Заупокойная ектения на литургии Иоанна Златоуста
Для справки: до 14 века этой ектении в чине литургии не было вовсе, а в 15 веке, когда она только-только появилась, она возглашалась лишь во вселенские родительские субботы, причём не после сугубой, а _вместо_ нее (для примера, вот Служебник 15 в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры:
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=216&pagefile=216-0018
Так что я полагаю, что эту ектению не нужно возглашать не только при празднике/бдении/полиелее, но и вообще никогда, кроме родительских (а возможно, и прочих) суббот и случаев специально выделенного поминовения - в сороковой день, годовщину и т. п. - персонально известных священнику/прихожанам усопших.
26 сентября 2011 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=2378
«Главы ваша» мы говорим оглашенным...
Не оглашенным, а непричащающимся верным.
01 декабря 2007
http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=8&t=1002&sid=eb14019d0accba9400165ee94ac06770
"Молитва верных" из литургии св. Иоанна Златоуста
Тут накладка: "молитва верных" - это ектения. Когда-то в литургии была всего одна ектения, которая читалась сразу после ухода оглашенных, и от которой сейчас остались только фрагменты в виде двух ектений (продолжающих одна другую) перед великим входом и ещё одной - после него. А те молитвы, которые читает священник в этот момент - это не "молитвы верных", а "[моление клира во время] молитвы верных". Чисто клерикальные тексты от лица одних сослужащих. Зачем сослужащим, а не только предстоятелю, совместно молиться в этот момент? Затем, что когда-то очень-очень давно (примерно до 7 в.) в Константинополе практика была такой: евхаристическую молитву в каждый конкретный день читал только кто-то один из священнослужителей, и этот кто-то мог быть вовсе не обязательно патриархом, но и любым из его священников - точнее, тем, кого патриарх сам укажет. Патриарх заранее не говорил, а объявлял о своём решении прямо после этих молитв (отсюда возник обсуждаемый в параллельной ветке диалог после великого входа; изначально этот диалог - способ красиво "показать пальцем" на возглавляющего сегодня; именно из-за этой его функции практика произнесения известных слов диаконом - тоже не идеальна; "Дух Святый найдет на тя... <читай: "Сегодня - ты, отец"> должны произносить или сослужащие священники в адрес предстоятеля <ср. наш Архиерейский Чиновник: "и глаголют архимандрити и прочии священницы" - а не "протодиакон"!>, или он сам себе <как в ряде древнерусских рукописей, где священнику, если нет сослужащих, предписано говорить так: "Дух Святый найдет на мя...">). Вот отсюда-то и возникли молитвы от лица клириков, читаемые в тот момент, когда верные заняты своей общей молитвой (т. е. ектенией). Ср. с единоличной молитвой "Никтоже достоин", появившейся в константинопольском чине литургии много позднее, уже когда утвердилась практика, что возглавляет всегда старший, но при этом остальным дают "сказать возгласы". Упрямо читать эти молитвы вслух всего народа - это нелюбовь к чину литургии, а принесение его в угоду ложной идеологии.
03 декабря 2010
Так я же выше написал: изначально эта ектения была не "отличной от других", а попросту единственной! Литургия 1-2 (а то и 3) вв., если совсем по-простому, состояла из двух молитв: 1) молитвы верных (когда говорили все; отсюда развились наши ектении - отсюда и обсуждаемый термин "молитва/ы верных", который, повторю вновь, ещё долго относился не к позднейшим молениям иерархов во время соответствующих ектений, а к самим ектениям) и 2) молитвы предстоятеля (которую произносил один епископ, а все только слушали и лишь в конце говорили: "Аминь" = анафора, от которой достаточно быстро отделилась ещё и благодарственная молитва после Причащения; остальные молитвы литургии - плод позднейших развитий и наслоений [что само по себе - совершенно не плохо]).
И да - в ранней Церкви верные не молились с оглашенными. Т. е. молились, но это как бы не считалось полноценной молитвой. Так что первое, что делали новокрещеные - это впервые в жизни молились вместе с братией, что описано уже в 1 Апологии мч. Иустина Философа, т. е. в очень раннем источнике.
Недаром, и в византийском чине Крещения первое, что делали только что принесшие крещальные обеты и, т. о., переставшие быть оглашенными - это сами (в чине это всячески подчеркивалось) отвечали "Господи помилуй" на прошения специально возглашавшейся для них ектении (располагалась, если сравнить с современным Требником, между Символом веры и заключительной предкрещальной молитвой). Логика очевидна: дав крещальные обеты, они наконец-то оказались допущены участвовать в настоящей ектении с верными.
08 декабря 2010 http://deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=374&start=75