил невольницу, которая жила по соседству с ним, а потом её продали. Он окликнул её: «О, такая-то!» она ответила: «Да, о, Абу Яхья». Он спросил: «Как ты, и как твоё новое место?» она ответила: «Да будешь ты за отца моего, ты не найдёшь лучше их положением и не найдёшь благословеннее их дома». Он спросил: «Есть ли у них особые достоинства перед другими?» она ответила: «О, Абу Яхья! Их дома полны, а трапезы их многочисленны и богаты». Он сказал: «Я спрашиваю тебя о добродетели людей и их достоинствах, а ты мне сообщает о том, что наполняет отхожие места».
106). Сообщают, что Абдуль-Азиз ибн Абу Равад говорил: «Малое количество еды способствует в стремлении к благодетели».
107). Сообщают, что ар-Раби’ ибн Хайсам сказал своим домочадцам: «Приготовьте мне сладости из крупы». Они выполнили его просьбу. затем он позвал слабоумного человека и стал его кормить с руки, в то время как с того стекали слюни. Его жена сказала ему: «Мы не поленились и приготовили тебе это, а ты кормишь его? Он даже не знает, что ест». Ар-Раби’ ответил: «Но Аллах знает».
108). Махбуб ибн Захид передает, что аль-Хасан сказал: «Я застал людей, которым не разу складывали одежду, которые ни разу не возжелали женщину, и никогда не просили приготовить им еду. Никто из них никогда не оспаривал наследство со своим братом, он просто отказывался от наследства в пользу брата, дабы не занимать себя мирскими заботами. Любой из них, съев что-либо, желал, чтобы еда оставалась у него в животе, как остаётся обожженный кирпич в воде (т.е. не растворяется), дабы это был его запас для жизни».
Жизнь людей
109). Аль-Хасан передаёт, что Амир ибн Абд Кайс сказал: «Я заметил, что люди поддерживают жизнь посредством четырёх вещей: одежды, женщин, сна и еды. Насчёт одежды, то я не придаю значения, чем я прикрываю свой и что я накидываю на плечо – шерсть или ещё что-нибудь. По поводу женщин, то мне без разницы, вижу ли я женщину или стену. По поводу сна и еды, то они одолели меня, ведь я нуждаюсь в них. Клянусь Аллахом, я буду продолжать бороться с этими потребностями». И он боролся с ними до самой своей смерти».
О Малике ибн Динаре
110). Сообщают, что Малик ибн Динар как-то сказал: «Вы помните что-нибудь о моём уме? Как-то мне принесли фрукты, а ушёл, так и не попробовав их, и мне это не повредило».
111). Сообщают, что Малик ибн Динар как-то сказал: «Знаете ли вы о моём уме и теле что-нибудь?» люди ответили: «Нет». Тот сказал: «Мне принесли свежие финики, а я не стал их кушать, и мне это не повредило».
112). Хузейфа сообщает, что как-то перед Маликом ибн Динаром положили лепёшку, и его душа возжелала что-нибудь ещё к этой лепёшке. Он воскликнул: «Ах ты так?». Тут мимо проходил нищий бедуин, и он сказал ему: «Возьми это». На следующую ночь его душа уже была довольна чёрствым хлебом и ничего к нему больше не хотела.
Хузейфа аль-Мар’аши
113). Хузефа сказал: «Как-то я спросил у одного человека: «Даёшь ли ты душе своей то, что она желает?» Тот ответил: «На свете для меня нет ничего ненавистнее моей души, с какой стати я должен давать ей то, что она желает?»
Истории о праведниках
114). Аль-А’маш сообщает, что Ибрахима ат-Тайми сказал: «На протяжении тридцати дней я не вкусил еды и не испил воды, кроме виноградинки, которую заставила съесть моя жена. От неё у меня разболелся живот» и тогда он сказал: «Я не смог воздержаться ни от чего!»
116). Как-то у аль-А’маша спросили: «Можно ли ему верить (т.е. Ибрахиму)» и тот ответил: «Если бы он мне сказал, что спустился с неба, я бы поверил ему».
117). Аль-А’маш сообщает о том, что на протяжении двух месяцев Ибрахим ничего не ел, но он пил набиз (сладкий напиток)».
118). Исхак ибн Мансур сообщает, что Абдус-Салям сказал: «По дороге в Мекку мы встретили Худжаджа ибн Фарафиса. Мы предложили ему сладости, он поел, а затем мы спросили у него: «Когда ты ел в последний раз?» он ответил: «Три дня назад».
118). Сообщают со слов ан-Надыра ибн Шамиля, что Худжадж ибн Фарафиса не пил воду на протяжении четырнадцати дней».
119). Суфьян ас-Саури сказал: «Я жил у аль-Худжаджа ибн Фарафиса четырнадцать дней, и я не видел, чтобы он ел, пил или спал».
120). Бакир ибн Амир сообщает, что Абдур-Рахман ибн Аби На’м ничего не ел на протяжении четырнадцати дней, пока его не стали навещать по причине слабости.
121). Ибн Абу Ляйли сказал: «Как-то я разделил трапезу с Абу Джафаром – повелителем правоверных, и он спросил у меня: «Знаешь, что это за блюдо?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Это белый костный мозг в сахарной глазури».
122). Аль-Ашджа’ сообщает, что видел ибн Абу Ляли во сне после его смерти и спросил его: «Что с тобой сделали?» он ответил: «За каждую трапезу с ними я получил несварение желудка».