Начало литургии, великая ектения и антифоны

Перед началом литургии все священники становятся по сторонам престола в порядке старшинства. Предстоятель становится перед передней частью престола,а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола. Все молитвыи уставной диалог произносит только предстоятель, а все сослужащие руки не воздевают, но приклонив головы, молятся и совершают поклоны вместе с ним. Затем только предстоятель и диаконы целуют: предстоятель – престол иЕвангелие, а диаконы – край престола с углов.

После словстаршего диакона:«Время сотворити Гóсподеви, Владыко, благослови»все диаконы принимают у предстоятеля благословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку, а затемстарший диакон произносит все слова диалога.Далеестарший диакон выходит северной дверью на солею, где произносит:«Благослови, владыко»ивеликую ектению;остальные диаконыостаются на своих местах.

Предстоятель, взяв святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков»иначертывает Евангелием знак креста над антиминсом, воздвигая его на словах: «Отца»–на восток, «и Сына»– на запад, «и Святаго»– насевер и«Духа» – на юг.Затем он полагает Евангелие на антиминсе, целует с крестным знамением престол и Евангелие. Вместе с ним и все сослужащие священники крестятся,целуют престол, и все кланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие предстоятелю.

Возглас:«Яко подобает Тебе…»послевеликой ектениипроизносит предстоятель.Все остальные возгласы произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном. При этом при произнесении возгласанасловах: «Отца и Сына и Святого Духа», священник крестится в сторону горнего места, а насловах: «ныне и присно»кланяется предстоятелю. Предстоятельотвечает на поклон священника ответным поклоном.

Возглас: «Яко Твоя держава…»произносит второй священник, а «Яко Благ и Человеколюбец…»– третий.Если служит только двасвященника,то эти возгласы произноситвторой священник. Все тайные молитвы на соборной службе читаются всеми священниками тихо вместе спредстоятелем,сообразуясь с ним[175].

Второйитретий диаконы (а если служат два диакона, товторой)вовремя произнесения прошениявеликой ектении: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную...»идут на горнее место. Старший диакон, сразу жепосле произнесения им великой ектении,уходит в алтарь и также идет на горнее место. Здесь они все вместе крестятся вместе с предстоятелем на словах возгласа: «Отцу и Сыну и Святому Духу», а на словах: «ны­не и присно и во веки веков»поворачиваются и совершают поклон ему, а затем и друг другу. Далее старший диакон отходит на свое место, авторой и третий выходят на солею:второйсеверной дверью и становится у иконы Спасителя, а третий южной дверьюи становится у иконы Божией Матери и стоят там до окончания пения 1-го антифона. После окончания пенияантифона оба сходятся пред царскими вратами, и второй диаконпроизносит здесь1-уюмалую ектению, после которой они снова отходят к иконам. После второго антифона они снова сходятся, итретий диакон произносит здесь2-уюмалую ектению, после которой оба совершают поклон и уходят в алтарь:второй северной, атретийюжной дверью. В алтаре они идут на горнее место, где вместе крестятся, кланяются предстоятелю и друг другу, а затем принимают кадила от пономарей.

Если служат только два диакона,товторой диаконвыходит на солею северной дверью и произносит здесьмалые ектении.В алтарь после произнесения ектенийонвозвращается южной дверью и далее идет на горнее место, где крестится, кланяется предстоятелю и принимает от пономаря кадило.

Старший диакон после возгласа священника: «Яко Благ и Человеколюбец…»отверзает царские врата длямалого входа.

Малый вход

Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю идруг другу.

Предстоятель со старшим диаконом совершаетдва поясных поклона: предстоятель целует престол иЕвангелие, астарший диакон – край престола, и поклоняются вместе третий раз. Затем предстоятель берет со святого престола Евангелиеи подаёт егостаршему диакону.Старший диакон, держа орарьв правой руке,принимает двумя руками святоеЕвангелие,целует правую руку предстоятеляи идет на горнее место. Здесь он, свещеносцы, второйитретий диаконы с кадилами(если служат два диакона, товторой)кланяются к горнему месту и предстоятелю,и становятся позади престола лицом на запад. Предстоятельи все священники совершают двукратное поклонение, целуют престол (кроме предстоятеля), совершают третье поклонение, и кланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие предстоятелю.Второйитретий диаконы (если служат два диакона, товторой) высокоподнимаюткадила, и второй диакон испрашивает благословение у предстоятеля: «Благослови, Владыко, кадило». Предстоятельблагословляет кадило и начинается шествие северной дверью на солею. Всевыстраиваются в один ряд: впереди свещеносцы со свечами, за ними диаконы с кадилами, далее старший диакон сЕвангели­ем, священники (младшие впереди) и завершает шествие предстоятель.

На солее:

свещеносцы спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат;

диаконы с кадилами кадят иконы на царских вратах (второйСпасителя,атретийБогородицы)и сразу же входят в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре они сразу же вместе совершают каждение передней части святого престола, а затем расходятся и кадят синхронно: второй диакон южную (правую) сторону, а третий северную (левую) сторону святого престола. Далее они сходятся и вместе кадят заднюю часть престола, а затем вместе и горнее место. Потом они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей: второй диакон с южной (правой) стороны, атретийс северной(левой) стороныпрестола.

Если служат только два диакона, товторой диакон кадит иконы на царских вратах СпасителяиБогородицыи сразу же входит в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре он совершает каждение святого престола вокруг с четырех сторон и горнее место, а затем становится возле северной (левой) стороны святого престола, ожидая входа священнослужителей;

предстоятель становитсяпосре­дине перед царскими вратами лицом к алтарю;

старший диакон становится впереди немного правее предстоятеля (правым плечом к правой створке царских врат), вполуоборот по отношению к нему;

священникистановятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля по старшинству (старшие впереди, начиная от предстоятеля).

Когда все станут на свои места, священники истарший диаконповорачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю,на что он отвечает поклоном на обе стороны.Старший диакон полагаетЕвангелиена свое левое плечо, и, удерживая его левой рукой, держа правой рукой орарь, крестится, приклоняет голову и обращается к предстоятелю,тихо говоря:«Господу помолимся». Предстоятель, приклонив голову,читает (в полголоса) молитву входа: «Владыко Господи Боже наш…». Старший диаконотвечает:«Аминь»и указуя орарем на восток, говорит в полголоса: «Благослови, владыко, святый вход». На что предстоятель крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо:«Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».Старший диаконтихо отвечает: «Аминь»,беретЕвангелиедвумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит его предстоятелюдля целования. Предстоятель,поддерживаяЕвангелиедвумя руками, целует его, а старший диакон, в свою очередь,целует его правую руку. Далеестарший диакон делает шаг назад, кланяется предстоятелю,поворачивается на восток через правое плечо, становится у царских врат, высоко держаЕвангелиев обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение последнего тропаря на «Блаженных»или3-го антифона, он становится в царских вратах, лицомкпрестолу впереди предстоятеляи, возвышаяЕвангелие, изображает имзнак креста, возглашая: «Премудрость, прости».

Затем старший диакон входит в алтарь, полагаетЕвангелиена обычном месте на святом престоле и становится у южной стороны святого престола, ожидая входапредстоятеля в алтарь.

Диаконы с кадилами (если служат два диакона, товторой), находясь уже на углах престола, встречают каждением старшего диакона сЕвангелиеми священников, входящих в алтарь и идут на горнее место (каждый своейстороной алтаря). Затем они вместе со свещеносцами крестятся, кланяютсяпредстоятелю и отдают кадила пономарям.

Священникикрестятся и целуют только одну икону каждый на своей стороне, или Спасителя или Божией Матери, входят в алтарь царскими вратами и становятся на прежние места предстояния у престола.

Предстоятель, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. После этого он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Затем все священнослужители вместе крес­тятся, целуют святой престол (апредстоятельиЕвангелие) икланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие– предстоятелю.

Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются предстоятелю, тушат свечи и отходят на свои места.

Трисвятая песнь

Во время пения хором на «И ныне» последнего кондака,старший диакон целует престол и обращается к предстоятелю: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Предстоятельблагословляет старшего диакона, который в свою очередь целует руку его благословившего, выходит царскими вратами на солею и поворачивается лицом на восток.

После окончания пения кондака старший диакон возглашает:«Господу, помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Предстоятель вслух произносит возглас: «Яко Свят еси, Бо­же наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно».

Старший диакон на солее перед царскими вратами произносит: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор повторяет.

Старший диакон: «И услыши ны».

Хор поет то же самое.

Старший диакон поворачивается через правое плечо, наводя приподнятым орарем в правой руке на народ и медленно всем корпусом делает поворот на правую сторону (от иконы Спасителя к иконе Богоматери) и далее к престолу произнося: «И во веки веков». Затем он царскими вратами входит в алтарь, крестится, целует престол, делает поклон священнику и становится справа от него, перед святым престолом.

Хор: «Аминь»иТрисвятое.

Во время пения хоромпредстоятельтакже читает вслух Трисвятое.На пении: «Слава» все сослужащие священники и старший диакон (остальные диаконы остаются на своих местах) вместе с предстоятелем крестятся, целуют край престола и отходят на горнее место, старшие впереди. Старший диакон при этомпроизносит:«Повели, Владыко»и«Благослови, владыко, горний престол», а предстоятель: «Благословен грядый во имя Господне»и «Благословен еси на Престоле…».

На горнем месте все крестятся на восток, кланяются предстоятелю и становятся по обе стороны от него по старшинству,старшие впереди. Второй диакон беретАпостоли испрашивает у предстоятеля благословение на его чтение.

Чтение Апостола и Евангелия

После окончания пения Трисвятого старший диакон, предварительно поклонившись предстоятелю, произносит:«Вонмем».

Предстоятель,предварительно сотворив поклонсослужащим, произносит:«Мир всем»иосеняет крестообразно молящийся в храме народ.

Старший диакон произносит все возгласы предваряющие чтение Апостола,принимает кадильницу от пономаря, испрашивает благословение на каждение у предстоятеля и совершает каждение алтаря, иконостаса и молящихся (см.:V. Божественная литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, литургия оглашенных, Чтение Апостола и Евангелия).

Священники во времячтения Апостола отходят на приготовленные им места с южной и северной стороны горнего места, и садятся лицом на запад. Предстоятель садится первым от горнего места с южной его стороны, а остальные священники сидят в порядке старшинства, каждый на своей стороне. При каждении их старшим диаконом все священники встают и кланяются, на что диакон также отвечает им поклоном.

После прочтения Апостола предстоятель встаёт со своего места и благословляет чтеца Апостола, говоря: «Мир ти».

Старший диакон: «Премудрость».

Второй диакон, после прочтения Апостола, отходит к местной иконе Богородицы и здесь возглашает:«Аллилуиа»со стихами аллилуиария. После его возглашения он крестится, заходит в алтарь через царские врата и становится возле северной стороны престола лицом к нему, положив орарь на Апостол.

Второй священник, предварительно сотворив поклон предстоятелю, идет к престолу. Здесь он вместе состаршим диаконом дважды крестится: священник целуетЕвангелие, а диаконпрестол.Затем священникподаёт диаконуЕвангелие, и ди­акон целует его руку. Второй священниквозвращается на свое место и снова кланяется предстоятелю.

Свещеносцы в начале пения аллилуиариясо свечами идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю, выходят северной и южной дверями из алтаря, идя впереди диакона, несущего Евангелие, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат.

Старший диакон сЕвангелиемидет на горнее место и подносит его лицевой стороной предстоятелюдля целования. Предстоятель, поддерживая Евангелие двумя руками, целует его, а старший диакон целует его правую руку. Обойдя престол, он выноситЕвангелиечерез царские врата на амвон, где для чтения поставляется аналой. Затем он ставитЕвангелиена аналой лицевой стороной к алтарю, а поверх Евангелияполагает передний конец ораря, так, чтобы первый крест ораря лежал на верхнем его ребре. После этого держаЕвангелиедвумя руками в верхней его части, он возглашает:«Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста(имя евангелиста)».Дальше он полагает наЕвангелиеобе руки и приклоняет на них голову, челом приникая вверхуЕвангелия,оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля.

Предстоятель на горнем месте велегласно произносит: «Бог, молитвами святаго…»,ина словах:«да даст тебе глагол»благословляет диакона рукой, начертывая отчётливо небольшой крест.

Старший диакон отвечает: «Аминь»,полагаетЕвангелиена левое плечо,правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на негоЕвангелиеи раскрывает его для чтения.

Второй диакон возле северной стороны престола возглашает:«Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия»(если служит только один диакон, тогдаэтот возглас произноситвторой священник).

Предстоятель с горнего места преподает молящимся в храме благословение, произнося: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Свещеносцы кланяются, ставят подсвечники перед аналоем и поворачиваются лицом друг к другу по бокам аналоя.

Старший диакон: «От Матфея(или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Третий диакон со своего места(если его нет, товторой диакон,а еслислужит только один диакон,тогдатретий священник): «Вонмем».

Старший диакон читаетЕвангелие.

Второй диакон крестится, целует престол и подходит к предстоятелю на горнее место для благословения. Получив благословение предстоятеля, он целует его руку и отходит на свое место слева от святого престола.

После прочтенияЕвангелиявсе священники крестятся, кланяются к горнему месту, а затем возвращаются и становятся на свои места прежнего предстояния перед престолом. Предстоятельидет северной стороной алтаря к царским вратам, благословляет диакона, начертывая рукой небольшой крест и тихо говоря: «Мир ти, благовествующему». Затем он принимаетустаршего диакона Евангелие, крестообразно осеняет им народ и передаёт еговторому священнику, который и поставляет его на престоле.

Второй диакон в конце чтенияЕвангелияидет нагорнее место, где вместе со священниками крестится и кланяется предстоятелю, а затем выходит северной дверью на солею. Здесь он крестится и кланяется вместе состаршим диакономи затем произносит на амвонесугубую ектению.

Сугубая ектения

Насугубой ектении во время прошенияо церковных властях предстоятель и первая пара предстоящих священников разворачивают антиминс.Сначала предстоятель справым,старшим сослужащимоткрывают правую часть,а потом слевым сослужащимлевую часть, потом все вместе открывают нижнюю и, наконец, также все вместе верхнюю часть илитона.Затем они таким же образом открывают правую, левую и нижнюю часть антиминса.Развернув антиминс, все крестятся один раз и целуют антиминс: священникикланяются предстоятелю, на что он отвечает поклоном на обе стороны.

Возглас после сугубой ектении: «Яко милостив и Человеколюбец…» произносит предстоятель.

Заупокойная ектения

Предстоятель благословляет кадило диакону, а такжечитает велегласно молитву: «Боже духóв и всякия плоти…» заканчивая её возгласом: «Яко Ты еси Воскресение и живот...».

Все возгласы до Херувимской песни священники произносят по очереди по указанию предстоятеля.

Ектения о оглашенных

Ектению о оглашенных обычно произносит младший диакон, астарший диакон закрывает царские врата.

Перед прошением: «Открыет им Евангелие правды», вторая пара священников(а если нетвторой пары,товторойитретий священники,илиже, если неттретьего священника, топервая пара), подходят к престолу.На прошении:«Открыет им Евангелие правды» вторая пара священников(а если нетвторой, товторойитретий священники,или же, если неттретьего священника,топервая пара) открывают верхнюю сторону антиминса. Далее оникрестятся, целуют престол и кланяются предстоятелю, на что он отвечает также поклоном на обестороны.

Во время произнесения возгласа: «Да и тии с нами…» предстоятель берет лежащую внутри антиминса губу и на словах: «Отца и Сына и Святаго Духа», крестообразно осеняет ею антиминс, целует губку и полагает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса.

Младший диакон на солеевозглашает прошение:«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», а затем и следующуюектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Второй диакон (а если его нет, тостарший)идет на горнее место, принимает от пономаря кадило, испрашивает у предстоятеляблагословение и начинает каждение алтаря(см.:Приложения, Виды каждений и их особенности, Каждение на «Иже херувимы» при соборном служении).

Наши рекомендации