Историческая схема чина Крещения и Миропомазания

Историческая схема примерно такова. Ядром христианского чина Крещения является погружение в воду с призыванием имени Божия + некое эксплицитное указание на то что с этим погружением ("крещением" - греческое "ваптизма" означает "погружение", а вот славянское "крещение" имеет иную этимологию) связан дар Св. Духа. Вспомните историю из Деяний - читали сегодня на царских часах - когда коринфские христиане объявляются ап. Павлом некрещеными, поскольку они не приняли Св. Духа, хотя и имели крещение Иоанново. При этом ясно, что Двенадцать - вопреки поздневизантийской сказке - имели именно что только лишь крещение Иоанново, но они получили Св. Духа в Пятидесятницу.

Теперь, указание о Духе в раннехристианскую эпоху начинает получать разные формы. В большинстве случаев - форму помазания освящёнными елеем (одно из названий которого - миро. Только со временем миро фактически стало совершенно особой субстанцией). Но помазание могло совершаться до погружения, во время погружения (когда помазывается вода), после погружения. Это зависело от локальной традиции - у одних было так, у других так. Но помазание обязательно вместе с погружением, так или иначе. В итоге, как это бывает, разные локальные традиции выровнялись, и осталось и то, и другое, и третье.

Далее, перед Крещением возникла система разных предкрещальных подготовительных запретительных учительных и т. п. обрядов. Это здесь не рассматриваем, хотя это важно.

Еще одна важнейшая вещь - Евхаристия сразу после Крещения. Было бы странно, получив - наконец! - возможность причащаться, не сделать этого. Собственно, Евхаристию в самые ранние времена служили по воскресеньям, но ради Крещения - и в любые другие дни.

Все эти элементы никуда из нашего чина не делись. Мирная ектения и длинная молитва образуют, по сути, литургию (но не литургию Евхаристии, а литургию Крещения): в раннехристианскую эпоху Евхаристия состояла ровно из этих двух элементов, молитвы народа (т. е. ектении - говорят все; отсюда нагромождение ектений у нас до и после великого входа, т. е. перед анафорой) и молитвы предстоятеля (т. е. анафоры - говорит только он, а народ в самом конце: Аминь).

ОТСТУПЛЕНИЯ: Кстати, длинная молитва чина Крещения - не только об освящении воды (как и анафора - не только о Дарах), она и о крещаемых. Поэтому эту молитву никак нельзя опускать, сокращать и прочее. Кстати No.2: в нашем Требнике есть альтернативная молитва (в чине Крещения "страха ради смертного"), но печатается она с небольшой, но крайне печальной ошибкой - она обрывается на словах "страшное [со]противным", как будто, так и надо - но так ни в коем случае не надо! Самоочевидно, что молитва не может просто оборваться, без всякого даже возгласа. Но главный аргумент даже не в этом очевидном факте, а в том, что здесь в Требнике действительно серьёзная ошибка, чисто текстологическая. В десятках древних рукописях с этой молитвой, которые я просматривал, говорится, что, начиная с указанных слов нужно дальше читать по тексту первой (более длинной) молитвы! Ведь с этих слов и начинаются прошения о крещаемом, как же без них?! Вообще, это ещё одна аналогия с литургией: у нас две молитвы Евхаристии, побольше (Василия) и поменьше (Златоуста), которые совершенно различны до момента освящения Даров, но потом во многом близки - в разделе с прошениями о верных. То же и в Крещении: молитва побольше и поменьше, которые различаются до момента освящения воды, а дальше - в разделе с прошениями - идентичны. Кстати No.3 - эта альтернативная молитва (которая "страха ради смертного") на самом деле совсем не обязательно "страха ради...". В рукописях она надписывается просто как "иная". Так что вполне можно брать ее вместо первой, если нужно сократить (только с учётом того, что я написал о ее окончании: молитву нужно заканчивать по тексту основной, более продолжительной). КОНЕЦ ОТСТУПЛЕНИЙ.

После как бы маленькой литургии Крещения, которая представляет собой _молитву_, совершаются собственно тайнодействия. Опять как в Евхаристической литургии - сначала тексты (в Евхаристии: ектении и анафора, в Крещении: ектения и длинная молитва), а потом действие, с минимумом слов (в Евхаристии: Причащение, в Крещении: помазание-погружение-помазание). И ещё раз подчеркну: нельзя под предлогом использования заранее освящённой воды не читать молитвы Крещения. Иначе таинство останется, по сути, без своей главной _молитвы_. Конечно, бывает, что причащают без литургии - но это ведь всегда особый случай. А так нужно на литургии помолиться, как минимум. То же и с Крещением. А вот елей вполне можно заранее освятить - хотя бы потому, что миро освящается только заранее, и ничего.

Так вот, в Крещении "действие" представляют собой те самые три древних помазания (которые указывают на участие Св. Духа) + погружение в воду. Помазаний именно три: 1) воды купели (так что при самом погружении происходит помазание. Мы помазываем купель св. елеем, но когда-то помазывали св. миром - об этом свидетельствуют Ареопагитики); 2) тела крещаемого св. елеем ("елеем радования": для понимания этого термина нужно знать, что в Новом Завете "радование" связывается со Св. Духом) ДО погружения; 3) тела крещаемого (св. миром) ПОСЛЕ погружения. Я отметил, что за "радованием" стоит смысл, нужно также подчеркнуть, что погружение происходит "во имя", это важно, а также то, что последнее, третье, помазание (св. миром) представляет собой не просто "дар", а "печать дара". Эта "печать" запечатывает общее тайнодействие Крещения "водою и Духом".

Ну а затем должна бы идти Евхаристия. В Требнике от нее остались только "Елицы...", Апостол с Евангелием и вставка на сугубой ектении. Но Евхаристия именно что подразумевается - недаром в Требнике чин Крещения, в отличие от венчания и даже исповеди, не имеет толком оформленного заключения. А в Большом Требнике в конце и прямо содержатся два правила (которые надо бы, вообще-то, исполнять): 1) что священник должен крестить всегда только натощак (а как иначе, если потом причащаться?); 2) "Крещение всегда с литургией да бывает". Поэтому и Синодальное законодательство предписывало крестить _перед_ литургией. Собственно, пресловутая "крещальная литургия" - это просто полный чин Крещения, а затем полный чин литургии, но начиная не с антифонов, а с "Елицы".

Наконец, отдельно идут чины омовения мира на восьмой день и пострижения.

Восьмой день как день омовения мира был актуален тогда, когда помазание-"печать" было одно: на лбу. В древности св. елеем мазали все тело, а вот св. миром - только лоб. Это и логично: на документы всегда ставят одну печать, максимум две-три. Когда мазали только лоб, на голову одевали шапочку ("куколь"), неделю ее не снимали (ср. с монашескими делами), через неделю снимали - и т. д. Сейчас, когда мажут все тело, чин омовения св. мира, конечно, нужно совершать немедленно.

А вот чин пострижения в древних рукописях с Крещением не связан. Это чин "пострижения волос отрокам (NB!)", смысл его в подтверждении крещальных обетов, укреплении при вступлении в новый этап христианской жизни и т. п. - т. е., в общем-то, в том же, в чём состоит и смысл католической конфирмации. А само Крещение у католиков, как и у нас, состоит из помазания св. елеем (правда, после Второго Ватикана, его, кажется, сократили), погружения, помазания св. миром.

Если и считать пострижение волос византийским аналогом римской конфирмации (есть аргументы в пользу такой трактовки), то из этого совсем не следует, что это пострижение связано с крещальным миропомазанием. Миропомазание обязательно должно быть на своём месте - сразу после Крещения (такое же миропомазание есть, кстати, и в римской традиции - и оно не считается конфирмацией, конфирмация это _ещё одно_ миропомазание, которого у нас нет). И с "пострижением волос отроков" (так чин пострижения, который сейчас воспринимается как крещальный, называется в древних рукописях) оно не связано.

Если волос нет, действительно нужно просто возложить руку. Обряд пострижения в данном случае выражает достижение прошения о "нисхождении благодати Божией на главу". Рукоположение эту мысль тоже прекрасно выражает.

16 января 2009 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=25&t=1397

Наши рекомендации